Возвращение к истокам: история школы № 16 (1936-1953)
История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого
– В.О. Ключевский
Историческая память — основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память — наше богатство, наша связь с прошлым.
Память и знание о прошлом наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть завод, на котором работали наши предки, пусть снесённые здания школ — будут для нас живыми, т.е. имеющими прошлое. Все они зарождали историю города.
История школы № 16 начинается с сентября 1936 года. Именно тогда по адресу улица Полярников 7 было построено двухэтажное каменное здание семилетней школы № 16. Но, к сожалению, получилось так, что с переездом в новое здание в 1953 году по адресу Ленина 36, школа начала историю с чистого листа, отмечая юбилейные даты с 1953 года.
Мы долго шли к тому, чтобы соединить историю одной школы.
С 2009 начали собирать материал о школе, открытой в 1936: обращались к жителям через газету «Искра», собирали воспоминания выпускников, фотографии, делали запрос в городской архив, пролистали подшивку газеты «Искра» с 1936 по 1953 год, встречались с родственниками учителей и технических работников, которые трудились в школе в годы войны.
В 2019 группа учащихся с руководителем Иваном Вячеславовичем Ветошкиным попыталась отследить путь эвакогоспиталя № 2703 по архивам. Кравченко Вероника Шахиновна и Роман Николаевич, учителя истории, изучили книги выдачи аттестатов и увидели судьбу выпускников довоенных лет.
И в 2021 году, в год 85-летия со дня открытия школы № 16, мы возвращаемся к её истокам. Будем знать историю — будем возвращать и восстанавливать несправедливо забытое и передавать эту историю следующему поколению.
Лысьвенский железоделательный завод. 1890-1917 гг.
В начале XX века Лысьва — заводской посёлок, грязный, с деревянными тротуарами.
В 1926 году Лысьва получила статус города. В начале 1928 года город посетил Народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он побывал на лысьвенском заводе, посетил бараки, в которых жили рабочие завода, посмотрел школы:
«В городе остро ощущался недостаток жилья, школ, больниц, детских садов, дорог, водоснабжения».
Сейчас можно только предположить, что доложил А.В. Луначарский в Москве, но уже 16 сентября 1929 года состоялось заседание комиссии по планировке нашего города. Центр Лысьвы решили сформировать вокруг Травянского пруда и на Мысу (будущий посёлок имени Ленина, там в то время были дровяные склады).
В формировании облика Лысьвы принял участие академик архитектуры Алексей Викторович Щусев. Под его руководством разработан проект посёлка Ленина в г. Лысьва.
Генеральный план Ленинского посёлка
В 1932 году построен Дворец культуры (ЛМЗ), первый в городе водопровод (до этого воду возили на лошадях в деревянных бочках). Строилось жильё на левой стороне улицы Ленина.
В посёлке была начальная школа № 4 — два деревянных барака на улице Кабакова, которую впоследствии переименуют в Полярников (подвиг полярников-папанинцев в 1937 г.). В городе школьных зданий не хватало, занятия проводились в 3 смены, за партами сидели по 3-4 человека.
В отчёте о поездке А.В.Луначарский напишет:
«Я видел эти ужасные лысьвенские школы, уступающие плохоньким сельским школам средней России, и считаю, что необходимо сейчас же прийти на помощь <…>»
После поездки в Москву заведующий Гороно Емельянов Борис Сергеевич доложил:
«Товарищ Луначарский А.В. просит Уралоно выделить из фонда на строительство школ по Уралу часть средств Лысьве и сообщает, что в план школьного строительства Лысьва будет включена особо».
Лысьвенский городской Совет распоряжением от 09.02.1936 г. за № 866 определил земельные участки под постройку двух школ:
1. Предоставить ГорОНО на правах бессрочного пользования следующие земельные участки под строительство школ: Отвод участков в натуре возложить на Горбюро ТЭУ
Стоимость намеченных к сносу строений отнести за счет застройщика.
Предложить Дирекции завода имени «ЗИ» имеющиеся на данном участке строения снести в следующие сроки: дома за №№ 7, 9 и 16 по II линии и № 9 по III линии — к 1 октября 1936 года, а остальные № 10 и 14 по II линии к 1 июня 1937 года.
2. В Ленинском поселке в кварт. № 30 по ул. Кабакова между школой № 4 и переулком Перовской площадью в два га.
Предложить дирекции завода имени «ЗИ» имеющиеся на отведенном участке бараки за №№ 6, 8, 9, и 12 снести к 1 октября 1936 г.
В Октябрьском поселке, в соответствии с 1 вариантом планировки города, на север от существующей линии застройки поселка смежно с ул. Рыкова, площадью два га. Имея ввиду, что по отношению к V утвержденному проекту планировки данный участок является более удачным по рельефу местности и месторасположению.
В 1936 году Першакову С.А. назначают директором строящейся школы № 16 в Ленинском посёлке. В распоряжении школьного музея есть несколько документов, описывающих данное назначение. Из письма Э.А. Барча, адресованного Першаковой С.А. от 17 февраля 1936 года:
<…> Постановлением Горкома партии Вы назначены директором вновь строящейся школы в Ленинском поселке. Необходимо сегодня нам собраться и поговорить о плане постройки, а Вам ознакомиться с состоянием дел по подготовке к строительству. Прошу Вас назначить время, когда Вы можете прийти в Горсовет.
Прораб /Э. Барч/
22 февраля 1936 года в газете «Искра» вышла заметка «О строительстве двух новых школ»:
Горком партии и Горсовет разработали конкретные мероприятия, обеспечивающие строительство двух новых неполных средних школ к 15 августа с. г., одной в Ленинском поселке, второй в Октябрьском поселке.
Начальником строительства школ утвержден тов. БАРЧ Э. А.
Зав. Горкомхозом т. Смольникову предложено развернуть работу комбината местных строительных материалов по добыче бутового камня, песка, кирпича, извести и алебастра, и к 1 марта подготовить помещения для рабочих, которые будут заняты на школьном строительстве.
Директорами строящихся двух новых школ назначены: школы № 15 Октябрьского поселка тов. ВЕРЗАКОВ и школы № 16 в Ленинском поселке тов. ПЕРШАКОВА С. А.
Парторгами строительства школы в Ленинском поселке назначен тов. Логинов, в Октябрьском поселке тов. Шилин.
Горком и Горсовет обязали зав. Гор. ОНО т. Гребенкина и директоров школ укомплектовать школы педагогическим составом, оборудовать классы учебными и наглядными пособиями, венской мебелью, цветами, зеркалами, хозяйственным инвентарем.
Завкому металлургов, Горпрофсовету и Горкому ВЛКСМ поручено организовать шефство цехов, предприятий, организаций и учреждений над строительством школ, и на ряду с оказанием повседневной помощи строительству школ, через группы легкой кавалерии и массовый рабочий контроль, вести непримиримую борьбу за выполнение строительства школ в установленные сроки.
Першакова Софья Алексеевна — директор при строительстве школы № 16
И, наконец, третий документ — выписка из книги распоряжений № 742 от 5 марта 1936 года, подписанный зав. ГорОНО Гребенкиным К.К.:
Ввиду назначения зав. школы № 8 т. Першаковой С.А. на вновь строящуюся школу № 16 в Ленинском поселке, в должности директора, зав школы № 8 с 7 марта сего года назначить т. Мартьянову Марию Филипповну, которой надлежит принять [дела] от т. Першаковой, сдать в течение суток.
Акт о сдаче-приемки предоставить в ГорОНО.
Строительство школы № 16 шло очень напряжённо. Стахановец-каменщик Коневских пишет:
«Кладка стен у нас всё время шла медленно. 10 мая на совещании рабкоров - строителей в редакции «Искры» мы предложили провести стахановский день на стройке школы. 20 мая после подготовительных работ и непогоды мы провели стахановский день, который нас многому научил. Главное, чтобы руководители создали все условия для бесперебойной работы».
Работа на школьной стройке закипела. Парторг Логинов так описывает ударный труд каменщиков в заметке «Строить по-стахановски»:
« <…> На постройке школы № 16 в Ленинском поселке 2 июня началась стахановская декада. Ей предшествовала стахановская пятидневка, проведенная с 23 по 28 мая. В пятидневку было достигнуто повышение производительности труда. Если за период с 17 по 22 мая на стройке было уложено 30 тысяч кирпичей, то за период с 23 по 28 мая было уложено 40706 кирпичей.
Подтягиваются каменщики, не выполняющие нормы. Так, Хафизов клал до стахановской пятидневки 500 кирпичей вместо 1400 штук по норме. Теперь он кладет по 1000 штук.
Каменщики работали с двумя подносчиками и против обычного без подручных.
Прораб улучшил расстановку рабочих, подсобных рабочих перевели на двухсменную работу. От этого полнее загрузилось их рабочее время, а каменщики имели достаточно материала.
Первые дни Стахановской декады показывают повышение производительности. Если в пятидневку в среднем в день, при большем количестве каменщиков, чем в стахановскую декаду, укладывалось по 8 тысяч кирпича, то в стахановскую декаду — 2 июня было уложено 10 тыс. кирпича, 3 июня — 9300 кирпича.
Стахановец КОНЕВСКИХ уложил за 9 часов 4200 штук кирпича. Такой высокой производительности каменщиков стройки еще не видели <…>.
<…> Каменщик постройки школы № 16 тов. КОНЕВСКИХ на рабкоровском собрании взял на себя обязательство перевыполнить новые нормы (3000 штук) и добиться кладки 5000 штук.
2 июня тов. КОНЕВСКИХ уложил 4200 кирпичей. Это максимальная до сего времени кладка».
В июне 1936 года выложен первый этаж. Темпы строительства падают ввиду нехватки строительного материала. Парторг М. Логинов бьёт тревогу в заметке «Берестов срывает график строительства школы №16»:
Стахановцы постройки школы № 16 в Ленинском поселке закончили кладку первого этажа. Но дальнейшая работа стоит под угрозой срыва из-за отсутствия ряда необходимейшего строительного материала.
Нет досок 30 и 40 миллиметров, брусьев, балок, извести, песку, глины для кладки печей, арматурного железа, гвоздей. На все это отдел снабжения горкомхоза, которым руководит тов. Берестов, давно уже получил заявки, но БЕРЕСТОВ не торопится с их заготовкой и доставкой на площадку.
В заметке «Благодушие царит на стройках», опубликованной в газете «Искра» за две недели до начала учебного года (17 августа 1936 г.), парторг по строительству школы продолжает нагнетать атмосферу:
Через две недели начнется учебный год. Но постройка двух новых школ вызывает серьезные опасения за их окончание к этому времени.
Руководители построек, проделав самую большую часть работы, рабскими темпами ведут отделочные работы.
Они ссылаются на недостаток материалов и рабочих. Но кто должен организовать бесперебойную доставку, например, алебастра и других имеющихся на складах материалов, чтобы избежать простоев?
Сейчас можно вести отделочные работы в ряде классов, но побелки не делают, ждут, когда будет получен шнур, который никоим образом не задерживает отделку стен. Можно вести шпаклевку пола. Разве для этого нужно иметь краску? Все же остальные материалы имеются.
Благодушное настроение царит на стройках.
Это благодушие нужно разбить.
Несмотря на все сложности школа начала работу с 1 сентября, оставались небольшие недоделки, но их быстро устранили.
На снимке: школа № 16 в Ленинском поселке.
В справке из архива указывалось:
«Тогда в каменном двухэтажном здании, построенном по типовому проекту с печным отоплением, начали работать начальная и неполная средняя школы под единым номером 16 на 560 ученических мест».
Учащиеся школы ФЗУ своими силами изготовили 100 парт для школ № 15 и № 16. Можно представить радость учащихся и родителей с появлением в Ленинском посёлке новой двухэтажной неполной средней школы. Дети учились рядом с домом в течение семи лет.
Константин Константинович Гребёнкин, заведующий Лысьвенским ГорОНО, в заметке «Навстречу новому учебному году» от 1.09.1936 г. пишет:
Сегодня начинается новый учебный год в начальных, неполных средних и средних школах.
В школах нашего района будет учиться на 1200 детей больше, чем в прошлом году — всего 9897 человек.
Детей, отдыхавших в лагерях, побывавших на экскурсиях в Москве, видевших красоты природы Урала, встретят теплые и светлые классные комнаты. Две новые школы в городе и одна в деревне построены для детворы,
Благодаря этому дети Октябрьского и Ленинского поселков будут учиться в своих же поселках, им не нужно будет теперь ходить в школы центра города.
В текущем году у нас не будет в школах третьей смены. Десять классов будут учиться только в первой смене.
Учащиеся обеспечиваются полностью тетрадями, в течение учебного года школы пополнятся новыми учебными пособиями.
«Кадры решают всё» (Сталин), квалифицированность кадров решает и успех школы. Забота партии и правительства, проявившаяся в постановлении ЦК партии и Совнаркома о повышении зарплаты учителям, вселила в учителей энтузиазм и огромную заинтересованность в улучшении работы школы и повышении собственной квалификации.
В школьные каникулы 120 учителей повышали свою квалификацию и сдали первый и второй курс педтехникума и за первый и третий курс пединститута.
Постановление ЦК партии «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» дает учительству широкий простор для применения своего педагогическою опыта к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
В текущем году мы обеспечили деревню более квалифицированными педагогами. Так в Ново-Рождественской школе литературу и биологию будут преподавать педагоги с высшим образованием.
Все это обеспечивает в новом учебном году значительное улучшение преподавания в школах.
Особое внимание должно быть обращено на улучшение преподавания русского языка. Наша школа должна выпускать грамотных молодых людей!
Получив большевистские установки в деле народного образования и помощь, задача учителей всерьез заняться всесторонним изучением ребенка, прививать ему волевые навыки, воспитать в нем любовь, преданность к нашей социалистической родине, нашим вождям и любимому Сталину.
Первый директор школы № 16 Ветлужских Александр Иванович [личность данного человека установлена через ПермГАСПИ — это не Александр Иванович, как считалось ранее, а Сергей Семенович. Его биография будет рассмотрена в следующих статьях — примечание редактора Кравченко Р.Н.] работал недолго, через 2 месяца он переведён в Гороно заместителем заведующего. Директором школы назначен Никулин Михаил Яковлевич, преподаватель физики и математики.
В книге приказов и распоряжений по школе №16 запись под № 1 от 01.09.1936 года гласит:
«утвердить в должности учителей начальных классов следующих педагогов <…> в должности пионерского работника — Н.Г. Кощееву. Всего на должность учителей было принято 20 человек».
Появляются в газете и заметки от учащихся школы № 16. Газета «Искра» от 7 ноября 1936 г.:
Возле нашего дома нынче летом построили школу. Когда строили, я частенько забегал посмотреть, как и что делают. Теперь я учусь в ней.
В нашей школе просторные, светлые и теплые классы. Есть отдельные комнаты пионеров, физический и биологический кабинеты.
Наш преподаватель в перемены играет на гармонии, а мы учимся плясать и танцовать.
В первом классе я начал учиться в 1929 году. Тогда мы занимались на две смены. Теперь в моей школе первоклассники занимаются на одну смену. Светло приходят и уходят из школы.
Наши ученики очень довольны, что для нас построили такую хорошую новую школу. Мы знаем, что этим позаботился о детях тов. Сталин, ему наше спасибо.
Ученик школы № 16 7 класса МИТЯ РАЗИН (Газета «Искра» от 7 ноября 1936 г., заметка «Моя школа»)
3 «А» класс, школа № 16. Учитель Мясникова Алевтина Петровна (?). 17 мая 1938 г.
3 класс, учитель Попова Н.Д., школа № 16. 1939 год
Своей радостью делится Вася Тихов, ученик 5 класса («Искра» от 18.11.1936 г.):
Исполнилась моя мечта — я поступил в музыкальную школу учиться на виолончели.
Но где я возьму виолончель, она стоит больше, чем зарабатывает моя мама в мастерской? Волноваться по этому поводу мне не пришлось. Касса взаимопомощи завкома металлургов дала маме безвозвратную ссуду. Словом, виолончель, которая стоит 350 рублей, мне подарили.
Я с большим старанием выполняю уроки, которые мне задает Анатолий Павлович Петров — наш преподаватель.
Сестра моя тоже очень рада, что я учусь музыке.
Я хочу сказать спасибо товарищу Сталину, который учит крепко заботиться о детях.
10 февраля 1937 года Президиум Лысьвенского Городского Совета Постановлением № 1574 присвоил Лысьвенской неполной средней школе № 16 имя А.С. Пушкина:
<…>В ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти великого русского поэта А.С. ПУШКИНА, Президиум Лысьвенского Городского Совета ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Присвоить имя А.С. ПУШКИНА парку Культуры и отдыха в гор. Лысьва, именуя в дальнейшем последний «Лысьвенский парк культуры и отдыха имени А.С. ПУШКИНА».
- Присвоить имя А.С. ПУШКИНА Лысьвенской неполной средней школе № 16, именуя последнюю в дальнейшем: «Лысьвенская неполная средняя школа № 16 имени А.С. ПУШКИНА».
Но ещё до присвоения почётного имени семиклассник школы №16 Разин Д. в заметке «Пушкин – друг детей» пишет:
«Мне сейчас 16 лет. Произведения Пушкина я читаю уже три года. Прочитал повести «Дубровский» и «Капитанская дочка», поэмы «Руслан и Людмила» и «Цыгане», много стихов. Мне нравится простота и ясность изложения. Поэтому легко читаются и запоминаются произведения Пушкина. Ученики нашей школы любят читать Пушкина»
(газета «Искра» от 4 ноября 1936 г.)
С 1937 по 1941 гг. отмечена активность школы в спортивных состязаниях, в посещении учащимися различных кружков. Об этом рассказывают ученики в газете «Искра».
Детские стрелковые соревнования
8 января в тире проходили детские стрелковые соревнования по стрельбе. Соревнования рассчитывали провести с 30 участниками, но детей явилось… 81 человек.
Общее командное первенство заняла школа № 6 * — набравшая 101 очко, второе место заняла школа № 16 – 100 очков и третье место школа № 1, набравшая 75 очков.
Индивидуальное первенство занял тринадцатилетний ученик школы № 16 Иванов. Из 25 возможных он выбил 24 очка. Иванов здесь же, в тире, получил значок «Ю.В.С.».
2, 3 и 4-е место заняли Бабин (ученик школы № 1), Сунцев (школа № 15, Галиев (школа № 6), выбившие по 23 очка из 25 возможных.
газета «Искра», 14.01.1937 г.
* Школа №6 татаро-башкирская, семилетка, основана в 1924 году
Юные хоккеисты
6 марта на катке состоялась игра в хоккей между детскими командами школ № 2 и 16.
С начала игры инициативу взяла команда школы № 16 (Ленинский поселок). В ее составе сильно играют 14-летний Шустов В., 15-летний Сбоев, 14-летний Разин С. и Разин Д. 16 лет, игравший вратаря. По своему составу команда школы № 2 является сильнее своего «противника», но она играла неважно. Следует только отметить хорошую игру Жебелева Е., ученика 8 класса.
Первая половина игры закончилась счетом 7:0 в пользу школы № 16. Вторую половину школа № 16 ведет таким же темпом.
Игра заканчивается счетом 27:0 в пользу школы 16.
Абсолютного победителя в этой игре быть не может. Дело не в этом. Ребята встретились на льду, чтобы показать друг другу технику своей игры. Это хорошее начинание. Гнаться за результатами победителя не стоит. Следует постепенно осваивать технику бега, игры, приемов. Этим самым будет достигнута популяризация игры в хоккей среди детей.
Тиунов В.
газета «Искра», 10.03.1937 г.
Воздушные шары юных авиамоделистов
Юные авиамоделисты Дома пионеров Петров, Качалков, Соколов организовали в своих школах № 2, 13 и 16 кружки юных авиамоделистов. В этих трех кружках школьники сделали к 1 мая по два воздушных коробчатых змея и по одному монтольфьера - [здесь опечатка: имеется ввиду монгольфьер] воздушному шару.
газета «Искра», от 24 .04.1937 г.
К первомайским праздникам 1937 года шефы школы — рабочие и работницы мастерских ЗИ (завод индустриализации) приготовили подарок:
<…> 13-му пионеротряду имени А. С. Пушкина [опечатка: тринадцати пионерским отрядам] рабочие и работницы мастерских — шефы подарили в первомайский праздник для пионерских галстуков и оборудования пионерской комнаты 170 метров красного материала. Всем отрядам школы № 16 они купили 12 знамен, 6 барабанов.
Остался без знамени и барабана только отряд им. Чкалова, над которым шефствует отдел мастерских. Парторг этой организации тов. Полушин и комсорг тов. Артемов не позаботились о детях.
Учащиеся неполной средней школы № 16 большей частью жили в бараках и казармах-«типах», домах № 19 (подвал) и 25 на ул. Ленина. «Типы» представляли собой двухэтажное здание казармы.
Построены пленными австрийцами в 1916 году для пленных солдат по типовому проекту военного ведомства, потому их и называли «типами». «Типы» — это три дома по 144 комнаты в каждом. Бараки — два дома по 512 комнат. Бараки были сколочены из деревянных досок и опилок. «Пятисотики» — так называл их народ.
Условия (в 9-метровых комнатах жили семьи из 4-6 человек) не способствовали успеваемости детей. Ежегодно в каждом классе на второй год оставались по 6-8 человек, столько же — «на осень». За каждым учителем был закреплён барак для контроля за посещаемостью. Невыполнение распоряжения рассматривалось как срыв постановления партии и правительства об обязательном семилетнем образовании.
Это фото (1939-1940 гг.) прислано из Киева в 2015 году Микрюковой Светланой.
Её мама, Ерпылёва Ираида Кузьминична, вверху 2-ая справа, работала в школе № 16 в довоенное и послевоенное время.
К сожалению, мы не знаем пофамильно учительский коллектив 1940-1941 учебного года.
Уже в 1941 на фронт ушли: директор школы Никулин Михаил Яковлевич, Еговцева Клавдия Степановна, учитель начальных классов; Русских Нина Васильевна, учитель географии, Черепанова Елена Павловна, учитель начальных классов; Дубровин И.Ф. и Рутштейн О.Х.
С 30 декабря 1941 года директором назначена Михальчук Александра Петровна.
Она родилась в 1904 году. Ей было 10 лет, когда началась первая мировая война, потом грянула Октябрьская революция, а за ней, наверно, самая страшная - гражданская война. В 1924 году юная Александра активно включилась в ликвидацию безграмотности. В Лысьву Александра Петровна приехала из Тюменской области в 1929 году.
Работала в школах № 1 и № 4, три года была инспектором народного образования, а в сентябре 1937 г. перешла в семилетнюю школу № 16, преподавала русский язык и литературу, в августе 1941 года назначена на должность завуча, а в декабре — на должность директора. Александра Петровна отмечена правительственными наградами за безупречную работу: орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», медалью «За трудовое отличие в Великой Отечественной войне». Педагогический путь длиною в 35 лет она завершит в 1959 году, выйдя на пенсию по возрасту.
Копия трудовой книжки Михальчук А.П.
Заведующим по учебной части, стал Попов Павел Фёдорович, учитель физики и математики. Он уроженец Вятской губернии, окончил рабфак (рабочий факультет подготавливал рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения) и поступил в Казанский университет на учительский факультет математики и физики.
Михальчук Александра Петровна и Павел Фёдорович Попов
О школьной жизни в военное время мы узнаём из приказов.
Приказ №64
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 3 сентября 1941 года
<…> В связи с передачей школы №16 в распоряжение горисполкома и сокращением штата преподавателей встал вопрос о переходе в школу № 4. За каждым школьным районом закрепить учителей, отвечающих за посещаемость: за живущими в типах 144 (казармы 1-2-3) ответст. И.А. Мямлина, в типах 512 — А.П.Блиначева <…>
Приказ № 65
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 8 сентября 1941 года
§ 1
Наша страна третий месяц ведет отечественную войну против германского фашизма. Население нашей родины в дни отечественной войны должно быть как никогда организовано и дисциплинировано. С первых дней учебы в школе имеются случаи неаккуратной явки на уроки и случаи ухода с уроков. 6 сентября ученики 5 класса «А»: Муртазин, Шардаков, Трегубов и др. ушли самовольно с урока арифметики, этим самым грубо нарушили дисциплину в классе.
§ 2
Ученикам Муртазину, Шардакову, Трегубову ставлю на вид.
§ 3
Данный приказ проработать на классном собрании.
Директор школы Никулин М.Я.
Приказ № 66
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 9 сентября 1941 года
§ 1
Согласно данных представленных мне по нашей школе числится в 1-6 классах 747 учеников. На занятия ходят 686 человек, 61 человек еще в школе не бывал<…>
Лысьва была далеко в тылу от фронта, но и здесь школьники проходили подготовку по противовоздушной и химической обороне.
Приказ № 73
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 10 ноября 1941 года
§ 1
В соответствии с постановлением Совнаркома о подготовке населения к противовоздушной и химической защите приказываю:
а) Преподавателям Васильевой А.И., Трапезниковой Н.Я. и Большаковой М.С. сдать нормы по ПВХО [противовоздушная и противохимическая оборона] к 15 ноября инструктору Каналиной М.Г.
б) Всем классным руководителям старших классов, а также и начальных классов, в которых изучение ПВХО не заложено, начать систематическое изучение с 11 ноября, для чего учащихся задерживать на 30 мин. после уроков.
§ 2
Устанавливаю следующий график сдачи норм по ПВХО:
12 ноября – 2 «А» (3 урок), 2 «Б» (4 урок) - принимает И.А. Мямлина, 3 «В» (3 урок) – принимает Кожевникова А.К.
13 ноября – 2 «В» (4 урок), 1 «Б» (3 урок) – принимает И.А. Мямлина;
15 ноября – 1 «А» (3 урок), 3 «А» (4 урок,) – принимает Кожевникова А.К.;
17 ноября – 3 «Б» (3 урок), 4 «Б» (4 урок) – принимает Каналина М.Г.;
19 ноября – 4 «А» (4 урок), 4 «В» (после урока) – принимает Каналина М.Г.;
22 ноября – 5 «А» (после уроков) – принимает Каналина М.Г., 6 «А» (после уроков) – Каналина М.Г.;
24 ноября – 5 «Б» (до уроков) – Мямлина И.А., 6 «Б» (до уроков) – Кожевникова А.К.
С 16 февраля 1942 года школа перешла на военное положение. В здании школы № 16 находился госпиталь 2703. Учащиеся в 1942–43 учебном году занимались в начальной школе №4, в то время это были два здания барачного типа по улице Полярников 9 и 11. Занятия проходили в 3 смены, а учащиеся постарше — в школе № 8 (около драматического театра).
Приказ № 80
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 16 февраля 1942 года
На основании приказа за № 1 от 12 февраля 1942 года начальника штаба т. Мыльникова.
Приказываю:
§ 1
С 16 февраля 1942 года объявляю школу № 16 на военном положении
§ 2
Создать роту из учащихся 5-6-7 классов в составе 120 человек.
§ № 3
Командиром роты назначить Муртазина, ученика 5 класса «А», политруком Новикову, ученицу 10 класса школы № 3.
§ № 4
Командиру роты т. Муртазину приказываю сформировать (4 рода войск) следующие виды войск: лыжные, стрелковые, санитарные и инженерно-технические.
§ 5
Командиром лыжного взвода назначить Поносова, ученика 6 класса «Б», командиром санитарного взвода назначить Рудометову, ученицу 7 класса, командиром стрелкового взвода назначить Пирожникова, ученика 6 класса «Б», командиром инженерно-технического взвода назначить ученика 6 класса «Б» Попова.
Директор школы № 16 Михальчук А.П.
С начала войны здание школы передано горисполкому. В 1942 здесь разместился эвакогоспиталь № 2703 из Курска, за пациентами закрепилось название «курские соловьи». Начальник госпиталя Токмачёв, замполит Горленко. «Эвакогоспиталь 2703 работал с января 1942, с 19 января с полной нагрузкой. На 17 февраля 1942 пациентов числится 188 человек. В том числе раненых и контуженых — 165, больных — 6, обмороженных — 17». (Энциклопедия Пермский край в ВОВ).
Это был прифронтовой госпиталь с своим медицинским составом. Из лысьвенцев работали три медицинских сестры и парикмахер. По мере того, как фронт продвигался на запад, дислокация госпиталя менялась. В 1943 году он был эвакуирован ближе к фронту.
Утренняя зарядка в основном госпитале Лысьвы № 3132
В операционной госпиталя № 3132. Лысьва
О школьной жизни в годы войны вспоминают выпускники 1947 года (Лодвикова Валентина, Кириллова Алевтина, Каменских Римма, Тупицына Валентина — они перешли во 2 класс, когда началась война) и 1951 года (Мичкова Раиса, Тощевикова Тамара — в 1944-1945 гг. они пошли в 1 класс):
«Сбор 30 августа 1941 года. Нам, второклашкам, объявили, что Анну Михайловну, нашу учительницу, взяли на фронт, так как она окончила курсы медсестёр. Учить нас будет Татьяна Яковлевна Коржавина, занятия будут в бараках школы №4. Из любопытства заглянули в родную школу: в классах стояли сколоченные топчаны».
1943 год (из семейного фонда Микрюковой-Ерпылёвой С.)
«Всё внеурочное время Татьяна Яковлевна проводила с нами, учила готовить супчики из крапивы и пеканов, лепёшки из нестандартной картошки на хлопковом или машинном масле. Благодаря ей мы научились штопать дырки в одежде, шить кисеты, обвязывать носовые платочки. Всем классом постоянно готовили посылки на фронт, писали солдатам письма, ходили в подшефный госпиталь, который располагался в школе №10. Зимой в классах было очень холодно, поэтому мы всегда занимались в пальто. Одна чернильница на две парты. Тетрадей не было, поэтому писали на самодельных, сделанных из серой обёрточной бумаги. Книг не хватало, один учебник выдавали на 10-12 человек».
«Весной и осенью мы выполняли посильную работу в закреплённом за 16 школой подсобном хозяйстве торга (находилось в районе нынешнего коллективного сада №4). Перекапывали поля, пропалывали и убирали овощи. За это нас кормили обедами. Вкус каши из турнепса запомнился на всю жизнь.
5 «А» класс, учитель Александра Сергеевна Таращук. 1945 г. (из семейного фонда Кирилловой А.А.)
Готовили для нас и в школе: горошницу, супчик-лапшу, пихтовый чай. Одноклассник Вадик Петухов приносил иногда жмых (отходы обмолота зерновых) и делился с нами».
В выписке из архива есть такая информация:
«…чтобы улучшить питание в столовой, была организована бригада по сбору крапивы. Ежедневно дополнительно выдавали по 50 грамм хлеба».
И в воспоминаниях учеников есть строки, которые невозможно читать равнодушно:
«… иногда давали дополнительно хлеб, этого пайка мы так все ждали! Баню посещали по графику, выдавали под расписку кусок мыла №3! Помню этот кусочек: тёмный, величиной со спичечный коробок…».
«Большая часть забот о школе была возложена на учащихся. По графику каждый класс заготавливал дрова: мальчики кололи, а девочки носили дрова и складывали в поленницу. Воду тоже носили сами дети из ближайшей колонки. Дежурные по классу приходили в школу раньше на час, чтобы наносить дров и растопить печи».
«На обед давали маленькую булочку и чай с сахарином. В большую перемену играл аккордеон, и мы хором пели песни о родине и о войне. Занимались физкультурой, строили разные пирамиды, была и пионерская комната, играли в шахматы и шашки. Экзамены сдавали с 4 по 7 класс почти по всем предметам. Одевались скромно, перешивали из старого, все мечтали о форме».
В 1943 году ученики школы № 16 вернулись в родное здание. Война внесла свои коррективы в жизнь детей. Приходившие в семьи похоронки и другие печальные известия заставляли рано взрослеть, уже после 4 класса многие уходили работать. Большой отток учащихся был в 1944 году. В школе был расформирован целый класс, а тогда они были по 45 человек. Приказы по школе передают тревожную ситуацию того времени.
Безнадзорность в районе школы увеличилась, наблюдаются случаи воровства в школе и вне ее, учащихся школы можно встретить на рынке. В целях борьбы с вышеупомянутыми дефектами школе необходимо развернуть внеклассную кружковую работу, вовлекая детей всех возрастов.
§ 2
Создать следующие кружки:
Литературный – Коротаева;
Краеведческий – Слющенко;
Топографический – [пропуск];
По изучению басен – Семенова
Математический – Попов
Физический – Мямлина
Директор Михальчук А.П.
Приказ № 5
по Лысьвенской средней школе № 16 от 3 мая 1944 года
Ввиду участившихся случаев заболевания сыпным тифом в городе, а в том числе и в школе в 1 классе «Г» ученицы Муравьевой, приказываю каждому классному руководителю под его личную ответственность ежедневно просмотр завшивленности, злостно завшивленных отправлять на санобработку, требуя справку о прохождении таковой.
Директор Михальчук А.П.
В связи с окончанием учебного года и подготовки к новому учебному, приказываю всем учителям и классным руководителям произвести покупку книг, сделав им некоторый ремонт. Покупку книг сосредоточить в кабинете № 20. Ответственной за покупку и сохранение учебников назначить Скачкову Марию Ивановну и Данилевич Зинаиду Людвиговну. К закупке книг и оформлению сдачи их приступить с 20 мая 1944 г. и закончить не позднее 4 июня 1944 г.
Директор Михальчук А.П.
§ 1
В соответствии с §§ 3 и 26 Инструкции о проведении проверочных испытаний в школах оставить на второй год следующих учащихся:
По 4 классу «А»:
- Катаева Виктора
По 4 классу «Б»:
- Черных Тамару
По 4 классу «Г»:
- Цареву Галину
Таковы исторические факты о жизни школы в годы войны.
А какова же судьба выпускников?
С 1937 по 1942 документ об окончании 7 классов получили 206 человек. Учителя истории отследили судьбу 55 человек, но это только те, кто был на войне.
Горько и больно читать статистику. Это были 18-19-летние ребята…
Статистика:
Вернулись с войны – 20 чел.
Убитые и погибшие на поле боя – 20
Умершие от ран – 1
Не годен по болезни – 1
Пропали без вести – 6
Погиб в плену – 1
Нет сведений – 5
Отправлен в штрафную часть – 1
Для выпускников предвоенных и военных лет задача была одна — защита Отечества, родных и близких. И они её выполнили с честью!
4. ?, 5. Ерпылёва И.К., 6. Попова Н.Д., 7. ?, 8. Суханцев М.В., 9 ?. 3 ряд (слева направо): 1. ?, 2. Черепанова Е.П., 3. Таращук А.С.
В мае 1949 года большая группа учителей Лысьвы была отмечена правительственными наградами (Указ Президиума Верховного Совета СССР опубликован от 20 мая в газете «Искра»). Среди награждённых и учителя школы-семилетки №16: Михальчук Александра Петровна, директор школы — орден Трудового Красного Знамени, Тетерина Клавдия Васильевна, учитель биологии — орден Трудового Красного Знамени, Таращук Александра Сергеевна, учитель начальных классов, организатор внеклассных мероприятий — медаль «За доблестный труд». Работа многих учителей школы отмечена Грамотой областного и городского уровня. В заметке «Скромный труд оценен партией» Таращук А.С. писала:
Только в нашей стране социализма партия, правительство и лично И. В. Сталин высоко оценивают труд учителя. Это подтверждается тем, что Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа учителей нашего города за выслугу лет и безупречную работу награждена правительственными наградами.
На это наш коллектив должен ответить своими лучшими показателями безупречного плодотворного труда в деле коммунистического воспитания молодого поколения—будущих борцов за коммунизм.
Медаль «3а доблестный труд» получила нынче и я за свой скромный труд. Это для меня очень большая награда! Чувствуя, что труд мой оценен в числе других, я считаю себя обязанной отблагодарить партию и правительство тем, что опытом, наблюдениями за работой других учителей дать нашим детям как можно больше знаний, чтобы не быть в долгу перед советским народом, перед страной.
Таращук А.С.
Коллектив учителей школы № 16. 1946 год. 2 ряд (слева направо): 3. Попов П.Ф., 4. Михальчук А.П., 6. Большакова М.С.,7. Угрин Н.А.
6 «А» класс, школа № 16.1946 год. Третий ряд слева Мясникова А.П., Михальчук А.П. — директор, Попов П.Ф. — завуч.
Вверху справа Мямлина И.А.(из семейного фонда Лодвиковой – Третьяковой Валентины Александровны)
Летний отдых. 1946 год
2 класс. Кириллов Юра в третьем ряду первый справа. Учитель — Алевтина Петровна Мясникова. 22 февраля 1946 года
Коллектив учителей неполной средней школы № 16.1948 год. 1 ряд (на полу, слева направо): 1. Королёва Т.Н., 2. ?, 3. Таращук А.С..,
4. Маркеева А.Н. 2 ряд (слева направо): 1. Русских Н.В., 2. Попов П.Ф., 3. Михальчук А.П., 4. Попова Н.Д., 5. Большакова М.С.,
6. Тетерина К.В. 3 ряд (слева направо): 1. Черепанова Е.П., 2. ?. 3. Кустова Г.К., 4. ?. 5. Бусовикова В.М., 6. Богомягкова Л.Д., 7. ?, 8. ?, 9. ?.
1 класс. Учитель — Сухичева П.И.,1949 год (из архива Кандалинцевой-Орловой Людмилы Васильевны)
К 1949 году в школе было 23 класса, 935 учащихся и 26 преподавателей.
С 1949 года в школах начинает вводиться единая форма.
3 класс, 1951-52 год (из архива Кандалинцевой-Орловой Людмилы Васильевны)
4 «А» класс. Учитель Сухичева Полина Ивановна.1952-53 гг. (из архива Кандалинцевой-Орловой Людмилы Васильевны)
Пионерский лагерь «Уральский Артек». Старшая вожатая — Наталья Ивановна Трофимова.
1952 год (из архива Кандалинцевой-Орловой Людмилы Васильевны)
О жизни пионерской и комсомольской организации школы мы узнаём из публикаций в газете «Искра».
Н. Падерина, секретарь Горкома ВЛКСМ по школам, рассказывает в заметке «Пионерский сбор»:
«В 6 часов вечера начался общедружинный пионерский сбор в школе № 16, где старшей пионервожатой Каменских В. А.
После проведения «линейки» и отдачи рапортов пионеры встретились с участником Отечественной войны Пашковым В.С. Он рассказал несколько боевых эпизодов. Ребята слушали т. Пашкова с исключительным вниманием, задавали ему много вопросов.
После поздравлений и приветствий от горкома комсомола и дирекции школы ребята показали интересный концерт.
Было видно, что пионеры с особым подъемом готовились к сбору в честь 31 годовщины Советской Армии. В пионерской комнате можно было видеть альбомы отрядов о Советской Армии. В коридоре— лозунги, газета, посвященная 31-й годовщине Советской Армии.
Пионеры 5 класса «Г» под руководством учительницы Данилевич З. Л. поставили отрывок из пьесы по произведению «Сын Полка» — Катаева. Участвовали в спектакле ученики Беляев, Зыков, Бесценный, Загарских.
Стихотворение «Тебе, Москва» рассказала Винокурова Нина, ударница 5 «А» класса, член совета отряда.
Звеньевая Рафа Вафина исполнила танец «Полька».
Хорошо был принят хор, исполнивший песни: «По долинам и по взгорьям», «Каховка», «Комсомольцы».
После концерта ребята занялись настольными играми в пионерской комнате: кто играл в шахматы, шашки, кто занялся ребусами. Были организованы игры, массовые танцы.
Никому не хотелось уходить. Ребята высказывали пожелания, чтобы все сборы были такими же интересными».
Газета «Искра», 2 марта 1949 года
Черемных Витя поделился своими впечатлениями о пионерском лагере «Артек»:
«Ни в одной стране дети не пользуются такой заботой и вниманием, какой пользуемся мы — дети великой советской страны. Для нас созданы хорошие школы. где мы получаем знания, отведены лучшие уголки нашей прекрасной Родины для отдыха.
Я имел счастье побывать в пионерском лагере «Артек», пользующемся мировой известностью. Воспоминания о нем останутся в моей памяти на всю жизнь. Море, экскурсии по историческим местам, живописная природа Крыма, столица нашей Родины — Москва, в которой мы побывали проездом, — все это пополнило мои знания.
В «Артеке» я отдыхал и учился. Но, приехав домой в конце III четверти, мне пришлось много заниматься, чтобы наверстать пропущенные дни учебы в дороге. В четвертую четверть я поставил перед собой задачу, как можно меньше получать четверок, с первых дней занятий готовиться к государственным экзаменам.
Спасибо за заботу о детях нашей партии и лучшему другу пионеров, учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину».
Газета «Искра», 30 марта 1949 года
Учащиеся 5-х классов посетили экскурсию по хлебокомбинату:
11 декабря мы, учащиеся 5-х классов, члены географического кружка школы № 16, побывали на Лысьвенском хлебокомбинате. Мы ознакомились со всеми процессами производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Нас поразила техника хлебокомбината, а также идеальная чистота на предприятии. Мы остались очень довольны экскурсией, так как узнали много нового и интересного, а главное увидели ту новейшую технику, которая применяется в нашей социалистической промышленности.
От всей души благодарим администрацию хлебокомбината за чуткое и внимательное отношение к нам. Теперь хорошо представляем целый ряд профессий, знаем производство хлебобулочных изделий.
ШВЕЦОВА Алевтина, ПЕТРОВА Неля, СТАРИКОВ Толя, ПОРШНЕВА Маргарита — члены географического кружка школы № 16.
Газета «Искра»,17 декабря 1952 года
Страницы «Искры» пестрят заметками о жизни пионерской организации в специальном разделе газеты «Уголок пионера и школьника». Приведем одну из заметок — «В одной пионерской дружине»:
В СОВЕТ ОТРЯДА 7 «Б» КЛАССА
Я хочу быть пионеркой. Буду хорошо учиться. Я жду с нетерпением того дня, когда мне оденут красный галстук. Это будет самый радостный день. Я хочу быть смелой и отважной, как Зоя Космодемьянская.
Светлана УШАКОВА— ученица 3 класса школы № 16.
Наш совет отряда получил уже много таких заявлений от учащихся 3-го класса. У них нет своего пионерского отряда, поэтому принимать в пионеры их будем мы. А когда примем их в пионеры и у них будет свой отряд, мы поможем в работе.
Пионеры 7 «Б» класса:
Н. АЛИКИНА, З. ШАРДИНА, Л. БУСЫГИНА. А. СТАРЦЕВА, В. РАСПОПИНА, А. КОНДЮРИН, Н. ЗОРИН, З. АКАТОВА.
Что будет на торжественном сборе
На торжественном сборе дружины в честь 34-й годовщины Октября мы примем в нашу пионерскую семью 35 школьников. Счастливые они!
Совет дружины позаботился о том, чтобы сбор прошел как можно интереснее, торжественнее. В пионерском уголке мы приготовили три фотовитрины; «За мир», «Вожди революции», «Мы живем в стране Советов под звездою Октября!».
Коллектив учителей, совет дружины, комсомольцы будут принимать от них торжественное обещание.
Группа учащихся 4 класса. 1951 год
После торжественной линейки будем мы вместе играть, петь, танцевать.
Пусть на всю жизнь запомнится ученикам третьего класса этот торжественный день.
Нина ПАТЛАСОВА — председатель совета дружины.
Мое комсомольское поручение
Мне поручили подготовить к приему в пионеры учеников 3-го класса.
Как только пришла к ним, я рассказала о героях-пионерах, о красном галстуке, о пионерском значке и салюте, о том, что в пионеры принимают не каждого, кто захочет, а того, кто прилежно учится и хорошо ведет себя.
4 класс. Учитель — Богомягкова (Черепанова) Лидия Дмитриевна. Май 1951 года
У всех у них горячее желание вступить в пионеры. Я познакомила ребят с текстом торжественного обещания. Мы с ними приготовили литмонтаж на тему «Прежде и теперь».
С волнением я жду торжественного сбора дружины, когда моим третьеклассникам повяжут красные галстуки. Какая это будет счастливая минута и для них, и для меня.
Ира ИЖБАРДИНА — комсомолка, ученица 7 «Б» класса школы № 16
Газета «Искра», 4 ноября 1951 года
В июне 1952 года среди учащихся школ прошли спортивные соревнования — городская летняя спартакиада школьников:
На стадионе металлургов проведена городская летняя спартакиада учащихся школ Министерства просвещения.
В программу соревнований входила легкая атлетика и велосипед. В итоге соревнований первое место в командном первенстве среди семилетних школ заняла школа № 16, второе школа № 10 и третье—школа № 11.
По легкой атлетике па первое место вышла школа № 16, на второе—школа №10, на третье—школа № 11.
По велосипеду на первом месте школа № 10, на втором —школа № 16 и на третьем —школа № 2.
Первое место в командном первенстве средних школ заняла школа № 3.
Победителями соревнований в личном первенстве по отдельным видам программы вышли: у юношей 15-16 лет в беге на 60 метров Б. Салахутдинов (школа № 10) с результатом 7,8 сек. Он же занял первое место по прыжкам в длину.
В беге на 400 метров первое место занял ученик школы № 11 А. Беляев. По прыжкам в высоту первое место занял Купалкин — ученик школы № 16. Среди девушек три первых места заняла ученица школы № 2 Л. Ардышева— по бегу на 60 метров, по прыжкам в длину и в высоту.
Два первых места заняла ученица школы № 16 Семенова — в беге на 200 метров и метании гранаты.
В малой спортивной эстафете у юношей и девушек первые места заняли учащиеся школы № 11.
По велосипеду первые места завоевали на дистанции 500 метров Золотова—школа № 2, на 1000 метров Шелепкова— школа № 10.
Среди юношей на 500 метров победил Салахутдинов— школа № 10, на 1000 метров Купалкин—школа № 16.
Учащиеся семилетней школы № 6, 15 и 12 совершенно не принимали участия в спартакиаде.
М. ПЕРМЯКОВ
Газета «Искра», 18 июня 1952 года
Помимо спортивных соревнований, с большим размахом проходили и олимпиады по художественной самодеятельности:
26 марта начался просмотр детской художественной самодеятельности школ города. Большой зал Дворца культуры заполнили около 800 школьников. Первыми выступают учащиеся школы № 7. Их хор сменяется танцевальной группой, декламацией и т д.
Много хороших номеров было представлено в первый день олимпиады учащимися школ 14, 15, 16 и 11.
Хор мальчиков школы № 16, насчитывающий около 120 человек, хорошо исполнил литературно-музыкальный монтаж на тему: «Москва—город вечной славы».
Лучшие номера будут отобраны для концерта на городском пионерском слете. Олимпиада продолжается.
Газета «Искра», 28 марта 1952 года
В конце мая ученикам школы № 16 предстояло пройти нелегкое испытание — сдать экзамены. И это событие не ускользнуло от взора корреспондентов «Искры»:
Всегда в оживленном и шумном коридоре семилетней школы № 16 сегодня тихо, но торжественно. Кругом много цветов и зелени. Учащиеся ждут звонка. Стрелка медленно подвигается к 9 часам.
Звонок. Экзамены начались. После вступительного приветствия учителя математики в 7 классе П. Ф. Попова начинается письменная работа по алгебре.
Комсомольское собрание (фото из семейного фонда Орловой-Мальчуковой Нины Григорьевны). 16 мая 1953 года
7 класс неполной средней школы №16, последний выпуск. Май 1953 года. 1-ый ряд, сидят: ученика не знаем, Евстигнеева А.Н.,
Мухорина Л.М., Попов П.Ф., Богомягкова Л.Д., Голубцова Е.П., Маркеева А.Н.
Второй ряд, третья слева — Постаногова Нэля. Третий ряд — первая слева Орлова Нина.
Выпускники школы списали задачу, примеры и приступили к их решению.
После двух с половиной часов напряженной работы ученики Николай Механошин, Евгений Зорихин, Майя Онорина и Виктор Золотарев сдали свои работы. Один за другим подходят к столу и сдают работы ученики Виктор Черемных, Алефтина Тощевикова, Лыскова и другие.
Правильно решили и чисто выполнили работы за 3 часа 12 учеников. Из 29 выпускников плохую оценку получил только один.
В 5 и 4 классах учащиеся писали изложение по русскому языку.
М. Волина
Газета «Искра», 21 мая 1949 года
Последнее фото коллектива учителей семилетней школы № 16 (ул. Полярников, 7)
К маю 1953 года неполная средняя школа № 16 имени А.С. Пушкина сделала 12 выпусков, это 28 классов, около 900 учащихся, начиная с 1937 года.
Источники:
- «Кадры решают все»: биография Першаковой С.А. Режим доступа: https://vk.com/museum_space_lysva?w=wall-210278240_133
- «По заветам комсомола»: биография Михальчук А.П. Режим доступа: https://vk.com/museum_space_lysva?w=wall-210278240_153
- «Школе — всенародное внимание»: биография Попова П.Ф. Режим доступа: https://vk.com/museum_space_lysva?w=wall-210278240_334
- Фонды музея школы № 16