Творец и воспитатель

Биография

Лидия Дмитриевна родилась 15 апреля 1928 года в селе Богомягково Осинского района в многодетной семье. После окончания школы поступила в Осинское педагогическое училище.


Черепанова Лидия Дмитриевна — учитель начальных классов.
Фото из семейного архива Котовой Е.И.

Получила специальность учителя начальных классов и в 1946 году приехала в Лысьву, где начала свою трудовую деятельность в семилетней школе №16. В автобиографии она так и запишет:

Я, учительница школы № 16 города Лысьвы, Богомягкова Лидия Дмитриевна, родилась в 1928 г. 15 апреля в Молотовской области Осинского района села Богомягково. Родители — колхозники.
В 1943 году окончила Богомягковскую семилетнюю школу и поступила в Осинское педагогическое училище. В 1946 году окончила его и была направлена на учительскую работу в город Лысьву, где и работаю в настоящее время.

Благодаря сохранившемуся личному делу в музейном архиве школы № 3 мы можем точно проследить за профессиональной деятельностью Лидии Дмитриевны. Более того, мы можем установить дату начала работы благодаря копии справки, выданной Богомягковой Л.Д.:

Справка (копия)
Дана настоящая в том, что Богомягкова Лидия Дмитриевна действительно работает в качестве учителя начальной школы при Лысьвенском ГорОНО с 18 августа 1946 года по настоящее время
Зав ГорОНО (подпись)
Копию заверяю директор (подпись) Михальчук А.П.


Копия справки, выданная Богомягковой Л.Д.

Итак, нам известна дата начала работы. В 1953 году Лидия Дмитриевна переходит работать в школу № 4 учителем математики 5-7 классов:

Выписка из приказа № 141
По лысьвенскому горОНО от 29.08.1953
§ -11
В связи с реорганизацией начальной школы № 4 в семилетнюю и изменением количества классов в школах № 4 и 16 укомплектовать школы учительскими кадрами следующим образом:
2. Из школы № 16 перевести в школу № 4 с 1.09.1953 г. Богомягкову Л.Д. — учителя математики V-VII классов со ставкой 639 руб.
Зав. ГорОНО: (подпись)
Верно: (подпись)


Выписка из приказа № 141

В 1958 году у Лидии Дмитриевны опять новое назначение — учитель начальных классов школы № 10:

Выписка из приказа № 110
По лысьвенскому горОНО от 22.08.1958
Черепанову Л.Д., учительницу начальных классов школы № 4 перевести учительницей начальных классов в школу № 10 с 23.08.1958 г.
Верно: секретарь горОНО: (подпись)


Выписка из приказа № 110

Наконец, после закрытия школы № 10, с 1974 года Лидия Дмитриевна приступает к работе учителем начальных классов школы № 3. В альбоме «Учителя средней школы № 3 им. В.И. Ленина с 1933 года» указан период ее работы — с 1974 по 1983 гг.

За 37 лет работы Лидия Дмитриевна выпустила из начальной школы более 10 классов. Все ученики были прекрасно подготовлены к обучению в основной школе, что подтверждается высокими результатами их учебы в 5-10 классах. Среди них более 10 золотых медалистов, руководителей первого звена, инженеров, врачей, учителей, актеров и просто успешных людей. До сих пор бывшие ученики и их родители помнят свою первую учительницу и с благодарностью говорят о ней.

За свой труд Лидия Дмитриевна неоднократно награждалась почетными грамотами российского, областного и муниципального уровней. Ей было присвоено высокое звание Отличника народного образования.

Характеристика педагогической деятельности

В альбоме учителей школы № 3 на Черепанову Лидию Дмитриевну сохранилась следующая характеристика:

Черепанова Лидия Дмитриевна учительница начальных классов с 37-летним ста­жем. Награждена значком «Отличник народного просвещения».

Лидия Дмитриевна — мастер педагогического труда. Формы и методы ведения урока самые разнообразные, тщательно продуманы. Уроки отвечают всем требованиям, проходят на высоком идейном, научном методическим уровне. В каждом слове учителя звучит нота бережного отношения к слову, культуре речи, любовь к книге. Беседы строит интересно, логично, учит учащихся мыслить творчески, делать выводы. Очень удачно использует межпредметные связи. Каждый её урок - образец обучения, образования, воспитания. Девиз учителя - работать отлично. Её учащиеся владеют прочными знаниями, навыками и умениями. Успеваемость за 5 лет - 100%, из них 55-67% учатся на 4 и 5. Несколько лет её класс является победителем соревнования в школе.


Класс Черепановой Л.Д. — победитель соревнования школы по достойной встрече 60-летия образования СССР. 1982-1983 учебный год.

Её ученики отличаются организованностью, воспитанностью, трудолюбием, начитанностью, уважительным отношением к умственному труду. В воспитательной работе опирается на родителей, они её верные помощники. В системе осуществляет педа­гогическое руководство семейным воспитанием. Она активный участник педагогического лектория. Много лет руководит школьным методическим объединением начальных классов. Щедро делится опытом своей работы с молодыми учителями.

Это опытный и умный наставник молодёжи. Опыт работы обобщался на педсоветах, творческих отчётах, в городском методическом объединении. Лидия Дмитриевна постоянно совершенствует своё мастерство, политически грамотна. Отличительными чертами Лидии Дмитриевны являются её идейная убеждённость, скромность, трудо­любие, принципиальность, требовательность, чуткое отношение к товарищам и высо­кая внутренняя культура.
Черепанова Лидия Дмитриевна пользуется заслуженным авторитетом среди роди­телей, учащихся, коллег, общественности города.

Таких высоких отзывов Лидия Дмитриевна удостаивалась на протяжении всего профессионального пути. Давайте посмотрим на более ранние характеристики.


Черепанова Л.Д. Фото из семейного архива Котовой Е.И.

Как молодой специалист, Лидия Дмитриевна отлично проявила себя в учебно-методической деятельности:

Богомягкова Лидия Дмитриевна окончила педучилище. В работе Лидия Дмитриевна всегда настойчивая, упорная. Ее класс отличается дисциплинированностью, аккуратностью, опрятностью. Т[оварищ] Богомягкова настойчива и требовательна к себе. Она занимается самообразованием, имеет план и выполняет его. Имеет тесную связь с родителями, среди которых она имеет большой авторитет. Собрания у ней бывают всегда полноценные, сопровождаются докладами педагогического характера.
Директор Михальчук А.П.


4 класс. 1950 год. В центре сидит Черепанова (Богомягкова) Л.Д.

В 1951 году директор школы № 16 Михальчук Александра Петровна составила следующую характеристику:

Лидия Дмитриевна проработала в школе 5 лет, показав себя настоящим народным учителем. Настойчивая, кропотливая, упорная, исполнительная. В нынешнем году Лидия Дмитриевна вела впервые арифметику 5 классе, бывшем 4 классе, выпущенным ею же. В результате на весенних экзаменах получалось, что ее учащиеся прошли лучше, чем во всех остальных шести классах пятых. Лидия Дмитриевна ведет и общественную работу в школе. Избирается председателем МК.
Директор Михальчук А.П.
Сентябрь 1951 года


Последний выпуск семилетней школы № 16. В первом ряду третья справа — Черепанова (Богомягкова) Л.Д. Май 1953 года

В 1953 году Михальчук А.П. написала еще две характеристики. Деятельность Лидии Дмитриевны в них также получила высокую оценку:

Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе шесть лет. Два года ведет арифметику в-пятых классах. К работе относится серьезно, настойчиво. Работая первый год в пятом классе она ни одного плана не составила самостоятельно, консультировалась у мастеров нашей школы. Сейчас Лидия Дмитриевна учит молодых учителей. Работает много с классом.
Пользуется авторитетом среди учащихся и родителей.
Директор Михальчук А.П.
8 сентября 1953 г.

Вторая характеристика написана в подобном духе:

Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе 7 лет. 3 года ведет математику в 5-6 классах, причем в 6-х первый год. Назначение свое оправдала. Лидия Дмитриевна систематически обращается за помощью к стажистам, это помогает ей в работе. Класс в нынешнем году был слишком труден, но Лидия Дмитриевна справилась с ним. Ведет общественную работу, является председателем МК. На все мероприятия проводимые в школе активно реагирует, помогает. Пользуется авторитетом среди родителей и известностью.
Директор Михальчук А.П.
20 февраля 1953 года


Педагогический коллектив школы № 16. Во втором ряду снизу, вторая слева Черепанова (Богомягкова) Л.Д. 1953 год.

В характеристике за 1954 год описывалась помощь Черепановой Л.Д. молодым специалистам:

Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе 7 лет. Настойчивая, упорная, трудолюбивая. Оказывает большую помощь начинающим. В нынешнем году она оказывала помощь в составлении рабочих планов Маниной, Переладову, Клюшиной. Этим самым улучшила и свою работу и работу начинающих учителей. Большая нагрузка мешает улучшить работу с классом.
Директор Михальчук А.П.
22 мая 1954 года


Во втором ряду слева направо: Черепанова Л.Д., Пушкарёва Т.А., Чинова Е.И. 3 июня 1972 года

Перейдя в школу № 10 Лидия Дмитриевна продолжила свой славный путь, отмеченный новыми достижениями на ниве образования:

ХАРАКТЕРИСТИКА
На Черепанову Лидию Дмитриевну.
Черепанова Лидия Дмитриевна работает в школе № 10 учителем 1-4 классов с 1948 года [ошибка: согласно Приказу № 110 Лысьвенского ГорОНО от 22.08.1958 Лидия Дмитриевна была переведена в школу № 10 23.08.1958 г. – примечание редактора Кравченко Р.Н.].
К своей работе, она относится всегда добросовестно. В обучении находит новые методы и усовершенствует их. Своим учащимся даёт всегда прочные, глубокие знания, а поэтому её класс не имеет неуспевающих, а большинство учащихся учится на 4-5.
Как учитель, обладающий большими методическими знаниями и большим педагогическим мастерством, она всегда помогает своим товарищам и делится опытом, Большую воспитательную работу проводит не только среди своих воспитанников, но и среди родителей, большую общественную работу проводит Лидия Дмитриевна. Она является активным членом общества по распространению научных знаний, часто выступает с лекциями среди населения.
В коллективе Л. Д. заслужила всеобщее уважение, а поэтому в этом году учителя выбрали председателем М. К.
Лидия Дмитриевна всегда требовательна к себе и справедливо требовательна к своим товарищам по работе.
За хорошую производственную работу Л. Д. по линии школы и Гороно не раз объявлялись благодарности, а по линии Горкома профсоюза премировалась подарками.
Лидия Дмитриевна, достойна награждения грамоты Горисполкомом и Горкома партии.
Директор школы:
секретарь п/о:

В 1962 году в газете «Искра» вышла короткая заметка «Творец и воспитатель» о педагогической деятельности Лидии Дмитриевны:

Тонкий педагогический подход к каждому ученику, неиссякаемое творчество в применении различ­ных методов и приемов, виртуозное использование игро­вых моментов, умение увлечь детей, пробудить их ак­тивную мысль стали нормой в работе учительницы на­чальных классов Лидии Дмитриевны Черепановой.
Уроки Лидии Дмитриевны рассчитаны на проявле­ние сообразительности, на пробуждение большой люб­ви к знаниям. Она умело применяет иллюстрации, кар­точки, картинки на своих уроках при объяснении нового материала и при проверке домашних заданий.
Лидия Дмитриевна знает, кто из учащихся не усво­ил, что именно не усвоил, какие пробелы имеет в умени­ях и навыках. И отдельно работает с этими детьми. Учит выделять главное, запомнить необходимое. Она забо­тится о том, чтобы у каждого ученика укреплялась вера в свои силы.
Качество знаний у воспитанников Лидии Дмитриев­ны высокое. Большинство детей учится на 4 и 5. Мастер-педагог, она охотно передает свой опыт товарищам.

Проработав в школе 31 год, отметившись значком «Отличник народного просвещения», в 1978 году учитель-стажист Черепанова Л.Д. прошла очередную аттестацию:

Добросовестный учитель. Постоянно совершенствует методы обучения. Ведет уроки на современном уровне. Большое внимание уделяет развитию внимания и интереса к чтению, выполняет практическую часть программы, на уроках использует наглядные пособия, раздаточный материал, вследствие чего учащиеся имеют глубокие и прочные знания. Серьезное внимание учительница уделяет индивидуализации обучения. Неуспевающих учащихся за последние пять лет нет, большинство учащихся занимается на «4» и «5». Обладая большим мастерством, учительница помогает своим товарищам по работе. Внеклассные мероприятия, проводимые ею, интересны, содержательны. Занимается самообразованием, участвует в семинаре «Актуальные проблемы теории и политики КПСС в свете решений 25 съезда партии». Требовательна к себе и товарищам по работе; активно участвует в общественной жизни школы. Не раз избиралась в местный комитет школы, вела плодотворную воспитательную работу с техническим персоналом школы. Часто выступает перед родителями с беседами о семейном воспитании. Скромна, тактична в обращении с учащимися, родителями и коллегами.
Выводы и предложения: соответствует занимаемой должности, заслуживает поощрения.
Директор школы: А. Шелехова

Ввиду высоких показателей Лидии Дмитриевне была объявлена благодарность:

Выписка из приказа № 201 от 05.10.79.
Объявляется благодарность Черепановой Л.Д., добившейся полной успеваемости и высокого качества знаний учащихся за 1978-79 год.


Выписка из приказа № 201

В 1983 году Лидия Дмитриевна вышла на заслуженный отдых. Проводы на пенсию проходили в торжественной, трогательной обстановке.

Обратите внимание: у третьего мальчишки слева — слезы на глазах.

В 2004 году пришла печальная новость — Лидия Дмитриевна ушла из жизни. Педагогический коллектив с горечью писал об этом:

Коллектив школы № 3 с прискорбием извещает, что 31.03 на 76-м году ушла из жизни учитель начальных классов Лидия Дмитриевна Черепанова.

Добрая, внимательная, любящая мать и бабушка — она всегда была окружена детьми. Коллеги помнят ее как добросовестного, творчески работающего учителя.
За свой 37-летний труд награждена значком «Отличник народного просвещения». Начав работать учителем начальных классов в 20-летнем возрасте, она до выхода на пенсию свою любовь, мастерство отдавала детям. Проводила она большую воспитательную работу и среди родителей, часто выступала с лекциями среди населения.
Активная общественница, она и после выхода на заслуженный отдых поддерживала связь со школой, радовалась нашим успехам, переживала за неудачи.
Уходят из жизни наши ветераны, но память о них остается у коллег, учеников. Вот и взрослые дети последнего выпуска Лидии Дмитриевны, которые всегда поздравляли ее с днем рождения, будут помнить о ней, и наверняка, 15 апреля вспомнят добрым словом Лидию Дмитриевну Черепанову свою первую учительницу.

Источники:

  1. Фонды музея школы № 3
  2. Фонды музея школы № 16
  3. Фотографии и биографические данные из семейного архива Котовой Е.И.

Вторая мама


Расторгуева Нина Михайловна — учитель начальных классов

Биография

Расторгуева Нина Михайловна родилась 9 ноября 1942 года в городе Кунгур Молотовской области в семье служащего. В 1957 году окончила среднюю школу №11 и поступила в Кунгурское педагогическое училище на отделение «Учитель начальных классов». После окончания училища была направлена в город Лысьву Пермской области.

Её учителями стали Золотов С.А. и Манина Е.Н. Именно они разглядели в выпускнице педучилища талант преподавания — умение найти ключик к каждому ученику.

С 1961 года по 2003 год работала учителем начальных классов в школе №16. В течение 10 лет (2003-2013 гг.) проработала в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

За 42 года в школе № 16 она сделала 17 выпусков из начальной школы.

Основной закон её педагогического подхода - любить ребёнка, понимать его, развивать в нём личность, верить в успешное развитие ребёнка. Нина Михайловна всегда принимала любого ученика таким, каков он есть. Строгая и ласковая, мудрая и чуткая, Нина Михайловна стала второй мамой для учащихся. Она считает свой учительский труд призванием в жизни. Её уроки всегда интересны, необычны, увлекательны, познавательны.

Нина Михайловна использовала новинки педагогики на уроках, постоянно стремилась к тому, чтобы, обучая, развивать и воспитывать ученика. Заботясь об интеллектуальном развитии детей, педагог не забывает о главном — воспитании доброты, внимания, отзывчивости.

Нина Михайловна постоянно совершенствовала своё педагогическое мастерство и при этом она знала возможности каждого ученика. Большое внимание уделяла развитию логического мышления. Много времени отдавала детям после занятий внеклассным мероприятиям. Утренники, КВНы с родителями, сборы, походы, экскурсии, встречи, заочные путешествия, праздники всегда проходили интересно, с выдумкой.

Из выступления Волкова В.А., зав. гороно, на августовском совещании 1985-86 учебного года:

«Идёт 3-й год школьной реформы. Отличаются высоким качеством уроки Заслуженного учителя школы РФ Расторгуевой Нины Михайловны, учительницы начальных классов школы № 16.
Проведён районный конкурс работы классного руководителя, среди победителей Расторгуева Нина Михайловна (школа № 16)».

Добрая, комфортная обстановка на уроке сопутствовала не только обучению, но и воспитанию учащихся. Нина Михайловна в числе первых учителей города начала давать уроки по «Этической грамматике». Разработки этих уроков вошли в сборник «Этика-1», изданный в 1999 году центром научно-методического обеспечения города Лысьва.

Много лет вела для учащихся кружок «Юный натуралист», дети делали скворечники и развешивали их в парке, приводили в порядок разные уголки парка, чистили маленький пруд.

В течение 22 лет возглавляла школьное методическое объединение учителей начальных классов, передавая богатый учительский опыт, помогала молодым учителям обрести уверенность в выбранной профессии.

Входила в городскую группу по составлению программы «Подготовка детей к школе по методике Морозовой Л.Ф.» (из опыта работы).

Избиралась депутатом Лысьвенского городского Совета народных депутатов трудящихся от избирательного округа №177, входила в группу по народному образованию.

За добросовестный труд, за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся отмечена государственными наградами:

  • 1970 год: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
  • 1982 год: значок «Отличник народного просвещения»
  • 22.01.1986 года присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
  • 2007 год: победитель в городской акции «Человек года – 2007» в номинации «Учитель года».

Но выше всех наград для неё стала искренняя любовь учеников. Выпускники Нины Михайловны хранят в сердце образ умной, интересной, доброй учительницы, на уроки к которой, по их воспоминаниям, летели как на крыльях.

Волкова Зоя Васильевна, учитель-ветеран, создатель виртуального музея школы № 16

ДОБРЫЕ ЗЕРНА

Уроки Нины Михайловны давали превосходные результаты. Об этом повествует заметка директора 16 школы, И. Реутовой, «Добрые зерна»:

«Сегодня мы будем выполнять интересную работу: писать изложение о… — так начала урок в третьем классе школы № 16 Нина Михайловна Расторгуева и доба­вила: - Думаю, все с этим справятся!

От личных впечатлений де­ти перешли к просмотру цвет­ного диафильма. Все преду­смотрела учительница: и как ошибки предупредить, и но­вые слова объяснила.


Летний лагерь. Отряд Расторгуевой Н.М. 1974 год


Летний лагерь. На стадионе. Расторгуева Н.М. и Волкова З.В. 1979 год

Такой урок интересен, не только формой подготовки к изложению. Он воспитывает красивое. Сколько добрых зе­рен брошено в детские души с первых минут урока! А после напряженного просмотра диа­фильма такой необходимой и своевременной стала физкультпауза.

Любовь к ребятишкам, за­бота об их умственном и ду­ховном развитии, педагогиче­ский такт — главное в твор­честве Нины Михайловны. Ведь именно так можно на­звать ее педагогический труд.

Весь набор методических приемов, оснащение урока, грамзаписи и диафильмы, таблицы и макеты, перфокар­ты — все это делается с целью активизировать мысль учаще­гося, облегчить ему понима­ние и усвоение материала. Не забывает Нина Михайловна и о создании игровых ситуа­ций даже на самых серьез­ных этапах урока.


2 класс. Учитель Расторгуева Н.М. 1965 год

Ее ученики любознательны. Они читают газеты, следят за событиями, в третьем клас­се готовят информации о прочитанном, большинство выписывают «Пионерскую правду».

С большим удовольствием ребята проводят утренники, внеклассные занятия, успешно участвуют в смотрах и кон­курсах.

Высокая общественная ак­тивность отличает питомцев Н. М. Расторгуевой. Многие неплохо учатся. Золотой ме­далью награжден В. Лукин: ученик Нины Михайловны. В истекшем году школу окончи­ли опять ее учащиеся, среди них Е. Суслова, также на­гражденная золотой медалью.

В этих наградах немалая доля труда и мастерства скромной учительницы на­чальных классов, посеявшей добрые зерна.

«Искра» 05.10.1974 г.

О том, как интересно проходили уроки Нины Михайловны вспоминает выпускница школы М. Спалле в заметке «Учительница первая моя…»:

— Из каких частей состоит растение? — задан вопрос, и множество рук взметнулось кверху, десятки глаз устреми­лись к учителю. Хрупкая де­вочка вышла к доске и, дер­жа в руке растение, называла и показывала стебелек, ли­стья...

А рядом, одобрительно ки­вая, в затруднительном поло­жении выручая вопросом или обращаясь за помощью к клас­су, стояла ее и моя учитель­ница, Нина Михайловна Рас­торгуева, как и пятнадцать лет назад работающая в шест­надцатой школе. Она мало из­менилась: те же добрые глаза, лучистая улыбка, спокойный звонкий голос...

— Как называются расте­ния, которые высаживают на клумбы, газоны? — задается дополнительный вопрос, и де­вочка, немного подумав, робко отвечает: «Уличные».

— Неужели? — улыбается учительница. — Такого наз­вания нет. Ребята, кто ска­жет?

— Декоративные, — про­износит трудное слово ученица с места.

— Молодец! — хвалит Нина Ми­хайловна и в до­ступной для своих второклассников форме объясняет смысл нового для них термина. А потом ребята сами наперебой задают вопросы отвечающей, и все вместе оце­нивают ее ответ.

Как чудесный сон пролетел для меня урок природоведе­ния. Многое вспомнилось из далекого детства. Маленькие заговорщицы, оставались мы после уроков с Ниной Михай­ловной и обсуждали, как по­здравим своих мальчиков с Днем Советской Армии. С не­терпением ждали этого дня, а когда он наступал, угощали мальчишек конфетами, пели свои любимые песни и, пом­нится, даже танцевали.


3 «А» класс. Учитель — Расторгуева Н.М. 1978 год.

А день, когда нас принима­ли в пионеры, запомнился многим. Торжественно наряд­ные пришли мы на завод, в листопрокатный цех № 2, где нас ждали шефы. Волнуясь, каждый из нас произнес клят­ву. Нам повязали галстуки. И в память о встрече шефы вручили нашему классу пода­рок. Тогда мы впервые побы­вали на заводе. А сейчас не­которые одноклассники здесь работают.

— А помните, Нина Михай­ловна, мы ездили в Чусовой?

— На телевышку, — уточ­няет она. Мы с ней сидим за тесной школьной партой и разговариваем.

— Мы со своими ребятами тоже побывали в Чусовом. Только были на спортивном комплексе. А потом гуляли по парку, жгли костер, пек­ли печенки...

— А вообще-то работать с детьми стало сейчас сложнее, — говорит Нина Михайловна, — чаще среди них встречают­ся самолюбивые, избалован­ные ребята. Сейчас мы работа­ем по новой программе, на­грузка большая, и времени на внеклассные мероприятия остается меньше, но все-таки мы часто бываем вместе, про­водим различные мероприятия.

Я смотрю на Нину Михай­ловну и поражаюсь, сколько душевной теплоты в ней, тер­пения и любви к детям. Про­шло столько времени, когда она выпустила наш третий класс, а до сих пор помнит и вспоминает каждого. И ее помнят. Приезжая в родной город, заходят ребята к своей первой учительнице. Ведь с ней связано несколько лет счастливого детства.

«Искра» 28.09.1979 г.

В высоком профессионализме Нины Михайловны смогли убедиться и коллеги. Учитель Л. Мухорина побеседовала с ее учениками. Все они оставили прекрасные отзывы о своем наставнике:

«После окончания Кунгурского педучилища 21-й год учит млад­шие классы в школе № 16 Нина Михайловна Расторгуева.


Расторгуева Н.М. — начинающий учитель. 1961 год.

Я беседую с ее учениками разных лет. Лена Суслова, теперь Измайлова, работает врачом в роддоме. Ирина Волкова, теперь Пашкина — тоже врач, Геннадий Пашкин — инженер ТГЗ.

Когда-то в солнечный сен­тябрьский день приветливой улыбкой встречала их, первокла­шек, молодая учительница. Нина Михайловна стала им строгой учительницей и верным другом, советчиком на всю жизнь.


Капустина Т.А., завуч школы (слева) и Расторгуева Н.М. (справа)

Помнят они и уроки, и походы, и поездки, и каверзные «как», «почему», на которые учительни­ца всегда находила удивляющие своей простотой и доступностью ответы. И спустя много лет вы­пускники говорят:

— Для нас всегда радостна встреча с Ниной Михайловной, и мы очень хотим, чтобы первой учительницей наших детей стала именно [она].

Семиклассник Валя Шаламов выразил свое мнение так:

— Уроки Нины Михайловны для нас всегда были радостью. Всегда и везде мы встречали лас­ковый взгляд нашей учительни­цы, всегда и во всем чувствовали постоянную заботу о нас. К праздникам мы всегда готовили утренники, и Нина Михайловна умела раскрывать способности каждого. Наш класс жил интерес­ной жизнью, был дружным.

От учеников Нина Михайловна требует всегда четкого, ясного ответа, применяет много нагляд­ных пособий, причем красивых, включает немало игровых момен­тов.

Сильным учащимся даст допол­нительные задания на карточках. Поощрения (очень дорожат ими дети) — красные звездочки за отличную работу. Захватывающим для ребят является соревнование по рядам. Нравятся учащимся интересные физкультминутки на уроках.

Мне довелось услышать ее индивидуальные беседы с роди­телями первоклашек. Она гово­рит о положительных сторонах ученика, о том, что у него не по­лучается, над чем надо работать.


С наставником Марией Андреевной

Родители надежные помощники во всем, а члены родительского комитета в особенности. Они и экскурсии проведут, и расскажут о своей профессии, побеседуют с «трудным» учеником, помогут костюмы приготовить к утренни­кам и пособия для уроков труда.

Регулярны встречи Нины Ми­хайловны с учителями, работа­ющими в четвертом классе. 50—60 процентов ее учащихся завершают год на «4» и «5», нет ни одного неуспевающего.

Руководя секцией начальных классов, она умело организует ее работу, причем главной зада­чей считает, чтобы учителя-стажисты помогали начинающим».

«Искра», 27.10.1981

Ее 25 золотых сентябрей

Шли годы. Высокая результативность Нины Михайловны Расторгуевой была оценена по достоинству. В 1982 году Министерство Просвещения наградило ее значком «Отличник народного просвещения». О мимолетности времени в своей заметке рассуждала Е. Омышева:

«Ничто так не высвечивает стремительность уходя­щего времени, как взросление чужих детей. Она помнит их всех, своих шумливых непосед. Ее классы всегда отличались именно тем, что ребята подби­рались в них бойкие, но инте­ресные и обязательно само­стоятельные. Она часто вспо­минает, например, как могла оставить свой третий класс, поручив ученице Ирине Паш­киной вести урок, зная, что он пойдет своим чередом, и «учи­тельница», заменившая ее, бу­дет со всей строгостью сле­дить за дисциплиной. И хоть Ирина стала врачом-педиат­ром, уроки доброты, получен­ные у своей первой учитель­ницы, были для нее той от­правной точкой, с которой на­чинается работа с детьми.

1 сентября для Н. М. Расторгуевой настал 25-й школьный сентябрь. Казалось бы, можно привыкнуть, не вол­новаться. Особенно волнуется Нина Михайловна, когда при­нимает первоклассников. Зна­комясь с ними, всегда пытает­ся угадать, чем интересен каждый из них, хотя убеди­лась: нужно не меньше, чем полгода, пока она узнает их.

Говорят, что ее ученики все­гда большие активисты. Сама Нина Михайловна уверена, что активность ее ребят не прой­дет с годами и для большин­ства из них общественная ра­бота станет нормой жизни, а доброта и чуткость — основ­ными качествами характера. Может быть, поэтому среди ее выпускников так много врачей и учителей, главный смысл профессии которых именно доброе отношение к людям.


На уроке математики. Расторгуева Н.М.

Более 300 ребят прошли на­чальную школу у Нины Михай­ловны Расторгуевой. В их чис­ле есть и физики, и лирики, рабочие и инженеры, журна­листы и военные. Все они не­сут в себе качества, которыми одарила их первая учительни­ца, их вторая мама.

Долго ждет учитель резуль­татов своего труда. Нередко требуются годы, чтобы уви­деть всходы щедрости и доб­ра, что были заложены в ре­бячьи души учителями еще в начальной школе.

Однажды Нина Михайловна заболела. Нездоровилось силь­но, и впервые в жизни она почувствовала себя одино­кой. И вдруг звонок... При­бежали ее ребята. Обеспоко­енные, встревоженные, они не знали, как высказать свое сочувствие, как вручить немуд­реные гостинцы. Они очень волновались, потому что были убеждены, что Нина Михайловна заболела из-за них, ведь накануне они так сильно ее расстроили...

Бытует мнение, что у препо­давателей есть любимые уче­ники. Для Нины Михайловны все ученики — любимые. И часто именно к тем она при­кипает всей душой, кто прино­сит ей больше тревог и вол­нений. Ребятам из трудных се­мей она всегда отдает очень много времени и внимания, стараясь хоть как-то воспол­нить недополученные дома тепло и ласку. И, как показы­вает жизнь, именно они боль­ше всех и западают в ее серд­це, именно они умеют быть самыми благодарными.


На уроке

Недавно, Нине Михайловне Расторгуевой присвоили звание «Отличник народного просве­щения РСФСР». С этим событием ее поздравляли все: и коллеги, и родители, и соседи. Но самую большую радость испытала она, когда однажды вечером на пороге ее кварти­ры с огромным букетом цве­тов появились ее первые уче­ники: Олег Шереметьев, Лена Измайлова и все другие ее первые активисты. Они узнали о награде и пришли к своей учительнице, как приходили в годы учебы в школу.

Быстро летит время. Но жизнь этих ставших взрослы­ми учеников, их работа, их неустанное желание быть по­лезными обществу — верное свидетельство того, что в жиз­ни Н. М. Расторгуевой, учи­тельницы школы № 16, нет минут, потраченных напрасно».

«Искра», 28 декабря 1985 г.

Признание в любви

В любви к своему учителю признавались все: и ученики, и их родители — выпускники Нины Михайловны:

«У великого русского писате­ля Л. Н. Толстого есть такие слова:

«Если учитель имеет толь­ко любовь к делу, он будет хоро­ший учитель. Если человек имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше то­го учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совер­шенный учитель».

Вот о таком совершенном и та­лантливом педагоге мы хотим рассказать. Это заслуженный учи­тель РСФСР Нина Михайловна Расторгуева — учительница на­чальных классов школы № 16. Много ее выпускников живет и работает по всей нашей великой стране, и для всех она — люби­мая учительница. Да и как не любить этого человека, если в ней столько обаяния, доброты, безграничной любви к своему делу, к детям.


Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.


Щукина А.К. и учителя-лыжницы: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И., Переладова Л.А., Парфёнова А.М.

Нина Михайловна обладает ог­ромным талантом человеколю­бия, она умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу дет­ские радости и горести, знает душу ребенка. А как много инте­ресного и полезного узнают дети на ее уроках! Всякое знание ос­тается мертвым, если у учеников не развивается инициатива и са­модеятельность. Ее питомцев от­личает большая любознатель­ность, самостоятельность, умение спорить, любовь к чтению.

Всем нам не хочется расста­ваться с нашей любимой учитель­ницей: еще бы годик побыть вместе. К сожалению, мы скоро расстанемся: наши дети перешли в четвертый класс. Но мы будем приходить к Нине Михайловне, чтобы поговорить с ней, посове­товаться, как воспитывать детей, как нам жить самим. А еще при­дем к ней за оптимизмом, бод­ростью духа.

В сентябре к Нине Михайловне придут новые ученики, снова нач­нется трудная, но такая интерес­ная жизнь, когда требуется за­жечь учеников жаждой знаний. И мы низко кланяемся нашей до­рогой Нине Михайловне и гово­рим огромное спасибо ей за на­ших детей, за знания, которые она им дала. Мы пожелаем ей большого счастья, хороших уче­ников и крепкого здоровья».

А. ГУБИНА, Е. ПОЛУШКИНА, Л. СУДАКОВА и др. родители. Всего 39 подписей.

«Искра», 18.06.1987 г.

О своем положительном опыте рассказали и родители первоклассников:

«У наших детей начались первые летние каникулы. Многое у них было нынче первым: школа звонок, перемены, уроки, встречи с новыми книгами. Но самое главное — первая учитель­ница! И с первых дней — самая любимая. Это Нина Михайловна Расторгуева. Не только времени, души своей не жалеет она для детей.


1 класс. Классный руководитель — Расторгуева Н.М.1990 год

У Нины Михайловны богатый опыт, она умело, увлекательно проводит занятия, а самое глав­ное, что не часто встретишь в наше время — живет своей ра­ботой, искренне заинтересована жизнью детей. С первых ша­гов в школе завоевала их дет­ские души — как заворожен­ные, сидят они на уроках.

А как старательно занимают­ся многие в юннатском круж­ке! Другие ребята с нетерпени­ем ждут, когда нужно идти в кружок классического танца в ДК ЛМ3, а третьи — в кружок бального танца в клуб «Бриган­тина». Посещение кружков ор­ганизуется с помощью Нины Михайловны. В словах и делах своего воспитателя дети нахо­дят отзвуки собственных мыслей, переживаний. Многое, самое заветное, сокровенное до­веряется ей. А как сдружили ребят походы: с занимательны­ми играми, с грибовницей, с лы­жами, с песнями у костра. Глу­бокий след оставляют эти про­гулки у детей. Незаметно для нас прошел год, а сколько мор­щинок добавили ей наши пер­воклашки, сколько бессонных ночей принесли... Мы, родите­ли, по окончании года увидели, что в мыслях, интересах, стрем­лениях дети наши стали не только взрослее, но и раскрепощеннее, любознательнее.

Желая хорошего отдыха Нине Михайловне, надеемся, что и в следующем учебном году об­щение с ребятами принесет ей больше радости, чем огорчений, что ниточка любви к детям не прервется никогда».

С гордостью, с нежностью и уважением родители 1-а класса, 16-ой школы.

«Искра» 13.06.1991 г.

Вторая мама

Для сотен первоклассников Нина Михайловна была не просто учителем — она была второй мамой:

«Эту обаятельную женщину знают в Лысьве многие. 36-й год в школе № 16 учит самых маленьких читать, считать, писать, познавать жизнь за­служенный учитель России Нина Ми­хайловна Расторгуева. 12 выпусков, более 360 учеников!

Как заблуждаются те, кто думает, что быть учителем начальных классов очень легко: дети-то еще маленькие, управляемые, послушные, не то что в старших классах! Нина Михайловна к каждому малышу находит свой, только ей ведомый, подход, в каждом угады­вает неповторимую личность, учитыва­ет особенности характера. Ее классы отличаются от других не только хоро­шей успеваемостью, но и дисциплиной, дружбой, коллективизмом. А как она проводит уроки, как ребята готовятся к ним! Педагогический талант учителя помогает раскрыть детские таланты. Ученики Нины Михайловны, как прави­ло, находят свое место в жизни, становятся достойными людьми.

Сейчас родителям будущих перво­классников советуют выбирать для своих детей не только школу, но и учителя. Нину Михайловну Расторгуе­ву выбирают часто. Бывшие ученики приводят к ней своих детей, зная, что их «вторая мама» будет такой же доброй и справедливой, требователь­ной и внимательной «мамой» новым первоклашкам, как была когда-то им.

Еще один учебный год позади. Первоклассники уже почти самостоя­тельны, рады тому, что многое умеют, многое знают. А выпускники из 11-а стали совсем взрослыми... Всех своих учеников Нина Михайловна считает родными, ведь каждому из них она отдает частичку своего сердца, тепла которого хватает на всех».

Сергей Ворожеин. Фото Виктора Оборина

«Искра», 20.05.1997

Наша дорогая Нина Михайловна!

По случаю знаменательного события — юбилея Нины Михайловны — коллектив родителей написал душевное поздравление в газету «Искра».

Учительница первая моя!

Сотни людей, взрослых и не очень, живущих в разных концах нашей необъятной Ро­дины, с особой нежностью и благодарностью могут ска­зать так об удивительной, не­утомимой, вечно молодой и прекрасной женщине Нине Михайловне Расторгуевой.

Заслуженный учитель Рос­сийской Федерации, отличник народного просвещения, учи­тель первой категории. И это всё она — наша дорогая и ува­жаемая Нина Михайловна. Она обладает великим даром не только давать детям зна­ния. Она учит их доброте, справедливости и, пусть это звучит несколько высокопар­но, учит каждого быть Чело­веком.

А началось всё сорок лет назад, когда Нина Михайлов­на восемнадцатилетней де­вушкой после окончания Кун­гурского педагогического учи­лища приехала в Лысьву, в среднюю школу № 16. И с тех пор она живёт в городе, став­шем для неё родным, и тру­дится в родной шестнадцатой.


Веселкова Елена и Расторгуева Н.М.

«Материнская забота учи­теля создаёт на уроке эмоци­онально приподнятую обста­новку, в которой каждый уче­ник чувствует себя комфорт­но. Она создала собственную программу по предмету "Эти­ческая грамматика" и работа­ет по ней... Мудрый настав­ник молодых учителей». За этими официальными строка­ми из характеристики Н. М Расторгуевой — годы творче­ства, годы поиска. Нина Ми­хайловна подолгу и с интере­сом говорит о своих питом­цах, бывших и настоящих уче­никах. Она просто влюблена во всех. В каждом находит что-то хорошее и старается это хорошее развить. Нас, родителей, она уверяет, что наши сын или дочь особен­ные, что надо только поболь­ше уделить им любви и вни­мания, чтобы добиться поло­жительных результатов в воспитании.

Её трудолюбие и энергия не знают предела, хотя здо­ровье уже и не так надёжно...

Сегодня мы поздравляем нашего учителя с очень важ­ной датой в её замечатель­ной биографии. Дай Вам Бог, Нина Михайловна, здоровья на долгие-долгие годы. И мы, ваши ученики, и их родители любим Вас и говорим Вам спа­сибо — за всё спасибо!

Прошли года. Твои ученики

Рассыпались по всей большой стране:

Летают в небе, созидают на земле,

В больницах, в школах и на корабле.

А ты всё так же утром входишь в класс

Рассказывать про земли и моря,

Ты, с добрыми морщинками у глаз,

Учительница первая моя!

Ты самым слабым говоришь: “Держись!"

Ты им помочь готова всей душой...

И снова чья-то маленькая жизнь

В твоих руках становится большой...

Такие люди, как Нина Ми­хайловна, приносят славу го­роду и всей России. И мы, ро­дители и ученики 3-а, уверены, что она достойна звания «Учи­тель года». Думаем, её бывшие ученики и их родители подтвердят наше мнение на стра­ницах любимой «Искры».

По поручению родителей — Надежда ЛУЦЕНКО, специалист отдела статистики

«Искра», 14 августа 2001 года

Источники:

  1. Личность в истории Лысьвенского округа: http://www.lysva-library.ru/lichnost/r/rastorgueva/
  2. Фонды музея школы № 16

На переднем крае педагогики


Наумова Тамара Ивановна — учитель начальных классов

Родилась 18 ноября 1939 года в селе Берёзовка Пермской области. Впоследствии семья переехала в город Оса. Здесь окончила 8 классов и поступила в Осинское педагогическое училище.


Выписка из приказа

В 1958 году после окончания училища по направлению приехала в Лысьву и была принята учителем начальных классов в школу № 16. Проработала до выхода на пенсию (1995 г.) За годы работы в школе преподавала историю и русский язык в среднем звене, вела класс в начальной школе. В 1965 году заочно получила высшее образование в Пермском государственном педагогическом институте на факультете педагогики и методики начального обучения. Сделала несколько выпусков из начальной школы.


Тамара Ивановна с 3 классом на стадионе. 1979 год


10 «А» класс. 1988 год. Классный руководитель — Андронова М.Ю. Наумова Т.И. в первом ряду вторая справа

Директор школы Реутова И.Г. так характеризует Наумову Тамару Ивановну:

«Творчески работающий учитель, умело управляет классом, вносит живую струйку в любую деятельность. Её ученики много читают, активны в делах школы, аккуратны. Эффективный урок — главное в её работе, класс всегда трудится продуктивно. Много внимания отдаёт воспитательной работе. Это и увлекательные путешествия «В страну знаний», и разнообразные утренники, и конкурсы, и пионерские сборы. Газета «Пионерская правда», журнал «Мурзилка» — верные помощники учителя в нравственном воспитании учащихся. Продумана и работа с родителями, которые заводилы во всех классных делах.
Много работает по самообразованию, ищет пути повышения и качества учебно-воспитательной работы. Читает лекции для родителей, учителей школы и города: «Как я добиваюсь высокого качества знаний», «Профориентационная работа в семье», «Формирование вычислительных навыков», «Работа с периодической печатью в классе».


Нина Михайловна и Тамара Ивановна. Из архива Расторгуевой Н.М.


Педколлектив. 1976 год. Тамара Ивановна в первом ряду, третья справа


1983 год. Наумова Т.И. Второй ряд, первая справа

В августе 1983 года Тамара Ивановна назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Много лет преподавала историю в 5-ых классах. На уроках развивала познавательный интерес учащихся через включение дополнительного материала, использовала разные формы работы. Как учитель начального звена, она знала, что наглядность и занимательность помогают в усвоении материала, а тем более исторического.


Лыжницы-подруги. Слева направо: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И. и Переладова Л.А.


Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.


Тамара Ивановна (в середине) с Обориной С.И. (завучем по начальным классам) и Расторгуевой Н.М.

Тамара Ивановна помогла вырасти молодому поколению учителей начальной школы в восьмидесятые годы. Тактичная, внимательная, спокойная, выдержанная, она методически грамотно оказывала помощь начинающим педагогам.

В трудовой книжке в графе «Поощрения» записи с благодарностями за успешную работу по организации учебно-воспитательного процесса, за добросовестное отношение к работе. Среди них грамота за многолетний добросовестный труд в городском лагере, Почётная грамота от МПРСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения (1975 г.). Награждена значком «Отличник народного просвещения» (1978 г.) и медалью «Ветеран труда» (1985 г.).

Живёт в городе Оса Пермского края.

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16

По заветам комсомола

Михальчук (Самоловова) Александра Петровна родилась в 1904 году в деревне Малысак Уватского района Тюменской области. В 1912 умер отец, осталось пятеро детей: Александре было около 8 лет, младшему 11 месяцев. Мать, Марья Андреевна, всегда наставляла детей на учёбу. Александра училась в епархиальном училище, эти учреждения после революции 1917 года стали закрываться.


Михальчук Александра Петровна — учитель начальных классов, русского языка и литературы

К тому времени грамотой она уже овладела. По воспоминаниям Евдокии Петровны Самолововой (сестра Александры Петровны) «в 20-е годы за сотни вёрст от дома добирались до учёбы в Тобольский педагогический техникум. Учились, жили коммуной, участвовали в комсомольском движении. В тобольском музее есть комсомольские билеты сестёр, сданные туда в год 50 летия ВЛКСМ.»


Михальчук Александра (в центре). Епархиальное училище, 1916 год

Судя по записи в трудовой книжке, работать Александра начала до поступления в техникум.

В Лысьву Александра Петровна приехала из Тюменской области в 1929 г. Работала в школах № 1 и № 4, три года была инспектором народного образования, а в сентябре 1937 г. перешла в семилетнюю школу № 16, преподавала русский язык и литературу, в августе 1941 г. назначена на должность завуча, а в декабре этого же года - на должность директора.


3 «А» класс. 17 мая 1938 г.

С 1937 по 1941 гг. отмечена активность школы в спортивных состязаниях, в посещении учащимися различных кружков. Об этом рассказывают ученики в газете «Искра».

Детские стрелковые соревнования

8 января в тире проходили детские стрелковые соревнования по стрельбе. Соревнования рассчитывали провести с 30 участниками, но детей явилось… 81 человек.
Общее командное первенство заняла школа № 6 – набравшая 101 очко, второе место заняла школа № 16 – 100 очков и третье место школа № 1, набравшая 75 очков.
Индивидуальное первенство занял тринадцатилетний ученик школы № 16 Иванов. Из 25 возможных он выбил 24 очка. Иванов здесь же, в тире, получил значок «Ю.В.С.».
2, 3 и 4-е место заняли Бабин (ученик школы № 1), Сунцев (школа № 15, Галиев (школа № 6), выбившие по 23 очка из 25 возможных.

газета «Искра», 14.01.1937 г.


6 «А» класс. Школа № 16. 1946 год

Юные хоккеисты

6 марта на катке состоялась игра в хоккей между детскими командами школ № и 16.
С начала игры инициативу взяла команда школы № 16 (Ленинский поселок). В ее составе сильно играют 14-летний Шустов В., 15-летний Сбоев, 14-летний Разин С. и Разин Д. 16 лет, игравший вратаря. По своему составу команда школы № 2 является сильнее своего «противника», но она играла неважно. Следует только отметить хорошую игру Жебелева Е., ученика 8 класса.
Первая половина игры закончилась счетом 7:0 в пользу школы № 16. Вторую половину школа № 16 ведет таким же темпом.
Игра заканчивается счетом 27:0 в пользу школы 16.
Абсолютного победителя в этой игре быть не может. Дело не в этом. Ребята встретились на льду, чтобы показать друг другу технику своей игры. Это хорошее начинание. Гнаться за результатами победителя не стоит. Следует постепенно осваивать технику бега, игры, приемов. Этим самым будет достигнута популяризация игры в хоккей среди детей.
Тиунов В.

газета «Искра», 10.03.1937 г.

Воздушные шары юных авиамоделистов

Юные авиамоделисты Дома пионеров Петров, Качалков, Соколов организовали в своих школах № 2, 13 и 16 кружки юных авиамоделистов. В этих трех кружках школьники сделали к 1 мая по два воздушных коробчатых змея и по одному монтольфьера - [здесь опечатка: имеется ввиду монгольфьер] воздушному шару.

газета «Искра», от 24 .04.1937 г.

На её долю управления семилетней школой №16 выпали трудные годы.

1941-1945 гг.

Учащиеся неполной средней школы №16 большей частью жили в бараках и казармах - «типах», домах № 19 (подвал) и 25 на ул. Ленина. «Типы» представляли собой двухэтажное здание казармы. Построены пленными австрийцами в 1916 году для пленных солдат по типовому проекту военного ведомства – потому их и называли «типами». «Типы» — это три дома по 144 комнаты в каждом. Бараки - два дома по 512 комнат. Бараки были сколочены из деревянных досок и опилок. «Пятисотики» — так называл их народ.


Супруги Михальчук Михаил Александрович и Александра Петровна

Условия (в 9-метровых комнатах жили семьи из 4-6 человек) не способствовали успеваемости. Ежегодно в каждом классе на второй год оставались по 6-8 человек, столько же - «на осень». За каждым учителем был закреплён барак для контроля за посещаемостью. Невыполнение распоряжения рассматривалось как срыв постановления партии и правительства об обязательном семилетнем образовании.

Об этом периоде рассказывают приказы по школе.

Приказ № 65
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 8 сентября 1941 года
§ 1
Наша страна третий месяц ведет отечественную войну против германского фашизма. Население нашей родины в дни отечественной войны должно быть как никогда организовано и дисциплинировано. С первых дней учебы в школе имеются случаи неаккуратной явки на уроки и случаи ухода с уроков. 6 сентября ученики 5 класса «А»: Муртазин, Шардаков, Трегубов и др. ушли самовольно с урока арифметики, этим самым грубо нарушили дисциплину в классе.
§ 2
Ученикам Муртазину, Шардакову, Трегубову ставлю на вид.
§ 3
Данный приказ проработать на классном собрании.
Директор школы Михальчук А.П.


Коллектив учителей школы № 16. 1946 год

Приказ № 66
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 9 сентября 1941 года
§ 1
Согласно данных представленных мне по нашей школе числится в 1-6 классах 747 учеников. На занятия ходят 686 человек, 61 человек еще в школе не бывал<…>
Приказ № 73
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 10 ноября 1941 года
§ 1
В соответствии с постановлением Совнаркома о подготовке населения к противовоздушной и химической защите приказываю:
а) Преподавателям Васильевой А.И., Трапезниковой Н.Я. и Большаковой М.С. сдать нормы по ПВХО [противовоздушная и противохимическая оборона] к 15 ноября инструктору Каналиной М.Г.
б) Всем классным руководителям старших классов, а также и начальных классов, в которых изучение ПВХО не заложено, начать систематическое изучение с 11 ноября, для чего учащихся задерживать на 30 мин. после уроков.
§ 2
Устанавливаю следующий график сдачи норм по ПВХО:
12 ноября – 2 «А» (3 урок), 2 «Б» (4 урок) - принимает И.А. Мямлина, 3 «В» (3 урок) – принимает Кожевникова А.К.
13 ноября – 2 «В» (4 урок), 1 «Б» (3 урок) – принимает И.А. Мямлина;
15 ноября – 1 «А» (3 урок), 3 «А» (4 урок,) – принимает Кожевникова А.К.;
17 ноября – 3 «Б» (3 урок), 4 «Б» (4 урок) – принимает Каналина М.Г.;
19 ноября – 4 «А» (4 урок), 4 «В» (после урока) – принимает Каналина М.Г.;
22 ноября – 5 «А» (после уроков) – принимает Каналина М.Г., 6 «А» (после уроков) – Каналина М.Г.;
24 ноября – 5 «Б» (до уроков) – Мямлина И.А., 6 «Б» (до уроков) – Кожевникова А.К.


Коллектив учителей школы № 16. 1948 год

С 16 февраля 1942 года школа перешла на военное положение. В здании школы №16 находился госпиталь 2703. Учащиеся в 1942-1943 учебном году занимались в начальной школе № 4, в то время это были два здания барачного типа по улице Полярников 9 и 11. Занятия проходили в 3 смены, а учащиеся постарше - в школе №8 (около драматического театра).


Типы. 1930-е - 1940-е гг.

С начала войны здание школы передано горисполкому. В 1942 году здесь разместился эвакогоспиталь № 2703 из Курска. За пациентами закрепилось название «курские соловьи».

Приказ № 80
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 16 февраля 1942 года
На основании приказа за № 1 от 12 февраля 1942 года начальника штаба т. Мыльникова.
Приказываю:
§ № 1
С 16 февраля 1942 года объявляю школу № 16 на военном положении
§ № 2
Создать роту из учащихся 5-6-7 классов в составе 120 человек.
§ № 3
Командиром роты назначить Муртазина, ученика 5 класса «А», политруком Новикову, ученицу 10 класса школы № 3.
§ № 4
Командиру роты т. Муртазину приказываю сформировать (4 рода войск) следующие виды войск: лыжные, стрелковые, санитарные и инженерно-технические.
§ № 5
Командиром лыжного взвода назначить Поносова, ученика 6 класса «Б», командиром санитарного взвода назначить Рудометову, ученицу 7 класса, командиром стрелкового взвода назначить Пирожникова, ученика 6 класса «Б», командиром инженерно-технического взвода назначить ученика 6 класса «Б» Попова.
Директор школы № 16 Михальчук А.П.


Здание школы № 16. 1954 год

Приказ № 3
по Лысьвенской НСШ № 16 от 28 февраля 1944 года
§ 1
Безнадзорность в районо школы увеличилась, наблюдаются случаи воровства в школе и вне ее, учащихся школы можно встретить на рынке. В целях борьбы с вышеупомянутыми дефектами школе необходимо развернуть внеклассную кружковую работу, вовлекая детей всех возрастов.
§ 2
Создать следующие кружки:
Литературный – Коротаева;
Краеведческий – Слющенко;
Топографический – [пропуск];
По изучению басен – Семенова
Математический – Попов
Физический – Мямлина
Директор Михальчук А.П.
Приказ № 5
по Лысьвенской средней школе № 16 от 3 мая 1944 года
Ввиду участившихся случаев заболевания сыпным тифом в городе, а в том числе и в школе в 1 классе «Г» ученицы Муравьевой, приказываю каждому классному руководителю под его личную ответственность ежедневно просмотр завшивленности, злостно завшивленных отправлять на санобработку, требуя справку о прохождении таковой.
Директор Михальчук А.П.


Михальчук А.П. (верхний ряд, в центре) среди товарищей. Год неизвестен

Приказ № 6
по Лысьвенской средней школе № 16 от 18 мая 1944 года
В связи с окончанием учебного года и подготовки к новому учебному, приказываю всем учителям и классным руководителям произвести покупку книг, сделав им некоторый ремонт. Покупку книг сосредоточить в кабинете № 20. Ответственной за покупку и сохранение учебников назначить Скачкову Марию Ивановну и Данилевич Зинаиду Людвиговну. К закупке книг и оформлению сдачи их приступить с 20 мая 1944 г. и закончить не позднее 4 июня 1944 г.
Директор Михальчук А.П.
Приказ № 6
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 18 мая 1944 года
§ 1
В соответствии с §§ 3 и 26 Инструкции о проведении проверочных испытаний в школах оставить на второй год следующих учащихся:
По 4 классу «А»:
1. Катаева Виктора
По 4 классу «Б»:
2. Черных Тамару
По 4 классу «Г»:
3. Цареву Галину


Попов П.Ф. — завуч школы и Михальчук А.П. — директор семилетней школы № 16

В 1943 ученики школы №16 вернулись в родное здание. Война внесла свои коррективы в жизнь детей. Приходившие в семьи похоронки и другие печальные известия заставляли рано взрослеть, уже с 4 класса многие уходили работать. Большой отток учащихся был в 1944 году. В школе был расформирован целый класс, а тогда они были по 45 человек. Приказы по школе передают тревожную ситуацию того времени.

45 человек (выпускники 1936 – 1940 года, но это только те, кто был на войне). Горько и больно читать статистику. Это были 18-19-летние ребята…

Статистика:

Вернулись с войны – 20 чел.

Убитые и погибшие на поле боя – 20

Умершие от ран – 1

Не годен по болезни – 1

Пропали без вести – 6

Погиб в плену – 1

Нет сведений – 5

Отправлен в штрафную часть – 1

Для выпускников предвоенных и военных лет задача была одна – защита Отечества, родных и близких. И они её выполнили с честью!


Коллектив школы № 16. 1953 год

В мае 1949 года большая группа учителей Лысьвы была отмечена правительственными наградами (Указ Президиума Верховного Совета СССР опубликован от 20 мая в газете «Искра»). Среди награждённых и учителя школы-семилетки № 16: Михальчук Александра Петровна, директор школы – орден Трудового Красного Знамени, Тетерина Клавдия Васильевна, учитель биологии – орден Трудового Красного Знамени, Таращук Александра Сергеевна, учитель начальных классов, организатор внеклассных мероприятий – медаль «За доблестный труд». Работа многих учителей школы отмечена Грамотой областного и городского уровня. В заметке «Скромный труд оценен партией» Таращук А.С. писала:

Только в нашей стране со­циализма партия, правительство и лично И. В. Сталин высоко оценивают труд учителя. Это подтверждается тем, что Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа учителей нашего города за выслугу лет и безупречную работу награж­дена правительственными на­градами.
На это наш коллектив должен ответить своими лучшими пока­зателями безупречного плодо­творного труда в деле коммуни­стического воспитания молодого поколения—будущих борцов за коммунизм.
Медаль «3а доблестный труд» получила нынче и я за свой скромный труд. Это для меня очень большая награда! Чувст­вуя, что труд мой оценен в числе других, я считаю себя обязанной отблагодарить партию и правительство тем, что опы­том, наблюдениями за работой других учителей дать нашим детям как можно больше знаний, чтобы не быть в долгу, перед советским народом, перед страной.
Таращук А.С.


Трудовая книжка Михальчук А.П.

До 1953 года она работала директором семилетней школы № 16 имени А.С. Пушкина (титул был присвоен в 1937 г.). В 1953 на улице Ленина было построено новое здание для школы № 16. А в старом осталась школа № 4, где директором до 1959 года была Михальчук Александра Петровна.

Александра Петровна отмечена правительственными наградами за безупречную работу: орденом «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта», медалью «За трудовое отличие в Великой Отечественной войне»». Педагогический путь длиною в 35 лет она завершит в 1959 году, выйдя на пенсию по возрасту.

Источники:

  1. Семейный альбом Михальчук Александры Петровны;
  2. Фонды музея школы № 16

Сильный характер


Манина Елена Николаевна — учитель начальных классов и математики

Манина (Зыкина) Елена Николаевна родилась в Вятской губернии в семье крестьянина Зыкина Николая Тимофеевича. После окончания семилетней школы поступила в Халтуринское педагогическое училище Кировской области. По направлению уехала работать в Тихвинский детский дом Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны детский дом был эвакуирован на Урал.


25 мая 1956 года. Манина Е.Н.— 2 ряд, первая слева


Педколлектив школы № 16. 1962-1963 гг. Манина Е.Н. — 2 ряд, четвертая справа

В 1951 году Елена Николаевна начнёт преподавать в лысьвенской семилетней школе № 16. Заочно окончит Учительский институт. А с 1953 будет назначена заместителем директора по учебной работе с 1 по 6 классы средней школы № 16. Преподавала математику в 5-6 классах. Родители и ученики 1975 года написали благодарные слова Елене Николаевне:

Вы учили не только по школьной программе,
Наш характер лепили руками умелыми,
Вы нам дали глубокие, прочные знания.
И нас видеть хотели честными, дружными, смелыми.

В 1977 году Елена Николаевна выйдет на заслуженный отдых.

Дочь Елены Николаевны, Людмила, сохранила удивительное письмо — благодарность от директора школы № 16.

Дорогая Елена Николаевна!
Сегодня мы собрались в этом зале школы № 16, чтобы воздать должное и поблагодарить Вас за многолетний добросовестный труд. Памятная дата в жизни нашей страны — 1922 год. Пятьдесят пять лет тому назад, в декабре 1922 года, Всесоюзный съезд Советов принял декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Пятьдесят пять лет назад, 18 мая 1922 г., в семье крестьянина Зыкина Николая Тимофеевича родился третий ребёнок — дочь Елена.
И с этого года жизнь Елены Зыкиной-Маниной неразрывно связана с жизнью родной страны.
Крепла Родина, мужала, становилась на ноги, боролась с врагом, восстанавливала народное хозяйство, строила социализм, росла и мужала, приобретала знания и умения девушка из глухой деревни Вятской губернии Елена Николаевна Зыкина, училась, чтобы отдать себя благородному делу воспитания молодого поколения.
Вместе со страной формировался характер Ваш, всё Вы умели, а если не умели, то учились упорно и настойчиво. Учились, как лучше объяснять тот или иной материал на уроке, как научить решать задачи, грамотно писать, работать над содержанием на уроках чтения, как приготовить наглядные пособия.


Елена Николаевна с первоклассниками. 1972 год

Никогда Вы не останавливались на достигнутом. А жизнь ставила перед Вами всё новые задачи: учительница первого класса, воспитатель детского дома, класс из одних второгодников, учитель математики, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, методическая секция учителей, группа продлённого дня.
И каждая трудность преодолена, каждой отдано всё, сполна.
Никогда не знали Вы таких слов, как «не могу, не хочу» за трудную педагогическую работу. Всё могли, на всё находили время.
Никогда не хныкали, не брюзжали, не хвалились своими успехами, не требовали наград, а трудились без устали, каждодневно.
Всё успевали Вы, Елена Николаевна, на всё Вас хватало: и нежной любящей женой быть, и заботливой матерью, и внимательным товарищем, и добросовестным педагогом!


День учителя. Торжественная часть в ДК ЛМЗ. 1972 год. Манина Е.Н. в первом ряду, третья слева

И скромный Ваш труд был оценён по заслугам: 1954 год — медаль «За трудовое отличие», 1964 — значок «Отличник народного просвещения», 1971 г. — медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», 1977 г. — грамота ГорОНО и Райкома Союза работников просвещения как лучшему классному руководителю школы за хорошую постановку воспитательной работы и активное участие в смотре-конкурсе, посвящённом 60-летию Октября. Десятки грамот и благодарностей записаны в Вашей трудовой книжке.
Елена Николаевна, Вы по праву можете гордиться, что в Вашей трудовой книжке немного записей о смене школы, а вот для записей благодарностей потребовалось ещё два вкладыша!


Из опыта работы учителей начальной школы № 16

Всегда Вы учились сами и учили других: своих многотысячных учеников, их родителей, бабушек и дедушек, своих коллег-учителей начальных классов, учителей математики. Вы были строги и требовательны, чутки и внимательны, добры и заботливы. За это любят Вас дети, за это уважают родители и коллеги.
Многому Вы учили: и трудолюбию, и принципиальности, и требовательности, и аккуратности, и исполнительности, и доброте, и скромности, и любви к прекрасному, непримиримости к злу, к ничегонеделанью.


Творческий отчет в школе № 16

Большое спасибо за Ваш самоотверженный труд, за сердечную доброту, за радость общения с Вами.
Передаём спасибо вашему мужу, Ивану Васильевичу, и дочери, Людмиле Ивановне, за помощь и глубокое понимание и уважение Вашего великого учительского труда.

1977 год, Реутова Илорида Георгиевна, директор школы № 16

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16

Любящее сердце учителя

Клавдия Ивановна Колыванова (Зеленина) родилась в селе Рождественское Оханского района Пермской области в семье Ивана Васильевича и Акулины Ивановны Зелениных. Семья была большая, жилось трудно, с 4-х лет маленькая Клава была нянькой у младших. В школу пошла в 1937, окончила 4 класса и началась война.


Колыванова Клавдия Ивановна — учитель начальных классов. 1955 год

Из воспоминаний Клавдии Ивановны:

«Все каникулы летом работали: пололи поля, ухаживали за овощами, гребли сено, грузили в копны, собирали колоски, заготавливали дрова для школы. И это с 12 лет… Работали с утра и до вечера, трудились все вместе, было тяжело, но выжили, благодаря повседневному труду получили физическую, трудовую и моральную закалку на всю жизнь».


Сёстры. Сидят Таисья и Мария, стоит Клавдия Ивановна. 1950 год

В 1944 после окончания семилетки Клавдия Ивановна поступила в Оханское педагогическое училище.

Из воспоминаний Клавдии Ивановны:

«В 1948 году я получила распределение в Лысьву, городской отдел народного образования направил меня в деревню Еверзики, там была начальная школа. Я и учитель, и заведующая. Два года работала одна в 1-4 классах. Было трудно, но желание научить ребятишек и их стремление к получению знаний, заражали оптимизмом. Стонать и жаловаться не привыкла с детства».

В 1950 школу в Еверзиках закрыли, а Клавдию Ивановну направили в начальную школу № 4 в Лысьве. Это были два барака на улице Полярников, 9 и 11. Три года проработала, а с первого сентября 1953 переведена учителем начальных классов в школу № 16 на улице Ленина 36.

Двадцать два года проработает Клавдия Ивановна в школе № 16. Сделает пять выпусков из начальной школы.


Свидетельство о рождении Зелениной К.И.

В трудовой книжке отражена её добросовестная работа, грамоты и благодарности за активное участие в общественной жизни коллектива, за успехи в воспитательной и учебной работе с детьми. Её труд отмечен медалью «Ветеран труда».

Клавдия Ивановна в совершенстве владела методикой преподавания в начальных классах. Уроки проводила живо, интересно. Их отличала ярко выраженная практическая направленность, проводилась связь с жизнью, с трудом детей.


4 «Б» класс. Школа № 16. 1964 год


Первый класс пройден. 1965-1966 учебный год


До свидания, начальная школа! Май 1969 года


10 «А» класс. Колыванова К.И. во втором ряду вторая слева. 1982 год

Из отчёта школы о работе учителей начальных классов за 1959-1960 учебный год Манина Е.Н.:

«Учитель 4 класса Колыванова К.И. решает с учащимися задачи, составленные из личных наблюдений детей.
Например, сколько общих тетрадей выйдет из бумаги, сделанной из макулатуры, сданной нашим классом, если из одной тонны макулатуры можно сделать 7 центнеров писчей бумаги или картона».


Клавдия Ивановна в школе № 16. 2012 год

Она учила рациональным способам вычислений, использовала различные варианты устного счёта, головоломки, приучала доказывать, объяснять, сравнивать, обобщать.

Уроки Клавдии Ивановны воспитывали учащихся в духе коллективизма, творческой активности, трудолюбия. Её выпускники отличались сформированным детским коллективом, активностью, сплочённостью. Учитель вырабатывал у них добросовестное отношение к учёбе, к общественно полезным делам, посильным для них.


Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. во втором ряду пятая справа. 25 мая 1956 года


Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. в третьем ряду третья слева. 1957 год


Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. в четвертом ряду третья слева. 1962-1963 гг.

Валя Баранцева (первоклассница 1960 г.) отзывается о своей первой учительнице как о заботливой, доброй маме:

«Мы очень любили Клавдию Ивановну, никогда она не повышала на нас голос. Терпеливо объясняла тем, кто не понял. Я помню, что таблицу умножения (тогда её учили во втором классе) у нас знали все, хотя по силам в учёбе мы были разные. Класс был очень дружный, и всё это благодаря Клавдии Ивановне».


Колыванова К.И. вторая справа. 2003 год


Ветераны школы № 16. Колыванова К.И. слева пятая. 2015 год


слева направо: Волкова З.В., Колыванова К.И., Расторгуева Н.М. 2018 год


Администрация города поздравляет с 90-летием Клавдию Ивановну. 2019 год


Слева направо: Колыванова К.И., её сестра Таисья, Переладова Л.А., Ложкина В.П., Волкова З.В., Парфёнова А.М., Расторгуева Н.М. на 90-летии


Ложкина Лена — первоклассница 1965 года с первой учительницей

«Душевная доброта, любовь к детям и уважение к родителям — это основа основ любого учителя», — так считает Колыванова Клавдия Ивановна и сегодня.

Выпускники и коллеги подчёркивают её скромность, доброту, спокойствие, терпеливость, трудолюбие, оптимизм и обаяние. И в 94 года она сохранила в себе любящее сердце педагога.

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16

Всем учителям пример


Кокарева Вера Антоновна — учитель начальных классов

Вера Антоновна родилась в семье рабочих. После окончания школы работала в торговле, на металлургическом заводе, а в 1957 году поступила в Нижнетагильское педагогическое училище и в 1959 году окончила полный курс названного учреждения по специальности «учитель начальной школы». С 1959 по 1961 преподавала в городе Ивдель Свердловской области. В 1961 году вернулась в Лысьву и направлена в школу № 16 учителем начальных классов, проработала здесь 25 лет. С 10.07.1984 года Вера Антоновна ушла на заслуженный отдых.

В.А. Кокарева — удивительный человек, беззаветно продан­ный детям, умеет любить их мудро. Дети с ней всегда откровенны и также преданы своей учительнице. Вера Антоновна учит ребят своего класса всегда находить интересные дела, приучает детей к самостоятельности. Просто и задушевно разговаривает она с ребятами на уроках. Анализируя работу Веры Антоновны Кокаревой, мы не раз приходили к выводу, что у детей прививается большая любовь к познаниям.


3 «Г» класс. Учитель — Вера Антоновна Кокарева. Май 1963 года. Первый выпуск


1 «Б» класс. 1963-1964 год. Учитель — Кокарева Вера Антоновна


4 класс. 1964 год. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.


3 «Б» класс. 1966 год. Второй выпуск. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.


6 класс. 1966 год. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.


4 «А» класс. 1970 год. Третий выпуск. Учитель — Кокарева В.А., Манина Е.Н., Пищальникова М.Г.


10 «Б» класс. 1973 год. Выпускники Веры Антоновны


10 «Б» класс. 1977 год. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф.


10 «Б» класс. 25 мая 1980 года. В.А. Кокарева в 3 ряду в середине


11 «А» класс. Выпуск 1990 года. Классный руководитель — Прожерина К.Г. Последний выпуск из учащихся Веры Антоновны

Каждому уроку предшествовала тщательная подготовка, продумывание эффективных приёмов и методов работы

На её уроках все воспитывало: и наглядные пособия, и раздаточный материал, и тон самого учителя, мягкий и доброжелательный. Её учеников всегда отличала воспитанность и дисциплинированность, аккуратность, подтянутость и вежливость.

Учительский талант Веры Антоновны проявляется в боль­шом внимании к личности каждого ребенка, в умении подметить силь­ные и слабые черточки его характера. Очень серьезно готовится к урокам Вера Антоновна и работает всегда с большим подъемом, творчески.

Успеваемость за последние три года у В.А. Кокаревой полная, знания у детей прочные. Ее ребята отличаются не только большой любознательностью, но и высокой дисциплинированностью, культурой поведения. Они всегда вежливы со старшими, друг к другу и являются примером для товарищей.


Коллектив учителей, учивших выпускников 1977 года


1974 год. Вера Антоновна в 3 ряду вторая слева. Школе вручено переходящее знамя профсоюзов


Встреча с ветеранами.7 «А» класс. Классный руководитель — Порохня И.Г., Сычугова Е.В. Горком комсомола, 1985 год.
Ученики Веры Антоновны — победители в игре «Зарница».

Очень часто В.А. Кокарева выступала с докладами перед родителями на педагогические темы. Она охотно делится опытом ра­боты. Два года этот энергичный человек вел школу передового опы­та в городе. Ее доклады: «Как я готовлю третьеклассников для ра­боты по новым программам», «Виды самостоятельных работ учащихся», «Комментирование — эффективный прием закрепления знаний», «Как я воспитываю учащихся на революционных, боевых и трудовых традици­ях советского народа» принесли большую пользу учителям.


Урок чтения во 2 классе


Школьный праздник 60-летия СССР. 2 «А» класс. Учитель — Кокарева В.А. Справа директор школы Максимов В.В. 1982 год

Вера Антоновна Кокарева выступала с докладами перед населением: «Авторитет и личный пример родителей», «Воспитание вни­мания и памяти у школьников».

Ее выпускники успешно учатся в старших классах и всегда отличаются большим кругозором и любознательностью.

Вера Антоновна Кокарева — неутомимая общественница. Она второй год успешно работает в производственном секторе местного ко­митета школы.

В.А. Кокарева — большой мастер своего дела, отличается вы­сокой педагогической культурой, является хорошим примером для учителей.

За добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР (1971 г.), значком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1979 г.), а в год празднования 200-летнего юбилея города и завода награждена орденом «Знак Почета» (1985 г.). Имеет медаль «Ветеран труда» (1985 г.).

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16