Вторая мама
Расторгуева Нина Михайловна — учитель начальных классов
Биография
Расторгуева Нина Михайловна родилась 9 ноября 1942 года в городе Кунгур Молотовской области в семье служащего. В 1957 году окончила среднюю школу №11 и поступила в Кунгурское педагогическое училище на отделение «Учитель начальных классов». После окончания училища была направлена в город Лысьву Пермской области.
Её учителями стали Золотов С.А. и Манина Е.Н. Именно они разглядели в выпускнице педучилища талант преподавания — умение найти ключик к каждому ученику.
С 1961 года по 2003 год работала учителем начальных классов в школе №16. В течение 10 лет (2003-2013 гг.) проработала в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
За 42 года в школе № 16 она сделала 17 выпусков из начальной школы.
Основной закон её педагогического подхода - любить ребёнка, понимать его, развивать в нём личность, верить в успешное развитие ребёнка. Нина Михайловна всегда принимала любого ученика таким, каков он есть. Строгая и ласковая, мудрая и чуткая, Нина Михайловна стала второй мамой для учащихся. Она считает свой учительский труд призванием в жизни. Её уроки всегда интересны, необычны, увлекательны, познавательны.
Нина Михайловна использовала новинки педагогики на уроках, постоянно стремилась к тому, чтобы, обучая, развивать и воспитывать ученика. Заботясь об интеллектуальном развитии детей, педагог не забывает о главном — воспитании доброты, внимания, отзывчивости.
Нина Михайловна постоянно совершенствовала своё педагогическое мастерство и при этом она знала возможности каждого ученика. Большое внимание уделяла развитию логического мышления. Много времени отдавала детям после занятий внеклассным мероприятиям. Утренники, КВНы с родителями, сборы, походы, экскурсии, встречи, заочные путешествия, праздники всегда проходили интересно, с выдумкой.
Из выступления Волкова В.А., зав. гороно, на августовском совещании 1985-86 учебного года:
«Идёт 3-й год школьной реформы. Отличаются высоким качеством уроки Заслуженного учителя школы РФ Расторгуевой Нины Михайловны, учительницы начальных классов школы № 16.
Проведён районный конкурс работы классного руководителя, среди победителей Расторгуева Нина Михайловна (школа № 16)».
Добрая, комфортная обстановка на уроке сопутствовала не только обучению, но и воспитанию учащихся. Нина Михайловна в числе первых учителей города начала давать уроки по «Этической грамматике». Разработки этих уроков вошли в сборник «Этика-1», изданный в 1999 году центром научно-методического обеспечения города Лысьва.
Много лет вела для учащихся кружок «Юный натуралист», дети делали скворечники и развешивали их в парке, приводили в порядок разные уголки парка, чистили маленький пруд.
В течение 22 лет возглавляла школьное методическое объединение учителей начальных классов, передавая богатый учительский опыт, помогала молодым учителям обрести уверенность в выбранной профессии.
Входила в городскую группу по составлению программы «Подготовка детей к школе по методике Морозовой Л.Ф.» (из опыта работы).
Избиралась депутатом Лысьвенского городского Совета народных депутатов трудящихся от избирательного округа №177, входила в группу по народному образованию.
За добросовестный труд, за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся отмечена государственными наградами:
- 1970 год: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
- 1982 год: значок «Отличник народного просвещения»
- 22.01.1986 года присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
- 2007 год: победитель в городской акции «Человек года – 2007» в номинации «Учитель года».
Но выше всех наград для неё стала искренняя любовь учеников. Выпускники Нины Михайловны хранят в сердце образ умной, интересной, доброй учительницы, на уроки к которой, по их воспоминаниям, летели как на крыльях.
Волкова Зоя Васильевна, учитель-ветеран, создатель виртуального музея школы № 16
ДОБРЫЕ ЗЕРНА
Уроки Нины Михайловны давали превосходные результаты. Об этом повествует заметка директора 16 школы, И. Реутовой, «Добрые зерна»:
«Сегодня мы будем выполнять интересную работу: писать изложение о… — так начала урок в третьем классе школы № 16 Нина Михайловна Расторгуева и добавила: - Думаю, все с этим справятся!
От личных впечатлений дети перешли к просмотру цветного диафильма. Все предусмотрела учительница: и как ошибки предупредить, и новые слова объяснила.
Летний лагерь. Отряд Расторгуевой Н.М. 1974 год
Летний лагерь. На стадионе. Расторгуева Н.М. и Волкова З.В. 1979 год
Такой урок интересен, не только формой подготовки к изложению. Он воспитывает красивое. Сколько добрых зерен брошено в детские души с первых минут урока! А после напряженного просмотра диафильма такой необходимой и своевременной стала физкультпауза.
Любовь к ребятишкам, забота об их умственном и духовном развитии, педагогический такт — главное в творчестве Нины Михайловны. Ведь именно так можно назвать ее педагогический труд.
Весь набор методических приемов, оснащение урока, грамзаписи и диафильмы, таблицы и макеты, перфокарты — все это делается с целью активизировать мысль учащегося, облегчить ему понимание и усвоение материала. Не забывает Нина Михайловна и о создании игровых ситуаций даже на самых серьезных этапах урока.
2 класс. Учитель Расторгуева Н.М. 1965 год
Ее ученики любознательны. Они читают газеты, следят за событиями, в третьем классе готовят информации о прочитанном, большинство выписывают «Пионерскую правду».
С большим удовольствием ребята проводят утренники, внеклассные занятия, успешно участвуют в смотрах и конкурсах.
Высокая общественная активность отличает питомцев Н. М. Расторгуевой. Многие неплохо учатся. Золотой медалью награжден В. Лукин: ученик Нины Михайловны. В истекшем году школу окончили опять ее учащиеся, среди них Е. Суслова, также награжденная золотой медалью.
В этих наградах немалая доля труда и мастерства скромной учительницы начальных классов, посеявшей добрые зерна.
«Искра» 05.10.1974 г.
О том, как интересно проходили уроки Нины Михайловны вспоминает выпускница школы М. Спалле в заметке «Учительница первая моя…»:
— Из каких частей состоит растение? — задан вопрос, и множество рук взметнулось кверху, десятки глаз устремились к учителю. Хрупкая девочка вышла к доске и, держа в руке растение, называла и показывала стебелек, листья...
А рядом, одобрительно кивая, в затруднительном положении выручая вопросом или обращаясь за помощью к классу, стояла ее и моя учительница, Нина Михайловна Расторгуева, как и пятнадцать лет назад работающая в шестнадцатой школе. Она мало изменилась: те же добрые глаза, лучистая улыбка, спокойный звонкий голос...
— Как называются растения, которые высаживают на клумбы, газоны? — задается дополнительный вопрос, и девочка, немного подумав, робко отвечает: «Уличные».
— Неужели? — улыбается учительница. — Такого названия нет. Ребята, кто скажет?
— Декоративные, — произносит трудное слово ученица с места.
— Молодец! — хвалит Нина Михайловна и в доступной для своих второклассников форме объясняет смысл нового для них термина. А потом ребята сами наперебой задают вопросы отвечающей, и все вместе оценивают ее ответ.
Как чудесный сон пролетел для меня урок природоведения. Многое вспомнилось из далекого детства. Маленькие заговорщицы, оставались мы после уроков с Ниной Михайловной и обсуждали, как поздравим своих мальчиков с Днем Советской Армии. С нетерпением ждали этого дня, а когда он наступал, угощали мальчишек конфетами, пели свои любимые песни и, помнится, даже танцевали.
3 «А» класс. Учитель — Расторгуева Н.М. 1978 год.
А день, когда нас принимали в пионеры, запомнился многим. Торжественно нарядные пришли мы на завод, в листопрокатный цех № 2, где нас ждали шефы. Волнуясь, каждый из нас произнес клятву. Нам повязали галстуки. И в память о встрече шефы вручили нашему классу подарок. Тогда мы впервые побывали на заводе. А сейчас некоторые одноклассники здесь работают.
— А помните, Нина Михайловна, мы ездили в Чусовой?
— На телевышку, — уточняет она. Мы с ней сидим за тесной школьной партой и разговариваем.
— Мы со своими ребятами тоже побывали в Чусовом. Только были на спортивном комплексе. А потом гуляли по парку, жгли костер, пекли печенки...
— А вообще-то работать с детьми стало сейчас сложнее, — говорит Нина Михайловна, — чаще среди них встречаются самолюбивые, избалованные ребята. Сейчас мы работаем по новой программе, нагрузка большая, и времени на внеклассные мероприятия остается меньше, но все-таки мы часто бываем вместе, проводим различные мероприятия.
Я смотрю на Нину Михайловну и поражаюсь, сколько душевной теплоты в ней, терпения и любви к детям. Прошло столько времени, когда она выпустила наш третий класс, а до сих пор помнит и вспоминает каждого. И ее помнят. Приезжая в родной город, заходят ребята к своей первой учительнице. Ведь с ней связано несколько лет счастливого детства.
«Искра» 28.09.1979 г.
В высоком профессионализме Нины Михайловны смогли убедиться и коллеги. Учитель Л. Мухорина побеседовала с ее учениками. Все они оставили прекрасные отзывы о своем наставнике:
«После окончания Кунгурского педучилища 21-й год учит младшие классы в школе № 16 Нина Михайловна Расторгуева.
Расторгуева Н.М. — начинающий учитель. 1961 год.
Я беседую с ее учениками разных лет. Лена Суслова, теперь Измайлова, работает врачом в роддоме. Ирина Волкова, теперь Пашкина — тоже врач, Геннадий Пашкин — инженер ТГЗ.
Когда-то в солнечный сентябрьский день приветливой улыбкой встречала их, первоклашек, молодая учительница. Нина Михайловна стала им строгой учительницей и верным другом, советчиком на всю жизнь.
Капустина Т.А., завуч школы (слева) и Расторгуева Н.М. (справа)
Помнят они и уроки, и походы, и поездки, и каверзные «как», «почему», на которые учительница всегда находила удивляющие своей простотой и доступностью ответы. И спустя много лет выпускники говорят:
— Для нас всегда радостна встреча с Ниной Михайловной, и мы очень хотим, чтобы первой учительницей наших детей стала именно [она].
Семиклассник Валя Шаламов выразил свое мнение так:
— Уроки Нины Михайловны для нас всегда были радостью. Всегда и везде мы встречали ласковый взгляд нашей учительницы, всегда и во всем чувствовали постоянную заботу о нас. К праздникам мы всегда готовили утренники, и Нина Михайловна умела раскрывать способности каждого. Наш класс жил интересной жизнью, был дружным.
От учеников Нина Михайловна требует всегда четкого, ясного ответа, применяет много наглядных пособий, причем красивых, включает немало игровых моментов.
Сильным учащимся даст дополнительные задания на карточках. Поощрения (очень дорожат ими дети) — красные звездочки за отличную работу. Захватывающим для ребят является соревнование по рядам. Нравятся учащимся интересные физкультминутки на уроках.
Мне довелось услышать ее индивидуальные беседы с родителями первоклашек. Она говорит о положительных сторонах ученика, о том, что у него не получается, над чем надо работать.
С наставником Марией Андреевной
Родители надежные помощники во всем, а члены родительского комитета в особенности. Они и экскурсии проведут, и расскажут о своей профессии, побеседуют с «трудным» учеником, помогут костюмы приготовить к утренникам и пособия для уроков труда.
Регулярны встречи Нины Михайловны с учителями, работающими в четвертом классе. 50—60 процентов ее учащихся завершают год на «4» и «5», нет ни одного неуспевающего.
Руководя секцией начальных классов, она умело организует ее работу, причем главной задачей считает, чтобы учителя-стажисты помогали начинающим».
«Искра», 27.10.1981
Ее 25 золотых сентябрей
Шли годы. Высокая результативность Нины Михайловны Расторгуевой была оценена по достоинству. В 1982 году Министерство Просвещения наградило ее значком «Отличник народного просвещения». О мимолетности времени в своей заметке рассуждала Е. Омышева:
«Ничто так не высвечивает стремительность уходящего времени, как взросление чужих детей. Она помнит их всех, своих шумливых непосед. Ее классы всегда отличались именно тем, что ребята подбирались в них бойкие, но интересные и обязательно самостоятельные. Она часто вспоминает, например, как могла оставить свой третий класс, поручив ученице Ирине Пашкиной вести урок, зная, что он пойдет своим чередом, и «учительница», заменившая ее, будет со всей строгостью следить за дисциплиной. И хоть Ирина стала врачом-педиатром, уроки доброты, полученные у своей первой учительницы, были для нее той отправной точкой, с которой начинается работа с детьми.
1 сентября для Н. М. Расторгуевой настал 25-й школьный сентябрь. Казалось бы, можно привыкнуть, не волноваться. Особенно волнуется Нина Михайловна, когда принимает первоклассников. Знакомясь с ними, всегда пытается угадать, чем интересен каждый из них, хотя убедилась: нужно не меньше, чем полгода, пока она узнает их.
Говорят, что ее ученики всегда большие активисты. Сама Нина Михайловна уверена, что активность ее ребят не пройдет с годами и для большинства из них общественная работа станет нормой жизни, а доброта и чуткость — основными качествами характера. Может быть, поэтому среди ее выпускников так много врачей и учителей, главный смысл профессии которых именно доброе отношение к людям.
На уроке математики. Расторгуева Н.М.
Более 300 ребят прошли начальную школу у Нины Михайловны Расторгуевой. В их числе есть и физики, и лирики, рабочие и инженеры, журналисты и военные. Все они несут в себе качества, которыми одарила их первая учительница, их вторая мама.
Долго ждет учитель результатов своего труда. Нередко требуются годы, чтобы увидеть всходы щедрости и добра, что были заложены в ребячьи души учителями еще в начальной школе.
Однажды Нина Михайловна заболела. Нездоровилось сильно, и впервые в жизни она почувствовала себя одинокой. И вдруг звонок... Прибежали ее ребята. Обеспокоенные, встревоженные, они не знали, как высказать свое сочувствие, как вручить немудреные гостинцы. Они очень волновались, потому что были убеждены, что Нина Михайловна заболела из-за них, ведь накануне они так сильно ее расстроили...
Бытует мнение, что у преподавателей есть любимые ученики. Для Нины Михайловны все ученики — любимые. И часто именно к тем она прикипает всей душой, кто приносит ей больше тревог и волнений. Ребятам из трудных семей она всегда отдает очень много времени и внимания, стараясь хоть как-то восполнить недополученные дома тепло и ласку. И, как показывает жизнь, именно они больше всех и западают в ее сердце, именно они умеют быть самыми благодарными.
На уроке
Недавно, Нине Михайловне Расторгуевой присвоили звание «Отличник народного просвещения РСФСР». С этим событием ее поздравляли все: и коллеги, и родители, и соседи. Но самую большую радость испытала она, когда однажды вечером на пороге ее квартиры с огромным букетом цветов появились ее первые ученики: Олег Шереметьев, Лена Измайлова и все другие ее первые активисты. Они узнали о награде и пришли к своей учительнице, как приходили в годы учебы в школу.
Быстро летит время. Но жизнь этих ставших взрослыми учеников, их работа, их неустанное желание быть полезными обществу — верное свидетельство того, что в жизни Н. М. Расторгуевой, учительницы школы № 16, нет минут, потраченных напрасно».
«Искра», 28 декабря 1985 г.
Признание в любви
В любви к своему учителю признавались все: и ученики, и их родители — выпускники Нины Михайловны:
«У великого русского писателя Л. Н. Толстого есть такие слова:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если человек имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Вот о таком совершенном и талантливом педагоге мы хотим рассказать. Это заслуженный учитель РСФСР Нина Михайловна Расторгуева — учительница начальных классов школы № 16. Много ее выпускников живет и работает по всей нашей великой стране, и для всех она — любимая учительница. Да и как не любить этого человека, если в ней столько обаяния, доброты, безграничной любви к своему делу, к детям.
Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.
Щукина А.К. и учителя-лыжницы: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И., Переладова Л.А., Парфёнова А.М.
Нина Михайловна обладает огромным талантом человеколюбия, она умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка. А как много интересного и полезного узнают дети на ее уроках! Всякое знание остается мертвым, если у учеников не развивается инициатива и самодеятельность. Ее питомцев отличает большая любознательность, самостоятельность, умение спорить, любовь к чтению.
Всем нам не хочется расставаться с нашей любимой учительницей: еще бы годик побыть вместе. К сожалению, мы скоро расстанемся: наши дети перешли в четвертый класс. Но мы будем приходить к Нине Михайловне, чтобы поговорить с ней, посоветоваться, как воспитывать детей, как нам жить самим. А еще придем к ней за оптимизмом, бодростью духа.
В сентябре к Нине Михайловне придут новые ученики, снова начнется трудная, но такая интересная жизнь, когда требуется зажечь учеников жаждой знаний. И мы низко кланяемся нашей дорогой Нине Михайловне и говорим огромное спасибо ей за наших детей, за знания, которые она им дала. Мы пожелаем ей большого счастья, хороших учеников и крепкого здоровья».
А. ГУБИНА, Е. ПОЛУШКИНА, Л. СУДАКОВА и др. родители. Всего 39 подписей.
«Искра», 18.06.1987 г.
О своем положительном опыте рассказали и родители первоклассников:
«У наших детей начались первые летние каникулы. Многое у них было нынче первым: школа звонок, перемены, уроки, встречи с новыми книгами. Но самое главное — первая учительница! И с первых дней — самая любимая. Это Нина Михайловна Расторгуева. Не только времени, души своей не жалеет она для детей.
1 класс. Классный руководитель — Расторгуева Н.М.1990 год
У Нины Михайловны богатый опыт, она умело, увлекательно проводит занятия, а самое главное, что не часто встретишь в наше время — живет своей работой, искренне заинтересована жизнью детей. С первых шагов в школе завоевала их детские души — как завороженные, сидят они на уроках.
А как старательно занимаются многие в юннатском кружке! Другие ребята с нетерпением ждут, когда нужно идти в кружок классического танца в ДК ЛМ3, а третьи — в кружок бального танца в клуб «Бригантина». Посещение кружков организуется с помощью Нины Михайловны. В словах и делах своего воспитателя дети находят отзвуки собственных мыслей, переживаний. Многое, самое заветное, сокровенное доверяется ей. А как сдружили ребят походы: с занимательными играми, с грибовницей, с лыжами, с песнями у костра. Глубокий след оставляют эти прогулки у детей. Незаметно для нас прошел год, а сколько морщинок добавили ей наши первоклашки, сколько бессонных ночей принесли... Мы, родители, по окончании года увидели, что в мыслях, интересах, стремлениях дети наши стали не только взрослее, но и раскрепощеннее, любознательнее.
Желая хорошего отдыха Нине Михайловне, надеемся, что и в следующем учебном году общение с ребятами принесет ей больше радости, чем огорчений, что ниточка любви к детям не прервется никогда».
С гордостью, с нежностью и уважением родители 1-а класса, 16-ой школы.
«Искра» 13.06.1991 г.
Вторая мама
Для сотен первоклассников Нина Михайловна была не просто учителем — она была второй мамой:
«Эту обаятельную женщину знают в Лысьве многие. 36-й год в школе № 16 учит самых маленьких читать, считать, писать, познавать жизнь заслуженный учитель России Нина Михайловна Расторгуева. 12 выпусков, более 360 учеников!
Как заблуждаются те, кто думает, что быть учителем начальных классов очень легко: дети-то еще маленькие, управляемые, послушные, не то что в старших классах! Нина Михайловна к каждому малышу находит свой, только ей ведомый, подход, в каждом угадывает неповторимую личность, учитывает особенности характера. Ее классы отличаются от других не только хорошей успеваемостью, но и дисциплиной, дружбой, коллективизмом. А как она проводит уроки, как ребята готовятся к ним! Педагогический талант учителя помогает раскрыть детские таланты. Ученики Нины Михайловны, как правило, находят свое место в жизни, становятся достойными людьми.
Сейчас родителям будущих первоклассников советуют выбирать для своих детей не только школу, но и учителя. Нину Михайловну Расторгуеву выбирают часто. Бывшие ученики приводят к ней своих детей, зная, что их «вторая мама» будет такой же доброй и справедливой, требовательной и внимательной «мамой» новым первоклашкам, как была когда-то им.
Еще один учебный год позади. Первоклассники уже почти самостоятельны, рады тому, что многое умеют, многое знают. А выпускники из 11-а стали совсем взрослыми... Всех своих учеников Нина Михайловна считает родными, ведь каждому из них она отдает частичку своего сердца, тепла которого хватает на всех».
Сергей Ворожеин. Фото Виктора Оборина
«Искра», 20.05.1997
Наша дорогая Нина Михайловна!
По случаю знаменательного события — юбилея Нины Михайловны — коллектив родителей написал душевное поздравление в газету «Искра».
Учительница первая моя!
Сотни людей, взрослых и не очень, живущих в разных концах нашей необъятной Родины, с особой нежностью и благодарностью могут сказать так об удивительной, неутомимой, вечно молодой и прекрасной женщине Нине Михайловне Расторгуевой.
Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, учитель первой категории. И это всё она — наша дорогая и уважаемая Нина Михайловна. Она обладает великим даром не только давать детям знания. Она учит их доброте, справедливости и, пусть это звучит несколько высокопарно, учит каждого быть Человеком.
А началось всё сорок лет назад, когда Нина Михайловна восемнадцатилетней девушкой после окончания Кунгурского педагогического училища приехала в Лысьву, в среднюю школу № 16. И с тех пор она живёт в городе, ставшем для неё родным, и трудится в родной шестнадцатой.
Веселкова Елена и Расторгуева Н.М.
«Материнская забота учителя создаёт на уроке эмоционально приподнятую обстановку, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно. Она создала собственную программу по предмету "Этическая грамматика" и работает по ней... Мудрый наставник молодых учителей». За этими официальными строками из характеристики Н. М Расторгуевой — годы творчества, годы поиска. Нина Михайловна подолгу и с интересом говорит о своих питомцах, бывших и настоящих учениках. Она просто влюблена во всех. В каждом находит что-то хорошее и старается это хорошее развить. Нас, родителей, она уверяет, что наши сын или дочь особенные, что надо только побольше уделить им любви и внимания, чтобы добиться положительных результатов в воспитании.
Её трудолюбие и энергия не знают предела, хотя здоровье уже и не так надёжно...
Сегодня мы поздравляем нашего учителя с очень важной датой в её замечательной биографии. Дай Вам Бог, Нина Михайловна, здоровья на долгие-долгие годы. И мы, ваши ученики, и их родители любим Вас и говорим Вам спасибо — за всё спасибо!
Прошли года. Твои ученики
Рассыпались по всей большой стране:
Летают в небе, созидают на земле,
В больницах, в школах и на корабле.
А ты всё так же утром входишь в класс
Рассказывать про земли и моря,
Ты, с добрыми морщинками у глаз,
Учительница первая моя!
Ты самым слабым говоришь: “Держись!"
Ты им помочь готова всей душой...
И снова чья-то маленькая жизнь
В твоих руках становится большой...
Такие люди, как Нина Михайловна, приносят славу городу и всей России. И мы, родители и ученики 3-а, уверены, что она достойна звания «Учитель года». Думаем, её бывшие ученики и их родители подтвердят наше мнение на страницах любимой «Искры».
По поручению родителей — Надежда ЛУЦЕНКО, специалист отдела статистики
«Искра», 14 августа 2001 года
Источники:
- Личность в истории Лысьвенского округа: http://www.lysva-library.ru/lichnost/r/rastorgueva/
- Фонды музея школы № 16