Отличник народного образования
Реутова Илорида Георгиевна — учитель русского языка и литературы
В альбоме «Наши учителя» музейного архива школы № 16 содержится следующая информация:
Останина Илорида Георгиевна родилась в Лысьве, училась в школе № 3. В 1941 году окончила I курс литературного факультета Пермского педагогического института. Война! После окончания курсов медсестер Илорида Георгиевна работала в госпитале, в больнице, служила в рядах Советской Армии. И только в сентябре 1945 года снова вернулась в институт, который окончила в 1948 году. Была направлена в Кыновскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Здесь в 1951 году вступила в партию. С 1954 года Илорида Георгиевна живет и работает в Лысьве. Была инспектором гороно.
В 1963 году назначена директором средней школы № 16. Как учитель, отлично владеет методикой преподавания, ее уроки разнообразны, интересны, учащиеся их ждут, на них можно поспорить., высказать свое мнение. Как директор, Илорида Георгиевна умеет организовать педагогический коллектив на выполнение решений партии и правительства о школе. Сейчас Илорида Георгиевна на пенсии, но покой не для нее. Она и сейчас в гуще общественной жизни.
Награждена медалями «За победу над Германией», «20 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет вооруженных сил СССР», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», значком «Отличник народного образования».
Дополнить информацию об Илориде Георгиевне помог еще один источник — альбом выпускников 1940 года школы № 3. В нем содержатся интересные биографические сведения.
Из моих воспоминаний
Мой родной город — Лысьва. Здесь я родилась в 1922 году в семье рабочего металлургического завода, коммуниста, здесь окончила среднюю школу № 3 им. В.И. Ленина, работала.
Школа № 3. 7 «А» класс. 1937 год. 3 ряд, четвертая справа — Останина Илорида
Школа № 3. 8 класс. 1938 год. 3 ряд, четвертая слева — Останина Илорида
Школа № 3. 9 класс. 18 мая 1939 года. Первый ряд, первая слева — Останина Илорида
Школа № 3. 10 класс. 1940 год. 3 ряд, первая справа — Останина Илорида
Окончив в 1940 году школу, поступила на литературный факультет Пермского педагогического института. Профессия учителя была мной выбрана с первого класса, а предмет определил 8 класс, когда к нам пришел молодой учитель литературы Котельников Павел Иванович.
Начавшаяся в 1941 году война с гитлеровской Германией заставила меня, комсомолку, определить свое место в борьбе с врагом. Я поступила на курсы медсестер в г. Перми и через три месяца получила звание медицинской сестры. Работала в госпиталях Перми и Лысьвы.
Пришлось повидать многое, увидеть человеческие страдания и боль. Вначале было трудно, не было сноровки, навыка, поэтому не всегда все получалось сразу. На всю жизнь запомнила первый укол-перевязку после операции.
Удостоверение медицинской сестры, 1942 год. Из личного архива Останиной Н.Ф.
В 1943 году добровольно ушла на фронт. Служила санинструктором в 39 отдельном железнодорожном батальоне на III Украинском и I Прибалтийском фронтах. Была комсоргом штабных подразделений.
В 1945 году вернулась на учебу в институт. Решение быть учителем не изменилось. Через три года получила специальность учителя русского языка и литературы. Получила направление в Кыновскую среднюю школу.
Позади служба в армии, трудные годы учения, а оказалось, что я многого не умею из того, что должен знать учитель, не знаю, как объяснить материал так, чтобы все поняли, не знаю, как добиться хорошей дисциплины на уроке, как поступить в каждом конкретном случае, возникающем на уроке. И первое время всегда со стыдом вспоминала слова заведующей гороно т. Мартыновой: «Можно иметь диплом с отличием и быть плохим учителем».
Началась снова работа, ночная, при свете керосиновой лампы, кропотливая и упорная. И пришла вера в свои силы. Глубоко признательна Тиунову Александру Яковлевичу, завучу школы, учителю биологии. Как терпеливо он учил меня, подолгу разбирал уроки, советовал, наставлял. А главное запомнила своих первых учеников 9 и 10 классов. Среди них были воспитанники детского дома, сироты войны. Они показывали мне, учителю, пример трудолюбия, терпения. В первую смену проведу урок в 9 классе, а вечером приходили десятиклассники, чтобы повторить этот урок за 9 класс (надо сказать, что я была первая учительница литературы в школе с высшим образованием). С меня много требовалось, и я старалась.
В 1951 году в Кыну я вступила в члены КПСС. Мое партийное поручение — вела кружок по изучению работ В.И. Ленина для коммунистов села.
Педколлектив, Кын-завод. Во втором ряду, первая справа — Реутова И.Г. 1952 год.
В 1954 году была переведена инспектором Лысьвенского гороно. Семь лет работы в гороно научили меня многому: я хорошо узнала учителей города и района, побывала на уроках почти во всех школах, учила молодых, передавала опыт стажистам и, конечно, опять училась сама. Была на курсах инспекторов при Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время работы в гороно избиралась в бюро, секретарем которого был Мальчуков И.О., членом бюро была Уховцева Т.П. Вот эти коммунисты запомнились мне своей ответственностью за порученное дело, строгостью, принципиальностью, а, главное, человеческой душевностью и вниманием. С ними можно было решать любые вопросы. Своей скромностью, простотой, уважением к человеку они привлекали к себе, их уважали. Это были коммунисты ленинского склада.
На уроке литературы
В 1961 году перешла работать учителем в школу рабочей молодежи № 1, где директором был Александров И.А. (с ним я начинала свою работу в гороно). Снова вернулась к учительской работе, а вот ученики совершенно иные — взрослые, рабочие завода и других предприятий города. Были и вчерашние школьники, были только что вернувшиеся из армии, у некоторых были семьи. Новые проблемы, новые трудности, радости и огорчения. Все мои ученики через 2 года закончили 10 класс.
И здесь моим наставником была Самоловова В.А., она всю жизнь до пенсии проработала в одной этой школе, опыт громадный, и ее советы были мне так необходимы.
И вот в 1963 году меня назначают директором школы № 16.
Я пришла в коллектив, в котором было много добрых традиций, заложенных директорами Поповой Р.В., Швецовым И.И., завучами Золотовым С.А., Маниной Е.Н. Это был сильный педагогический коллектив, в нем было много мастеров-педагогов, энтузиастов. Секретарем партийной организации школы была Березаева Э.М.
Интересно жила школа в 60-70-х годах. Особенно запомнились городские смотры художественной самодеятельности, подготовка и проведение которых давали такую огромную эстетическую зарядку. Тогда все кружки работали в школах, а не в клубах и площадках. Были и неплохие руководители их. К смотрам же готовились все: и ученики, и учителя, и родители. А смотр в ДК ЛМЗ был настоящим праздником.
Жаль, что последние годы городские смотры утратили былую торжественность и ценность для детей.
Огромное значение в те годы придавала школа и трудовому воспитанию. Вот плоды наших трудовых дел: озеленение Ленинского поселка. На эту работу выходили все, начиная с директора школы. Определялся фронт работ для каждого класса. Работали дружно с учителем вместе. Садили деревья, разбивали газоны, высаживали цветочную рассаду, поливали, пололи, все делали сами ребята, а не работники ЖКО. Два раза в год, весной и осенью, проводили уборку всего поселка, скверов, газонов. И так больно смотреть сегодня на загрязненные скверы города. Особенно больно, когда видишь учеников школ, пытающихся мести вокруг школьных дворов, а учитель либо отдает распоряжения, либо совсем отсутствует.
Осталась в памяти по значимости и конференция отцов. При подготовке к ней провели анкетирование ребят и родителей. Цель — выяснить влияние отцов в семье, помочь им увидеть истинное положение глазами своих детей, помочь отцам в решении вопросов воспитания.
Ученикам 1-8 классов предлагались такие вопросы: как ты проводишь свое свободное время? С кем? С кем ты делишься своими тревогами, радостями, как отмечаются в семье дни рождения детей? С кем ты любишь ходить в кино, театр? и др.
Из ответов детей четко определилось отцовское влияние на воспитание, их авторитет. С ответами без названия фамилий были ознакомлены отцы. Наверное, ни одного заставили задуматься такие ответы: «Раньше я не любил сидеть дома. После уроков бегал на улице. Теперь же спешу домой. Мой папа уже 3 дня не пьет», «Мне дни рождения не справляют. Приходят гости к папе. Пьют все». «Мой лучший друг — папа. Ему обо всем говорю», «Говорю с мамой, папа не слушает».
А после конференции приготовила лекции на темы «Алкоголь и дети», «Дети и деньги» и выходила с ними в трудовые коллективы города.
В 1979 году вышла на пенсию, в школе не смогла работать по состоянию здоровья (подвел слух), а без дела жить не могла. И это дело нашлось.
Это прежде всего лекторская работа. Я как бы продолжала свою работу по воспитанию подрастающего поколения, когда говорила с родителями о проблемах воспитания в семье. Было разработано много тем: «Воспитание в семье Ульяновых», «Каким был Ленин в жизни», «Нравственные основы советской семьи», «Этика семейных отношений», «Этика служебных отношений» и другие. В городе, пожалуй, нет коллектива, где бы я не читала лекций. Читала до 80 лекций в год. Принимали всегда хорошо, а это давало новые силы для работы, рождало новые планы.
Так, когда в школах был предложен факультативный курс «Этика и психология семейной жизни», я, первая в городе, взялась вести его в своей родной школе № 16. Занятия нравились ученикам девятых классов, они готовились к жизни в семье, к выполнению своих будущих родительских и супружеских обязанностей. Хорошо, что эти занятия теперь проводятся во всех школах, только надо серьезно продумать, чтобы они были действительно школой для ребят, чтобы не велись они случайными людьми, равнодушными, холодными душевно. Будет вред, а не польза.
А основное в последние восемь лет — это общественная партийная работа. Вначале член бюро территориальной парторганизации, а с 1983 года — секретарь партбюро. Особенность — это работа с ветеранами труда, войны, партии, людьми-тружениками. Сложно то, что многие по состоянию здоровья требуют особого внимания и заботы, у них самые различные проблемы требуют решения. Радостно потому, что ты чувствуешь свою необходимость помочь престарелым ветеранам, этому поистине «золотому фонду партии». В работе с ними нет мелочей. Главное, нужно уважение к каждому, умение выслушать, посоветовать, помочь словом и делом.
В этой работе для меня открылись заново люди, которых я знала раньше, раскрылись их богатые души, щедрые сердца, их активная жизненная позиция и в возрасте 70-80 лет, когда все болит…
Я рада и горда, что узнала Надежду Александровну Сыропятову, подпольщицу гражданской войны, Федора Павловича Ворончихина, активнейшего члена партбюро, добрейшей души человека, беспокойного, неравнодушного, готового всегда помочь людям.
Среди ветеранов нет равнодушных, их все касается. У них богатый жизненный опыт, им [есть] с чем сравнить сегодняшнее отношение к труду, к людям, к выполнению гражданского и партийного долга, они непримиримы ко всем нарушениям.
Они всегда работали в полную меру сил. Об этом говорят их трудовые и боевые награды. В нашей парторганизации более 110 коммунистов и 105 награждены орденами и медалями. Двадцать восемь участников Великой Отечественной войны, десять человек награждены знаком «50 лет пребывания в партии». Коммунист т. Нечаев А. А. удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Моя работа была отмечена такими правительственными наградами: орден Отечественной войны II степени, значок «Отличник народного просвещения» и медаль «Ветеран труда». Это очень высокие награды, и в том, что я их получила не только моя заслуга. Я думаю, что в этом большая доля моей семьи, отца и матери. Ведь они дали мне то, что определило всю мою жизнь.
Росла я в рабочей семье, где очень ценили умение трудиться, делать все увлеченно, с любовью, не гнушаться никаким трудом. Мои родители —скромные рядовые советские люди — научили меня любить Родину, делом доказывать эту любовь, гордиться ее успехами. А первым коммунистом для меня был отец, Останин Георгий Ефремович. Его отношение к работе, обязанностям коммуниста, принципиальность, требовательность к себе и другим, умение держать свое слово, не путать свой карман с государственным, ответственность за порученное дело каждодневно, ненавязчиво учили меня. Ни один отцовский урок не прошел даром: всю жизнь я помнила их, старалась быть хоть в чем-то похожей на отца-коммуниста.
Останина И.Г. Лысьва, 1982 год
Источники:
- Фонды музея школы № 3
- Фонды музея школы № 16
- Личность в истории Лысьвенского округа: http://www.lysva-library.ru/lichnost/r/reutova/