Творец и воспитатель
Биография
Лидия Дмитриевна родилась 15 апреля 1928 года в селе Богомягково Осинского района в многодетной семье. После окончания школы поступила в Осинское педагогическое училище.
Черепанова Лидия Дмитриевна — учитель начальных классов.
Фото из семейного архива Котовой Е.И.
Получила специальность учителя начальных классов и в 1946 году приехала в Лысьву, где начала свою трудовую деятельность в семилетней школе №16. В автобиографии она так и запишет:
Я, учительница школы № 16 города Лысьвы, Богомягкова Лидия Дмитриевна, родилась в 1928 г. 15 апреля в Молотовской области Осинского района села Богомягково. Родители — колхозники.
В 1943 году окончила Богомягковскую семилетнюю школу и поступила в Осинское педагогическое училище. В 1946 году окончила его и была направлена на учительскую работу в город Лысьву, где и работаю в настоящее время.
Благодаря сохранившемуся личному делу в музейном архиве школы № 3 мы можем точно проследить за профессиональной деятельностью Лидии Дмитриевны. Более того, мы можем установить дату начала работы благодаря копии справки, выданной Богомягковой Л.Д.:
Справка (копия)
Дана настоящая в том, что Богомягкова Лидия Дмитриевна действительно работает в качестве учителя начальной школы при Лысьвенском ГорОНО с 18 августа 1946 года по настоящее время
Зав ГорОНО (подпись)
Копию заверяю директор (подпись) Михальчук А.П.
Копия справки, выданная Богомягковой Л.Д.
Итак, нам известна дата начала работы. В 1953 году Лидия Дмитриевна переходит работать в школу № 4 учителем математики 5-7 классов:
Выписка из приказа № 141
По лысьвенскому горОНО от 29.08.1953
§ -11
В связи с реорганизацией начальной школы № 4 в семилетнюю и изменением количества классов в школах № 4 и 16 укомплектовать школы учительскими кадрами следующим образом:
2. Из школы № 16 перевести в школу № 4 с 1.09.1953 г. Богомягкову Л.Д. — учителя математики V-VII классов со ставкой 639 руб.
Зав. ГорОНО: (подпись)
Верно: (подпись)
Выписка из приказа № 141
В 1958 году у Лидии Дмитриевны опять новое назначение — учитель начальных классов школы № 10:
Выписка из приказа № 110
По лысьвенскому горОНО от 22.08.1958
Черепанову Л.Д., учительницу начальных классов школы № 4 перевести учительницей начальных классов в школу № 10 с 23.08.1958 г.
Верно: секретарь горОНО: (подпись)
Выписка из приказа № 110
Наконец, после закрытия школы № 10, с 1974 года Лидия Дмитриевна приступает к работе учителем начальных классов школы № 3. В альбоме «Учителя средней школы № 3 им. В.И. Ленина с 1933 года» указан период ее работы — с 1974 по 1983 гг.
За 37 лет работы Лидия Дмитриевна выпустила из начальной школы более 10 классов. Все ученики были прекрасно подготовлены к обучению в основной школе, что подтверждается высокими результатами их учебы в 5-10 классах. Среди них более 10 золотых медалистов, руководителей первого звена, инженеров, врачей, учителей, актеров и просто успешных людей. До сих пор бывшие ученики и их родители помнят свою первую учительницу и с благодарностью говорят о ней.
За свой труд Лидия Дмитриевна неоднократно награждалась почетными грамотами российского, областного и муниципального уровней. Ей было присвоено высокое звание Отличника народного образования.
Характеристика педагогической деятельности
В альбоме учителей школы № 3 на Черепанову Лидию Дмитриевну сохранилась следующая характеристика:
Черепанова Лидия Дмитриевна учительница начальных классов с 37-летним стажем. Награждена значком «Отличник народного просвещения».
Лидия Дмитриевна — мастер педагогического труда. Формы и методы ведения урока самые разнообразные, тщательно продуманы. Уроки отвечают всем требованиям, проходят на высоком идейном, научном методическим уровне. В каждом слове учителя звучит нота бережного отношения к слову, культуре речи, любовь к книге. Беседы строит интересно, логично, учит учащихся мыслить творчески, делать выводы. Очень удачно использует межпредметные связи. Каждый её урок - образец обучения, образования, воспитания. Девиз учителя - работать отлично. Её учащиеся владеют прочными знаниями, навыками и умениями. Успеваемость за 5 лет - 100%, из них 55-67% учатся на 4 и 5. Несколько лет её класс является победителем соревнования в школе.
Класс Черепановой Л.Д. — победитель соревнования школы по достойной встрече 60-летия образования СССР. 1982-1983 учебный год.
Её ученики отличаются организованностью, воспитанностью, трудолюбием, начитанностью, уважительным отношением к умственному труду. В воспитательной работе опирается на родителей, они её верные помощники. В системе осуществляет педагогическое руководство семейным воспитанием. Она активный участник педагогического лектория. Много лет руководит школьным методическим объединением начальных классов. Щедро делится опытом своей работы с молодыми учителями.
Это опытный и умный наставник молодёжи. Опыт работы обобщался на педсоветах, творческих отчётах, в городском методическом объединении. Лидия Дмитриевна постоянно совершенствует своё мастерство, политически грамотна. Отличительными чертами Лидии Дмитриевны являются её идейная убеждённость, скромность, трудолюбие, принципиальность, требовательность, чуткое отношение к товарищам и высокая внутренняя культура.
Черепанова Лидия Дмитриевна пользуется заслуженным авторитетом среди родителей, учащихся, коллег, общественности города.
Таких высоких отзывов Лидия Дмитриевна удостаивалась на протяжении всего профессионального пути. Давайте посмотрим на более ранние характеристики.
Черепанова Л.Д. Фото из семейного архива Котовой Е.И.
Как молодой специалист, Лидия Дмитриевна отлично проявила себя в учебно-методической деятельности:
Богомягкова Лидия Дмитриевна окончила педучилище. В работе Лидия Дмитриевна всегда настойчивая, упорная. Ее класс отличается дисциплинированностью, аккуратностью, опрятностью. Т[оварищ] Богомягкова настойчива и требовательна к себе. Она занимается самообразованием, имеет план и выполняет его. Имеет тесную связь с родителями, среди которых она имеет большой авторитет. Собрания у ней бывают всегда полноценные, сопровождаются докладами педагогического характера.
Директор Михальчук А.П.
4 класс. 1950 год. В центре сидит Черепанова (Богомягкова) Л.Д.
В 1951 году директор школы № 16 Михальчук Александра Петровна составила следующую характеристику:
Лидия Дмитриевна проработала в школе 5 лет, показав себя настоящим народным учителем. Настойчивая, кропотливая, упорная, исполнительная. В нынешнем году Лидия Дмитриевна вела впервые арифметику 5 классе, бывшем 4 классе, выпущенным ею же. В результате на весенних экзаменах получалось, что ее учащиеся прошли лучше, чем во всех остальных шести классах пятых. Лидия Дмитриевна ведет и общественную работу в школе. Избирается председателем МК.
Директор Михальчук А.П.
Сентябрь 1951 года
Последний выпуск семилетней школы № 16. В первом ряду третья справа — Черепанова (Богомягкова) Л.Д. Май 1953 года
В 1953 году Михальчук А.П. написала еще две характеристики. Деятельность Лидии Дмитриевны в них также получила высокую оценку:
Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе шесть лет. Два года ведет арифметику в-пятых классах. К работе относится серьезно, настойчиво. Работая первый год в пятом классе она ни одного плана не составила самостоятельно, консультировалась у мастеров нашей школы. Сейчас Лидия Дмитриевна учит молодых учителей. Работает много с классом.
Пользуется авторитетом среди учащихся и родителей.
Директор Михальчук А.П.
8 сентября 1953 г.
Вторая характеристика написана в подобном духе:
Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе 7 лет. 3 года ведет математику в 5-6 классах, причем в 6-х первый год. Назначение свое оправдала. Лидия Дмитриевна систематически обращается за помощью к стажистам, это помогает ей в работе. Класс в нынешнем году был слишком труден, но Лидия Дмитриевна справилась с ним. Ведет общественную работу, является председателем МК. На все мероприятия проводимые в школе активно реагирует, помогает. Пользуется авторитетом среди родителей и известностью.
Директор Михальчук А.П.
20 февраля 1953 года
Педагогический коллектив школы № 16. Во втором ряду снизу, вторая слева Черепанова (Богомягкова) Л.Д. 1953 год.
В характеристике за 1954 год описывалась помощь Черепановой Л.Д. молодым специалистам:
Богомягкова Лидия Дмитриевна работает в школе 7 лет. Настойчивая, упорная, трудолюбивая. Оказывает большую помощь начинающим. В нынешнем году она оказывала помощь в составлении рабочих планов Маниной, Переладову, Клюшиной. Этим самым улучшила и свою работу и работу начинающих учителей. Большая нагрузка мешает улучшить работу с классом.
Директор Михальчук А.П.
22 мая 1954 года
Во втором ряду слева направо: Черепанова Л.Д., Пушкарёва Т.А., Чинова Е.И. 3 июня 1972 года
Перейдя в школу № 10 Лидия Дмитриевна продолжила свой славный путь, отмеченный новыми достижениями на ниве образования:
ХАРАКТЕРИСТИКА
На Черепанову Лидию Дмитриевну.
Черепанова Лидия Дмитриевна работает в школе № 10 учителем 1-4 классов с 1948 года [ошибка: согласно Приказу № 110 Лысьвенского ГорОНО от 22.08.1958 Лидия Дмитриевна была переведена в школу № 10 23.08.1958 г. – примечание редактора Кравченко Р.Н.].
К своей работе, она относится всегда добросовестно. В обучении находит новые методы и усовершенствует их. Своим учащимся даёт всегда прочные, глубокие знания, а поэтому её класс не имеет неуспевающих, а большинство учащихся учится на 4-5.
Как учитель, обладающий большими методическими знаниями и большим педагогическим мастерством, она всегда помогает своим товарищам и делится опытом, Большую воспитательную работу проводит не только среди своих воспитанников, но и среди родителей, большую общественную работу проводит Лидия Дмитриевна. Она является активным членом общества по распространению научных знаний, часто выступает с лекциями среди населения.
В коллективе Л. Д. заслужила всеобщее уважение, а поэтому в этом году учителя выбрали председателем М. К.
Лидия Дмитриевна всегда требовательна к себе и справедливо требовательна к своим товарищам по работе.
За хорошую производственную работу Л. Д. по линии школы и Гороно не раз объявлялись благодарности, а по линии Горкома профсоюза премировалась подарками.
Лидия Дмитриевна, достойна награждения грамоты Горисполкомом и Горкома партии.
Директор школы:
секретарь п/о:
В 1962 году в газете «Искра» вышла короткая заметка «Творец и воспитатель» о педагогической деятельности Лидии Дмитриевны:
Тонкий педагогический подход к каждому ученику, неиссякаемое творчество в применении различных методов и приемов, виртуозное использование игровых моментов, умение увлечь детей, пробудить их активную мысль стали нормой в работе учительницы начальных классов Лидии Дмитриевны Черепановой.
Уроки Лидии Дмитриевны рассчитаны на проявление сообразительности, на пробуждение большой любви к знаниям. Она умело применяет иллюстрации, карточки, картинки на своих уроках при объяснении нового материала и при проверке домашних заданий.
Лидия Дмитриевна знает, кто из учащихся не усвоил, что именно не усвоил, какие пробелы имеет в умениях и навыках. И отдельно работает с этими детьми. Учит выделять главное, запомнить необходимое. Она заботится о том, чтобы у каждого ученика укреплялась вера в свои силы.
Качество знаний у воспитанников Лидии Дмитриевны высокое. Большинство детей учится на 4 и 5. Мастер-педагог, она охотно передает свой опыт товарищам.
Проработав в школе 31 год, отметившись значком «Отличник народного просвещения», в 1978 году учитель-стажист Черепанова Л.Д. прошла очередную аттестацию:
Добросовестный учитель. Постоянно совершенствует методы обучения. Ведет уроки на современном уровне. Большое внимание уделяет развитию внимания и интереса к чтению, выполняет практическую часть программы, на уроках использует наглядные пособия, раздаточный материал, вследствие чего учащиеся имеют глубокие и прочные знания. Серьезное внимание учительница уделяет индивидуализации обучения. Неуспевающих учащихся за последние пять лет нет, большинство учащихся занимается на «4» и «5». Обладая большим мастерством, учительница помогает своим товарищам по работе. Внеклассные мероприятия, проводимые ею, интересны, содержательны. Занимается самообразованием, участвует в семинаре «Актуальные проблемы теории и политики КПСС в свете решений 25 съезда партии». Требовательна к себе и товарищам по работе; активно участвует в общественной жизни школы. Не раз избиралась в местный комитет школы, вела плодотворную воспитательную работу с техническим персоналом школы. Часто выступает перед родителями с беседами о семейном воспитании. Скромна, тактична в обращении с учащимися, родителями и коллегами.
Выводы и предложения: соответствует занимаемой должности, заслуживает поощрения.
Директор школы: А. Шелехова
Ввиду высоких показателей Лидии Дмитриевне была объявлена благодарность:
Выписка из приказа № 201 от 05.10.79.
Объявляется благодарность Черепановой Л.Д., добившейся полной успеваемости и высокого качества знаний учащихся за 1978-79 год.
Выписка из приказа № 201
В 1983 году Лидия Дмитриевна вышла на заслуженный отдых. Проводы на пенсию проходили в торжественной, трогательной обстановке.
Обратите внимание: у третьего мальчишки слева — слезы на глазах.
В 2004 году пришла печальная новость — Лидия Дмитриевна ушла из жизни. Педагогический коллектив с горечью писал об этом:
Коллектив школы № 3 с прискорбием извещает, что 31.03 на 76-м году ушла из жизни учитель начальных классов Лидия Дмитриевна Черепанова.
Добрая, внимательная, любящая мать и бабушка — она всегда была окружена детьми. Коллеги помнят ее как добросовестного, творчески работающего учителя.
За свой 37-летний труд награждена значком «Отличник народного просвещения». Начав работать учителем начальных классов в 20-летнем возрасте, она до выхода на пенсию свою любовь, мастерство отдавала детям. Проводила она большую воспитательную работу и среди родителей, часто выступала с лекциями среди населения.
Активная общественница, она и после выхода на заслуженный отдых поддерживала связь со школой, радовалась нашим успехам, переживала за неудачи.
Уходят из жизни наши ветераны, но память о них остается у коллег, учеников. Вот и взрослые дети последнего выпуска Лидии Дмитриевны, которые всегда поздравляли ее с днем рождения, будут помнить о ней, и наверняка, 15 апреля вспомнят добрым словом Лидию Дмитриевну Черепанову свою первую учительницу.
Источники:
- Фонды музея школы № 3
- Фонды музея школы № 16
- Фотографии и биографические данные из семейного архива Котовой Е.И.
Вторая мама
Расторгуева Нина Михайловна — учитель начальных классов
Биография
Расторгуева Нина Михайловна родилась 9 ноября 1942 года в городе Кунгур Молотовской области в семье служащего. В 1957 году окончила среднюю школу №11 и поступила в Кунгурское педагогическое училище на отделение «Учитель начальных классов». После окончания училища была направлена в город Лысьву Пермской области.
Её учителями стали Золотов С.А. и Манина Е.Н. Именно они разглядели в выпускнице педучилища талант преподавания — умение найти ключик к каждому ученику.
С 1961 года по 2003 год работала учителем начальных классов в школе №16. В течение 10 лет (2003-2013 гг.) проработала в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
За 42 года в школе № 16 она сделала 17 выпусков из начальной школы.
Основной закон её педагогического подхода - любить ребёнка, понимать его, развивать в нём личность, верить в успешное развитие ребёнка. Нина Михайловна всегда принимала любого ученика таким, каков он есть. Строгая и ласковая, мудрая и чуткая, Нина Михайловна стала второй мамой для учащихся. Она считает свой учительский труд призванием в жизни. Её уроки всегда интересны, необычны, увлекательны, познавательны.
Нина Михайловна использовала новинки педагогики на уроках, постоянно стремилась к тому, чтобы, обучая, развивать и воспитывать ученика. Заботясь об интеллектуальном развитии детей, педагог не забывает о главном — воспитании доброты, внимания, отзывчивости.
Нина Михайловна постоянно совершенствовала своё педагогическое мастерство и при этом она знала возможности каждого ученика. Большое внимание уделяла развитию логического мышления. Много времени отдавала детям после занятий внеклассным мероприятиям. Утренники, КВНы с родителями, сборы, походы, экскурсии, встречи, заочные путешествия, праздники всегда проходили интересно, с выдумкой.
Из выступления Волкова В.А., зав. гороно, на августовском совещании 1985-86 учебного года:
«Идёт 3-й год школьной реформы. Отличаются высоким качеством уроки Заслуженного учителя школы РФ Расторгуевой Нины Михайловны, учительницы начальных классов школы № 16.
Проведён районный конкурс работы классного руководителя, среди победителей Расторгуева Нина Михайловна (школа № 16)».
Добрая, комфортная обстановка на уроке сопутствовала не только обучению, но и воспитанию учащихся. Нина Михайловна в числе первых учителей города начала давать уроки по «Этической грамматике». Разработки этих уроков вошли в сборник «Этика-1», изданный в 1999 году центром научно-методического обеспечения города Лысьва.
Много лет вела для учащихся кружок «Юный натуралист», дети делали скворечники и развешивали их в парке, приводили в порядок разные уголки парка, чистили маленький пруд.
В течение 22 лет возглавляла школьное методическое объединение учителей начальных классов, передавая богатый учительский опыт, помогала молодым учителям обрести уверенность в выбранной профессии.
Входила в городскую группу по составлению программы «Подготовка детей к школе по методике Морозовой Л.Ф.» (из опыта работы).
Избиралась депутатом Лысьвенского городского Совета народных депутатов трудящихся от избирательного округа №177, входила в группу по народному образованию.
За добросовестный труд, за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся отмечена государственными наградами:
- 1970 год: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
- 1982 год: значок «Отличник народного просвещения»
- 22.01.1986 года присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
- 2007 год: победитель в городской акции «Человек года – 2007» в номинации «Учитель года».
Но выше всех наград для неё стала искренняя любовь учеников. Выпускники Нины Михайловны хранят в сердце образ умной, интересной, доброй учительницы, на уроки к которой, по их воспоминаниям, летели как на крыльях.
Волкова Зоя Васильевна, учитель-ветеран, создатель виртуального музея школы № 16
ДОБРЫЕ ЗЕРНА
Уроки Нины Михайловны давали превосходные результаты. Об этом повествует заметка директора 16 школы, И. Реутовой, «Добрые зерна»:
«Сегодня мы будем выполнять интересную работу: писать изложение о… — так начала урок в третьем классе школы № 16 Нина Михайловна Расторгуева и добавила: - Думаю, все с этим справятся!
От личных впечатлений дети перешли к просмотру цветного диафильма. Все предусмотрела учительница: и как ошибки предупредить, и новые слова объяснила.
Летний лагерь. Отряд Расторгуевой Н.М. 1974 год
Летний лагерь. На стадионе. Расторгуева Н.М. и Волкова З.В. 1979 год
Такой урок интересен, не только формой подготовки к изложению. Он воспитывает красивое. Сколько добрых зерен брошено в детские души с первых минут урока! А после напряженного просмотра диафильма такой необходимой и своевременной стала физкультпауза.
Любовь к ребятишкам, забота об их умственном и духовном развитии, педагогический такт — главное в творчестве Нины Михайловны. Ведь именно так можно назвать ее педагогический труд.
Весь набор методических приемов, оснащение урока, грамзаписи и диафильмы, таблицы и макеты, перфокарты — все это делается с целью активизировать мысль учащегося, облегчить ему понимание и усвоение материала. Не забывает Нина Михайловна и о создании игровых ситуаций даже на самых серьезных этапах урока.
2 класс. Учитель Расторгуева Н.М. 1965 год
Ее ученики любознательны. Они читают газеты, следят за событиями, в третьем классе готовят информации о прочитанном, большинство выписывают «Пионерскую правду».
С большим удовольствием ребята проводят утренники, внеклассные занятия, успешно участвуют в смотрах и конкурсах.
Высокая общественная активность отличает питомцев Н. М. Расторгуевой. Многие неплохо учатся. Золотой медалью награжден В. Лукин: ученик Нины Михайловны. В истекшем году школу окончили опять ее учащиеся, среди них Е. Суслова, также награжденная золотой медалью.
В этих наградах немалая доля труда и мастерства скромной учительницы начальных классов, посеявшей добрые зерна.
«Искра» 05.10.1974 г.
О том, как интересно проходили уроки Нины Михайловны вспоминает выпускница школы М. Спалле в заметке «Учительница первая моя…»:
— Из каких частей состоит растение? — задан вопрос, и множество рук взметнулось кверху, десятки глаз устремились к учителю. Хрупкая девочка вышла к доске и, держа в руке растение, называла и показывала стебелек, листья...
А рядом, одобрительно кивая, в затруднительном положении выручая вопросом или обращаясь за помощью к классу, стояла ее и моя учительница, Нина Михайловна Расторгуева, как и пятнадцать лет назад работающая в шестнадцатой школе. Она мало изменилась: те же добрые глаза, лучистая улыбка, спокойный звонкий голос...
— Как называются растения, которые высаживают на клумбы, газоны? — задается дополнительный вопрос, и девочка, немного подумав, робко отвечает: «Уличные».
— Неужели? — улыбается учительница. — Такого названия нет. Ребята, кто скажет?
— Декоративные, — произносит трудное слово ученица с места.
— Молодец! — хвалит Нина Михайловна и в доступной для своих второклассников форме объясняет смысл нового для них термина. А потом ребята сами наперебой задают вопросы отвечающей, и все вместе оценивают ее ответ.
Как чудесный сон пролетел для меня урок природоведения. Многое вспомнилось из далекого детства. Маленькие заговорщицы, оставались мы после уроков с Ниной Михайловной и обсуждали, как поздравим своих мальчиков с Днем Советской Армии. С нетерпением ждали этого дня, а когда он наступал, угощали мальчишек конфетами, пели свои любимые песни и, помнится, даже танцевали.
3 «А» класс. Учитель — Расторгуева Н.М. 1978 год.
А день, когда нас принимали в пионеры, запомнился многим. Торжественно нарядные пришли мы на завод, в листопрокатный цех № 2, где нас ждали шефы. Волнуясь, каждый из нас произнес клятву. Нам повязали галстуки. И в память о встрече шефы вручили нашему классу подарок. Тогда мы впервые побывали на заводе. А сейчас некоторые одноклассники здесь работают.
— А помните, Нина Михайловна, мы ездили в Чусовой?
— На телевышку, — уточняет она. Мы с ней сидим за тесной школьной партой и разговариваем.
— Мы со своими ребятами тоже побывали в Чусовом. Только были на спортивном комплексе. А потом гуляли по парку, жгли костер, пекли печенки...
— А вообще-то работать с детьми стало сейчас сложнее, — говорит Нина Михайловна, — чаще среди них встречаются самолюбивые, избалованные ребята. Сейчас мы работаем по новой программе, нагрузка большая, и времени на внеклассные мероприятия остается меньше, но все-таки мы часто бываем вместе, проводим различные мероприятия.
Я смотрю на Нину Михайловну и поражаюсь, сколько душевной теплоты в ней, терпения и любви к детям. Прошло столько времени, когда она выпустила наш третий класс, а до сих пор помнит и вспоминает каждого. И ее помнят. Приезжая в родной город, заходят ребята к своей первой учительнице. Ведь с ней связано несколько лет счастливого детства.
«Искра» 28.09.1979 г.
В высоком профессионализме Нины Михайловны смогли убедиться и коллеги. Учитель Л. Мухорина побеседовала с ее учениками. Все они оставили прекрасные отзывы о своем наставнике:
«После окончания Кунгурского педучилища 21-й год учит младшие классы в школе № 16 Нина Михайловна Расторгуева.
Расторгуева Н.М. — начинающий учитель. 1961 год.
Я беседую с ее учениками разных лет. Лена Суслова, теперь Измайлова, работает врачом в роддоме. Ирина Волкова, теперь Пашкина — тоже врач, Геннадий Пашкин — инженер ТГЗ.
Когда-то в солнечный сентябрьский день приветливой улыбкой встречала их, первоклашек, молодая учительница. Нина Михайловна стала им строгой учительницей и верным другом, советчиком на всю жизнь.
Капустина Т.А., завуч школы (слева) и Расторгуева Н.М. (справа)
Помнят они и уроки, и походы, и поездки, и каверзные «как», «почему», на которые учительница всегда находила удивляющие своей простотой и доступностью ответы. И спустя много лет выпускники говорят:
— Для нас всегда радостна встреча с Ниной Михайловной, и мы очень хотим, чтобы первой учительницей наших детей стала именно [она].
Семиклассник Валя Шаламов выразил свое мнение так:
— Уроки Нины Михайловны для нас всегда были радостью. Всегда и везде мы встречали ласковый взгляд нашей учительницы, всегда и во всем чувствовали постоянную заботу о нас. К праздникам мы всегда готовили утренники, и Нина Михайловна умела раскрывать способности каждого. Наш класс жил интересной жизнью, был дружным.
От учеников Нина Михайловна требует всегда четкого, ясного ответа, применяет много наглядных пособий, причем красивых, включает немало игровых моментов.
Сильным учащимся даст дополнительные задания на карточках. Поощрения (очень дорожат ими дети) — красные звездочки за отличную работу. Захватывающим для ребят является соревнование по рядам. Нравятся учащимся интересные физкультминутки на уроках.
Мне довелось услышать ее индивидуальные беседы с родителями первоклашек. Она говорит о положительных сторонах ученика, о том, что у него не получается, над чем надо работать.
С наставником Марией Андреевной
Родители надежные помощники во всем, а члены родительского комитета в особенности. Они и экскурсии проведут, и расскажут о своей профессии, побеседуют с «трудным» учеником, помогут костюмы приготовить к утренникам и пособия для уроков труда.
Регулярны встречи Нины Михайловны с учителями, работающими в четвертом классе. 50—60 процентов ее учащихся завершают год на «4» и «5», нет ни одного неуспевающего.
Руководя секцией начальных классов, она умело организует ее работу, причем главной задачей считает, чтобы учителя-стажисты помогали начинающим».
«Искра», 27.10.1981
Ее 25 золотых сентябрей
Шли годы. Высокая результативность Нины Михайловны Расторгуевой была оценена по достоинству. В 1982 году Министерство Просвещения наградило ее значком «Отличник народного просвещения». О мимолетности времени в своей заметке рассуждала Е. Омышева:
«Ничто так не высвечивает стремительность уходящего времени, как взросление чужих детей. Она помнит их всех, своих шумливых непосед. Ее классы всегда отличались именно тем, что ребята подбирались в них бойкие, но интересные и обязательно самостоятельные. Она часто вспоминает, например, как могла оставить свой третий класс, поручив ученице Ирине Пашкиной вести урок, зная, что он пойдет своим чередом, и «учительница», заменившая ее, будет со всей строгостью следить за дисциплиной. И хоть Ирина стала врачом-педиатром, уроки доброты, полученные у своей первой учительницы, были для нее той отправной точкой, с которой начинается работа с детьми.
1 сентября для Н. М. Расторгуевой настал 25-й школьный сентябрь. Казалось бы, можно привыкнуть, не волноваться. Особенно волнуется Нина Михайловна, когда принимает первоклассников. Знакомясь с ними, всегда пытается угадать, чем интересен каждый из них, хотя убедилась: нужно не меньше, чем полгода, пока она узнает их.
Говорят, что ее ученики всегда большие активисты. Сама Нина Михайловна уверена, что активность ее ребят не пройдет с годами и для большинства из них общественная работа станет нормой жизни, а доброта и чуткость — основными качествами характера. Может быть, поэтому среди ее выпускников так много врачей и учителей, главный смысл профессии которых именно доброе отношение к людям.
На уроке математики. Расторгуева Н.М.
Более 300 ребят прошли начальную школу у Нины Михайловны Расторгуевой. В их числе есть и физики, и лирики, рабочие и инженеры, журналисты и военные. Все они несут в себе качества, которыми одарила их первая учительница, их вторая мама.
Долго ждет учитель результатов своего труда. Нередко требуются годы, чтобы увидеть всходы щедрости и добра, что были заложены в ребячьи души учителями еще в начальной школе.
Однажды Нина Михайловна заболела. Нездоровилось сильно, и впервые в жизни она почувствовала себя одинокой. И вдруг звонок... Прибежали ее ребята. Обеспокоенные, встревоженные, они не знали, как высказать свое сочувствие, как вручить немудреные гостинцы. Они очень волновались, потому что были убеждены, что Нина Михайловна заболела из-за них, ведь накануне они так сильно ее расстроили...
Бытует мнение, что у преподавателей есть любимые ученики. Для Нины Михайловны все ученики — любимые. И часто именно к тем она прикипает всей душой, кто приносит ей больше тревог и волнений. Ребятам из трудных семей она всегда отдает очень много времени и внимания, стараясь хоть как-то восполнить недополученные дома тепло и ласку. И, как показывает жизнь, именно они больше всех и западают в ее сердце, именно они умеют быть самыми благодарными.
На уроке
Недавно, Нине Михайловне Расторгуевой присвоили звание «Отличник народного просвещения РСФСР». С этим событием ее поздравляли все: и коллеги, и родители, и соседи. Но самую большую радость испытала она, когда однажды вечером на пороге ее квартиры с огромным букетом цветов появились ее первые ученики: Олег Шереметьев, Лена Измайлова и все другие ее первые активисты. Они узнали о награде и пришли к своей учительнице, как приходили в годы учебы в школу.
Быстро летит время. Но жизнь этих ставших взрослыми учеников, их работа, их неустанное желание быть полезными обществу — верное свидетельство того, что в жизни Н. М. Расторгуевой, учительницы школы № 16, нет минут, потраченных напрасно».
«Искра», 28 декабря 1985 г.
Признание в любви
В любви к своему учителю признавались все: и ученики, и их родители — выпускники Нины Михайловны:
«У великого русского писателя Л. Н. Толстого есть такие слова:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если человек имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Вот о таком совершенном и талантливом педагоге мы хотим рассказать. Это заслуженный учитель РСФСР Нина Михайловна Расторгуева — учительница начальных классов школы № 16. Много ее выпускников живет и работает по всей нашей великой стране, и для всех она — любимая учительница. Да и как не любить этого человека, если в ней столько обаяния, доброты, безграничной любви к своему делу, к детям.
Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.
Щукина А.К. и учителя-лыжницы: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И., Переладова Л.А., Парфёнова А.М.
Нина Михайловна обладает огромным талантом человеколюбия, она умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка. А как много интересного и полезного узнают дети на ее уроках! Всякое знание остается мертвым, если у учеников не развивается инициатива и самодеятельность. Ее питомцев отличает большая любознательность, самостоятельность, умение спорить, любовь к чтению.
Всем нам не хочется расставаться с нашей любимой учительницей: еще бы годик побыть вместе. К сожалению, мы скоро расстанемся: наши дети перешли в четвертый класс. Но мы будем приходить к Нине Михайловне, чтобы поговорить с ней, посоветоваться, как воспитывать детей, как нам жить самим. А еще придем к ней за оптимизмом, бодростью духа.
В сентябре к Нине Михайловне придут новые ученики, снова начнется трудная, но такая интересная жизнь, когда требуется зажечь учеников жаждой знаний. И мы низко кланяемся нашей дорогой Нине Михайловне и говорим огромное спасибо ей за наших детей, за знания, которые она им дала. Мы пожелаем ей большого счастья, хороших учеников и крепкого здоровья».
А. ГУБИНА, Е. ПОЛУШКИНА, Л. СУДАКОВА и др. родители. Всего 39 подписей.
«Искра», 18.06.1987 г.
О своем положительном опыте рассказали и родители первоклассников:
«У наших детей начались первые летние каникулы. Многое у них было нынче первым: школа звонок, перемены, уроки, встречи с новыми книгами. Но самое главное — первая учительница! И с первых дней — самая любимая. Это Нина Михайловна Расторгуева. Не только времени, души своей не жалеет она для детей.
1 класс. Классный руководитель — Расторгуева Н.М.1990 год
У Нины Михайловны богатый опыт, она умело, увлекательно проводит занятия, а самое главное, что не часто встретишь в наше время — живет своей работой, искренне заинтересована жизнью детей. С первых шагов в школе завоевала их детские души — как завороженные, сидят они на уроках.
А как старательно занимаются многие в юннатском кружке! Другие ребята с нетерпением ждут, когда нужно идти в кружок классического танца в ДК ЛМ3, а третьи — в кружок бального танца в клуб «Бригантина». Посещение кружков организуется с помощью Нины Михайловны. В словах и делах своего воспитателя дети находят отзвуки собственных мыслей, переживаний. Многое, самое заветное, сокровенное доверяется ей. А как сдружили ребят походы: с занимательными играми, с грибовницей, с лыжами, с песнями у костра. Глубокий след оставляют эти прогулки у детей. Незаметно для нас прошел год, а сколько морщинок добавили ей наши первоклашки, сколько бессонных ночей принесли... Мы, родители, по окончании года увидели, что в мыслях, интересах, стремлениях дети наши стали не только взрослее, но и раскрепощеннее, любознательнее.
Желая хорошего отдыха Нине Михайловне, надеемся, что и в следующем учебном году общение с ребятами принесет ей больше радости, чем огорчений, что ниточка любви к детям не прервется никогда».
С гордостью, с нежностью и уважением родители 1-а класса, 16-ой школы.
«Искра» 13.06.1991 г.
Вторая мама
Для сотен первоклассников Нина Михайловна была не просто учителем — она была второй мамой:
«Эту обаятельную женщину знают в Лысьве многие. 36-й год в школе № 16 учит самых маленьких читать, считать, писать, познавать жизнь заслуженный учитель России Нина Михайловна Расторгуева. 12 выпусков, более 360 учеников!
Как заблуждаются те, кто думает, что быть учителем начальных классов очень легко: дети-то еще маленькие, управляемые, послушные, не то что в старших классах! Нина Михайловна к каждому малышу находит свой, только ей ведомый, подход, в каждом угадывает неповторимую личность, учитывает особенности характера. Ее классы отличаются от других не только хорошей успеваемостью, но и дисциплиной, дружбой, коллективизмом. А как она проводит уроки, как ребята готовятся к ним! Педагогический талант учителя помогает раскрыть детские таланты. Ученики Нины Михайловны, как правило, находят свое место в жизни, становятся достойными людьми.
Сейчас родителям будущих первоклассников советуют выбирать для своих детей не только школу, но и учителя. Нину Михайловну Расторгуеву выбирают часто. Бывшие ученики приводят к ней своих детей, зная, что их «вторая мама» будет такой же доброй и справедливой, требовательной и внимательной «мамой» новым первоклашкам, как была когда-то им.
Еще один учебный год позади. Первоклассники уже почти самостоятельны, рады тому, что многое умеют, многое знают. А выпускники из 11-а стали совсем взрослыми... Всех своих учеников Нина Михайловна считает родными, ведь каждому из них она отдает частичку своего сердца, тепла которого хватает на всех».
Сергей Ворожеин. Фото Виктора Оборина
«Искра», 20.05.1997
Наша дорогая Нина Михайловна!
По случаю знаменательного события — юбилея Нины Михайловны — коллектив родителей написал душевное поздравление в газету «Искра».
Учительница первая моя!
Сотни людей, взрослых и не очень, живущих в разных концах нашей необъятной Родины, с особой нежностью и благодарностью могут сказать так об удивительной, неутомимой, вечно молодой и прекрасной женщине Нине Михайловне Расторгуевой.
Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, учитель первой категории. И это всё она — наша дорогая и уважаемая Нина Михайловна. Она обладает великим даром не только давать детям знания. Она учит их доброте, справедливости и, пусть это звучит несколько высокопарно, учит каждого быть Человеком.
А началось всё сорок лет назад, когда Нина Михайловна восемнадцатилетней девушкой после окончания Кунгурского педагогического училища приехала в Лысьву, в среднюю школу № 16. И с тех пор она живёт в городе, ставшем для неё родным, и трудится в родной шестнадцатой.
Веселкова Елена и Расторгуева Н.М.
«Материнская забота учителя создаёт на уроке эмоционально приподнятую обстановку, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно. Она создала собственную программу по предмету "Этическая грамматика" и работает по ней... Мудрый наставник молодых учителей». За этими официальными строками из характеристики Н. М Расторгуевой — годы творчества, годы поиска. Нина Михайловна подолгу и с интересом говорит о своих питомцах, бывших и настоящих учениках. Она просто влюблена во всех. В каждом находит что-то хорошее и старается это хорошее развить. Нас, родителей, она уверяет, что наши сын или дочь особенные, что надо только побольше уделить им любви и внимания, чтобы добиться положительных результатов в воспитании.
Её трудолюбие и энергия не знают предела, хотя здоровье уже и не так надёжно...
Сегодня мы поздравляем нашего учителя с очень важной датой в её замечательной биографии. Дай Вам Бог, Нина Михайловна, здоровья на долгие-долгие годы. И мы, ваши ученики, и их родители любим Вас и говорим Вам спасибо — за всё спасибо!
Прошли года. Твои ученики
Рассыпались по всей большой стране:
Летают в небе, созидают на земле,
В больницах, в школах и на корабле.
А ты всё так же утром входишь в класс
Рассказывать про земли и моря,
Ты, с добрыми морщинками у глаз,
Учительница первая моя!
Ты самым слабым говоришь: “Держись!"
Ты им помочь готова всей душой...
И снова чья-то маленькая жизнь
В твоих руках становится большой...
Такие люди, как Нина Михайловна, приносят славу городу и всей России. И мы, родители и ученики 3-а, уверены, что она достойна звания «Учитель года». Думаем, её бывшие ученики и их родители подтвердят наше мнение на страницах любимой «Искры».
По поручению родителей — Надежда ЛУЦЕНКО, специалист отдела статистики
«Искра», 14 августа 2001 года
Источники:
- Личность в истории Лысьвенского округа: http://www.lysva-library.ru/lichnost/r/rastorgueva/
- Фонды музея школы № 16
На переднем крае педагогики
Наумова Тамара Ивановна — учитель начальных классов
Родилась 18 ноября 1939 года в селе Берёзовка Пермской области. Впоследствии семья переехала в город Оса. Здесь окончила 8 классов и поступила в Осинское педагогическое училище.
Выписка из приказа
В 1958 году после окончания училища по направлению приехала в Лысьву и была принята учителем начальных классов в школу № 16. Проработала до выхода на пенсию (1995 г.) За годы работы в школе преподавала историю и русский язык в среднем звене, вела класс в начальной школе. В 1965 году заочно получила высшее образование в Пермском государственном педагогическом институте на факультете педагогики и методики начального обучения. Сделала несколько выпусков из начальной школы.
Тамара Ивановна с 3 классом на стадионе. 1979 год
10 «А» класс. 1988 год. Классный руководитель — Андронова М.Ю. Наумова Т.И. в первом ряду вторая справа
Директор школы Реутова И.Г. так характеризует Наумову Тамару Ивановну:
«Творчески работающий учитель, умело управляет классом, вносит живую струйку в любую деятельность. Её ученики много читают, активны в делах школы, аккуратны. Эффективный урок — главное в её работе, класс всегда трудится продуктивно. Много внимания отдаёт воспитательной работе. Это и увлекательные путешествия «В страну знаний», и разнообразные утренники, и конкурсы, и пионерские сборы. Газета «Пионерская правда», журнал «Мурзилка» — верные помощники учителя в нравственном воспитании учащихся. Продумана и работа с родителями, которые заводилы во всех классных делах.
Много работает по самообразованию, ищет пути повышения и качества учебно-воспитательной работы. Читает лекции для родителей, учителей школы и города: «Как я добиваюсь высокого качества знаний», «Профориентационная работа в семье», «Формирование вычислительных навыков», «Работа с периодической печатью в классе».
Нина Михайловна и Тамара Ивановна. Из архива Расторгуевой Н.М.
Педколлектив. 1976 год. Тамара Ивановна в первом ряду, третья справа
1983 год. Наумова Т.И. Второй ряд, первая справа
В августе 1983 года Тамара Ивановна назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Много лет преподавала историю в 5-ых классах. На уроках развивала познавательный интерес учащихся через включение дополнительного материала, использовала разные формы работы. Как учитель начального звена, она знала, что наглядность и занимательность помогают в усвоении материала, а тем более исторического.
Лыжницы-подруги. Слева направо: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И. и Переладова Л.А.
Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.
Тамара Ивановна (в середине) с Обориной С.И. (завучем по начальным классам) и Расторгуевой Н.М.
Тамара Ивановна помогла вырасти молодому поколению учителей начальной школы в восьмидесятые годы. Тактичная, внимательная, спокойная, выдержанная, она методически грамотно оказывала помощь начинающим педагогам.
В трудовой книжке в графе «Поощрения» записи с благодарностями за успешную работу по организации учебно-воспитательного процесса, за добросовестное отношение к работе. Среди них грамота за многолетний добросовестный труд в городском лагере, Почётная грамота от МПРСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения (1975 г.). Награждена значком «Отличник народного просвещения» (1978 г.) и медалью «Ветеран труда» (1985 г.).
Живёт в городе Оса Пермского края.
Источники:
- Фонды музея школы № 16
По заветам комсомола
Михальчук (Самоловова) Александра Петровна родилась в 1904 году в деревне Малысак Уватского района Тюменской области. В 1912 умер отец, осталось пятеро детей: Александре было около 8 лет, младшему 11 месяцев. Мать, Марья Андреевна, всегда наставляла детей на учёбу. Александра училась в епархиальном училище, эти учреждения после революции 1917 года стали закрываться.
Михальчук Александра Петровна — учитель начальных классов, русского языка и литературы
К тому времени грамотой она уже овладела. По воспоминаниям Евдокии Петровны Самолововой (сестра Александры Петровны) «в 20-е годы за сотни вёрст от дома добирались до учёбы в Тобольский педагогический техникум. Учились, жили коммуной, участвовали в комсомольском движении. В тобольском музее есть комсомольские билеты сестёр, сданные туда в год 50 летия ВЛКСМ.»
Михальчук Александра (в центре). Епархиальное училище, 1916 год
Судя по записи в трудовой книжке, работать Александра начала до поступления в техникум.
В Лысьву Александра Петровна приехала из Тюменской области в 1929 г. Работала в школах № 1 и № 4, три года была инспектором народного образования, а в сентябре 1937 г. перешла в семилетнюю школу № 16, преподавала русский язык и литературу, в августе 1941 г. назначена на должность завуча, а в декабре этого же года - на должность директора.
3 «А» класс. 17 мая 1938 г.
С 1937 по 1941 гг. отмечена активность школы в спортивных состязаниях, в посещении учащимися различных кружков. Об этом рассказывают ученики в газете «Искра».
Детские стрелковые соревнования
8 января в тире проходили детские стрелковые соревнования по стрельбе. Соревнования рассчитывали провести с 30 участниками, но детей явилось… 81 человек.
Общее командное первенство заняла школа № 6 – набравшая 101 очко, второе место заняла школа № 16 – 100 очков и третье место школа № 1, набравшая 75 очков.
Индивидуальное первенство занял тринадцатилетний ученик школы № 16 Иванов. Из 25 возможных он выбил 24 очка. Иванов здесь же, в тире, получил значок «Ю.В.С.».
2, 3 и 4-е место заняли Бабин (ученик школы № 1), Сунцев (школа № 15, Галиев (школа № 6), выбившие по 23 очка из 25 возможных.
газета «Искра», 14.01.1937 г.
6 «А» класс. Школа № 16. 1946 год
Юные хоккеисты
6 марта на катке состоялась игра в хоккей между детскими командами школ № и 16.
С начала игры инициативу взяла команда школы № 16 (Ленинский поселок). В ее составе сильно играют 14-летний Шустов В., 15-летний Сбоев, 14-летний Разин С. и Разин Д. 16 лет, игравший вратаря. По своему составу команда школы № 2 является сильнее своего «противника», но она играла неважно. Следует только отметить хорошую игру Жебелева Е., ученика 8 класса.
Первая половина игры закончилась счетом 7:0 в пользу школы № 16. Вторую половину школа № 16 ведет таким же темпом.
Игра заканчивается счетом 27:0 в пользу школы 16.
Абсолютного победителя в этой игре быть не может. Дело не в этом. Ребята встретились на льду, чтобы показать друг другу технику своей игры. Это хорошее начинание. Гнаться за результатами победителя не стоит. Следует постепенно осваивать технику бега, игры, приемов. Этим самым будет достигнута популяризация игры в хоккей среди детей.
Тиунов В.
газета «Искра», 10.03.1937 г.
Воздушные шары юных авиамоделистов
Юные авиамоделисты Дома пионеров Петров, Качалков, Соколов организовали в своих школах № 2, 13 и 16 кружки юных авиамоделистов. В этих трех кружках школьники сделали к 1 мая по два воздушных коробчатых змея и по одному монтольфьера - [здесь опечатка: имеется ввиду монгольфьер] воздушному шару.
газета «Искра», от 24 .04.1937 г.
На её долю управления семилетней школой №16 выпали трудные годы.
1941-1945 гг.
Учащиеся неполной средней школы №16 большей частью жили в бараках и казармах - «типах», домах № 19 (подвал) и 25 на ул. Ленина. «Типы» представляли собой двухэтажное здание казармы. Построены пленными австрийцами в 1916 году для пленных солдат по типовому проекту военного ведомства – потому их и называли «типами». «Типы» — это три дома по 144 комнаты в каждом. Бараки - два дома по 512 комнат. Бараки были сколочены из деревянных досок и опилок. «Пятисотики» — так называл их народ.
Супруги Михальчук Михаил Александрович и Александра Петровна
Условия (в 9-метровых комнатах жили семьи из 4-6 человек) не способствовали успеваемости. Ежегодно в каждом классе на второй год оставались по 6-8 человек, столько же - «на осень». За каждым учителем был закреплён барак для контроля за посещаемостью. Невыполнение распоряжения рассматривалось как срыв постановления партии и правительства об обязательном семилетнем образовании.
Об этом периоде рассказывают приказы по школе.
Приказ № 65
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 8 сентября 1941 года
§ 1
Наша страна третий месяц ведет отечественную войну против германского фашизма. Население нашей родины в дни отечественной войны должно быть как никогда организовано и дисциплинировано. С первых дней учебы в школе имеются случаи неаккуратной явки на уроки и случаи ухода с уроков. 6 сентября ученики 5 класса «А»: Муртазин, Шардаков, Трегубов и др. ушли самовольно с урока арифметики, этим самым грубо нарушили дисциплину в классе.
§ 2
Ученикам Муртазину, Шардакову, Трегубову ставлю на вид.
§ 3
Данный приказ проработать на классном собрании.
Директор школы Михальчук А.П.
Коллектив учителей школы № 16. 1946 год
Приказ № 66
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 9 сентября 1941 года
§ 1
Согласно данных представленных мне по нашей школе числится в 1-6 классах 747 учеников. На занятия ходят 686 человек, 61 человек еще в школе не бывал<…>
Приказ № 73
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 10 ноября 1941 года
§ 1
В соответствии с постановлением Совнаркома о подготовке населения к противовоздушной и химической защите приказываю:
а) Преподавателям Васильевой А.И., Трапезниковой Н.Я. и Большаковой М.С. сдать нормы по ПВХО [противовоздушная и противохимическая оборона] к 15 ноября инструктору Каналиной М.Г.
б) Всем классным руководителям старших классов, а также и начальных классов, в которых изучение ПВХО не заложено, начать систематическое изучение с 11 ноября, для чего учащихся задерживать на 30 мин. после уроков.
§ 2
Устанавливаю следующий график сдачи норм по ПВХО:
12 ноября – 2 «А» (3 урок), 2 «Б» (4 урок) - принимает И.А. Мямлина, 3 «В» (3 урок) – принимает Кожевникова А.К.
13 ноября – 2 «В» (4 урок), 1 «Б» (3 урок) – принимает И.А. Мямлина;
15 ноября – 1 «А» (3 урок), 3 «А» (4 урок,) – принимает Кожевникова А.К.;
17 ноября – 3 «Б» (3 урок), 4 «Б» (4 урок) – принимает Каналина М.Г.;
19 ноября – 4 «А» (4 урок), 4 «В» (после урока) – принимает Каналина М.Г.;
22 ноября – 5 «А» (после уроков) – принимает Каналина М.Г., 6 «А» (после уроков) – Каналина М.Г.;
24 ноября – 5 «Б» (до уроков) – Мямлина И.А., 6 «Б» (до уроков) – Кожевникова А.К.
Коллектив учителей школы № 16. 1948 год
С 16 февраля 1942 года школа перешла на военное положение. В здании школы №16 находился госпиталь 2703. Учащиеся в 1942-1943 учебном году занимались в начальной школе № 4, в то время это были два здания барачного типа по улице Полярников 9 и 11. Занятия проходили в 3 смены, а учащиеся постарше - в школе №8 (около драматического театра).
Типы. 1930-е - 1940-е гг.
С начала войны здание школы передано горисполкому. В 1942 году здесь разместился эвакогоспиталь № 2703 из Курска. За пациентами закрепилось название «курские соловьи».
Приказ № 80
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 16 февраля 1942 года
На основании приказа за № 1 от 12 февраля 1942 года начальника штаба т. Мыльникова.
Приказываю:
§ № 1
С 16 февраля 1942 года объявляю школу № 16 на военном положении
§ № 2
Создать роту из учащихся 5-6-7 классов в составе 120 человек.
§ № 3
Командиром роты назначить Муртазина, ученика 5 класса «А», политруком Новикову, ученицу 10 класса школы № 3.
§ № 4
Командиру роты т. Муртазину приказываю сформировать (4 рода войск) следующие виды войск: лыжные, стрелковые, санитарные и инженерно-технические.
§ № 5
Командиром лыжного взвода назначить Поносова, ученика 6 класса «Б», командиром санитарного взвода назначить Рудометову, ученицу 7 класса, командиром стрелкового взвода назначить Пирожникова, ученика 6 класса «Б», командиром инженерно-технического взвода назначить ученика 6 класса «Б» Попова.
Директор школы № 16 Михальчук А.П.
Здание школы № 16. 1954 год
Приказ № 3
по Лысьвенской НСШ № 16 от 28 февраля 1944 года
§ 1
Безнадзорность в районо школы увеличилась, наблюдаются случаи воровства в школе и вне ее, учащихся школы можно встретить на рынке. В целях борьбы с вышеупомянутыми дефектами школе необходимо развернуть внеклассную кружковую работу, вовлекая детей всех возрастов.
§ 2
Создать следующие кружки:
Литературный – Коротаева;
Краеведческий – Слющенко;
Топографический – [пропуск];
По изучению басен – Семенова
Математический – Попов
Физический – Мямлина
Директор Михальчук А.П.
Приказ № 5
по Лысьвенской средней школе № 16 от 3 мая 1944 года
Ввиду участившихся случаев заболевания сыпным тифом в городе, а в том числе и в школе в 1 классе «Г» ученицы Муравьевой, приказываю каждому классному руководителю под его личную ответственность ежедневно просмотр завшивленности, злостно завшивленных отправлять на санобработку, требуя справку о прохождении таковой.
Директор Михальчук А.П.
Михальчук А.П. (верхний ряд, в центре) среди товарищей. Год неизвестен
Приказ № 6
по Лысьвенской средней школе № 16 от 18 мая 1944 года
В связи с окончанием учебного года и подготовки к новому учебному, приказываю всем учителям и классным руководителям произвести покупку книг, сделав им некоторый ремонт. Покупку книг сосредоточить в кабинете № 20. Ответственной за покупку и сохранение учебников назначить Скачкову Марию Ивановну и Данилевич Зинаиду Людвиговну. К закупке книг и оформлению сдачи их приступить с 20 мая 1944 г. и закончить не позднее 4 июня 1944 г.
Директор Михальчук А.П.
Приказ № 6
по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 18 мая 1944 года
§ 1
В соответствии с §§ 3 и 26 Инструкции о проведении проверочных испытаний в школах оставить на второй год следующих учащихся:
По 4 классу «А»:
1. Катаева Виктора
По 4 классу «Б»:
2. Черных Тамару
По 4 классу «Г»:
3. Цареву Галину
Попов П.Ф. — завуч школы и Михальчук А.П. — директор семилетней школы № 16
В 1943 ученики школы №16 вернулись в родное здание. Война внесла свои коррективы в жизнь детей. Приходившие в семьи похоронки и другие печальные известия заставляли рано взрослеть, уже с 4 класса многие уходили работать. Большой отток учащихся был в 1944 году. В школе был расформирован целый класс, а тогда они были по 45 человек. Приказы по школе передают тревожную ситуацию того времени.
45 человек (выпускники 1936 – 1940 года, но это только те, кто был на войне). Горько и больно читать статистику. Это были 18-19-летние ребята…
Статистика:
Вернулись с войны – 20 чел.
Убитые и погибшие на поле боя – 20
Умершие от ран – 1
Не годен по болезни – 1
Пропали без вести – 6
Погиб в плену – 1
Нет сведений – 5
Отправлен в штрафную часть – 1
Для выпускников предвоенных и военных лет задача была одна – защита Отечества, родных и близких. И они её выполнили с честью!
Коллектив школы № 16. 1953 год
В мае 1949 года большая группа учителей Лысьвы была отмечена правительственными наградами (Указ Президиума Верховного Совета СССР опубликован от 20 мая в газете «Искра»). Среди награждённых и учителя школы-семилетки № 16: Михальчук Александра Петровна, директор школы – орден Трудового Красного Знамени, Тетерина Клавдия Васильевна, учитель биологии – орден Трудового Красного Знамени, Таращук Александра Сергеевна, учитель начальных классов, организатор внеклассных мероприятий – медаль «За доблестный труд». Работа многих учителей школы отмечена Грамотой областного и городского уровня. В заметке «Скромный труд оценен партией» Таращук А.С. писала:
Только в нашей стране социализма партия, правительство и лично И. В. Сталин высоко оценивают труд учителя. Это подтверждается тем, что Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа учителей нашего города за выслугу лет и безупречную работу награждена правительственными наградами.
На это наш коллектив должен ответить своими лучшими показателями безупречного плодотворного труда в деле коммунистического воспитания молодого поколения—будущих борцов за коммунизм.
Медаль «3а доблестный труд» получила нынче и я за свой скромный труд. Это для меня очень большая награда! Чувствуя, что труд мой оценен в числе других, я считаю себя обязанной отблагодарить партию и правительство тем, что опытом, наблюдениями за работой других учителей дать нашим детям как можно больше знаний, чтобы не быть в долгу, перед советским народом, перед страной.
Таращук А.С.
Трудовая книжка Михальчук А.П.
До 1953 года она работала директором семилетней школы № 16 имени А.С. Пушкина (титул был присвоен в 1937 г.). В 1953 на улице Ленина было построено новое здание для школы № 16. А в старом осталась школа № 4, где директором до 1959 года была Михальчук Александра Петровна.
Александра Петровна отмечена правительственными наградами за безупречную работу: орденом «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта», медалью «За трудовое отличие в Великой Отечественной войне»». Педагогический путь длиною в 35 лет она завершит в 1959 году, выйдя на пенсию по возрасту.
Источники:
- Семейный альбом Михальчук Александры Петровны;
- Фонды музея школы № 16
Сильный характер
Манина Елена Николаевна — учитель начальных классов и математики
Манина (Зыкина) Елена Николаевна родилась в Вятской губернии в семье крестьянина Зыкина Николая Тимофеевича. После окончания семилетней школы поступила в Халтуринское педагогическое училище Кировской области. По направлению уехала работать в Тихвинский детский дом Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны детский дом был эвакуирован на Урал.
25 мая 1956 года. Манина Е.Н.— 2 ряд, первая слева
Педколлектив школы № 16. 1962-1963 гг. Манина Е.Н. — 2 ряд, четвертая справа
В 1951 году Елена Николаевна начнёт преподавать в лысьвенской семилетней школе № 16. Заочно окончит Учительский институт. А с 1953 будет назначена заместителем директора по учебной работе с 1 по 6 классы средней школы № 16. Преподавала математику в 5-6 классах. Родители и ученики 1975 года написали благодарные слова Елене Николаевне:
Вы учили не только по школьной программе,
Наш характер лепили руками умелыми,
Вы нам дали глубокие, прочные знания.
И нас видеть хотели честными, дружными, смелыми.
В 1977 году Елена Николаевна выйдет на заслуженный отдых.
Дочь Елены Николаевны, Людмила, сохранила удивительное письмо — благодарность от директора школы № 16.
Дорогая Елена Николаевна!
Сегодня мы собрались в этом зале школы № 16, чтобы воздать должное и поблагодарить Вас за многолетний добросовестный труд. Памятная дата в жизни нашей страны — 1922 год. Пятьдесят пять лет тому назад, в декабре 1922 года, Всесоюзный съезд Советов принял декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Пятьдесят пять лет назад, 18 мая 1922 г., в семье крестьянина Зыкина Николая Тимофеевича родился третий ребёнок — дочь Елена.
И с этого года жизнь Елены Зыкиной-Маниной неразрывно связана с жизнью родной страны.
Крепла Родина, мужала, становилась на ноги, боролась с врагом, восстанавливала народное хозяйство, строила социализм, росла и мужала, приобретала знания и умения девушка из глухой деревни Вятской губернии Елена Николаевна Зыкина, училась, чтобы отдать себя благородному делу воспитания молодого поколения.
Вместе со страной формировался характер Ваш, всё Вы умели, а если не умели, то учились упорно и настойчиво. Учились, как лучше объяснять тот или иной материал на уроке, как научить решать задачи, грамотно писать, работать над содержанием на уроках чтения, как приготовить наглядные пособия.
Елена Николаевна с первоклассниками. 1972 год
Никогда Вы не останавливались на достигнутом. А жизнь ставила перед Вами всё новые задачи: учительница первого класса, воспитатель детского дома, класс из одних второгодников, учитель математики, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, методическая секция учителей, группа продлённого дня.
И каждая трудность преодолена, каждой отдано всё, сполна.
Никогда не знали Вы таких слов, как «не могу, не хочу» за трудную педагогическую работу. Всё могли, на всё находили время.
Никогда не хныкали, не брюзжали, не хвалились своими успехами, не требовали наград, а трудились без устали, каждодневно.
Всё успевали Вы, Елена Николаевна, на всё Вас хватало: и нежной любящей женой быть, и заботливой матерью, и внимательным товарищем, и добросовестным педагогом!
День учителя. Торжественная часть в ДК ЛМЗ. 1972 год. Манина Е.Н. в первом ряду, третья слева
И скромный Ваш труд был оценён по заслугам: 1954 год — медаль «За трудовое отличие», 1964 — значок «Отличник народного просвещения», 1971 г. — медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», 1977 г. — грамота ГорОНО и Райкома Союза работников просвещения как лучшему классному руководителю школы за хорошую постановку воспитательной работы и активное участие в смотре-конкурсе, посвящённом 60-летию Октября. Десятки грамот и благодарностей записаны в Вашей трудовой книжке.
Елена Николаевна, Вы по праву можете гордиться, что в Вашей трудовой книжке немного записей о смене школы, а вот для записей благодарностей потребовалось ещё два вкладыша!
Из опыта работы учителей начальной школы № 16
Всегда Вы учились сами и учили других: своих многотысячных учеников, их родителей, бабушек и дедушек, своих коллег-учителей начальных классов, учителей математики. Вы были строги и требовательны, чутки и внимательны, добры и заботливы. За это любят Вас дети, за это уважают родители и коллеги.
Многому Вы учили: и трудолюбию, и принципиальности, и требовательности, и аккуратности, и исполнительности, и доброте, и скромности, и любви к прекрасному, непримиримости к злу, к ничегонеделанью.
Творческий отчет в школе № 16
Большое спасибо за Ваш самоотверженный труд, за сердечную доброту, за радость общения с Вами.
Передаём спасибо вашему мужу, Ивану Васильевичу, и дочери, Людмиле Ивановне, за помощь и глубокое понимание и уважение Вашего великого учительского труда.
1977 год, Реутова Илорида Георгиевна, директор школы № 16
Источники:
- Фонды музея школы № 16
Любящее сердце учителя
Клавдия Ивановна Колыванова (Зеленина) родилась в селе Рождественское Оханского района Пермской области в семье Ивана Васильевича и Акулины Ивановны Зелениных. Семья была большая, жилось трудно, с 4-х лет маленькая Клава была нянькой у младших. В школу пошла в 1937, окончила 4 класса и началась война.
Колыванова Клавдия Ивановна — учитель начальных классов. 1955 год
Из воспоминаний Клавдии Ивановны:
«Все каникулы летом работали: пололи поля, ухаживали за овощами, гребли сено, грузили в копны, собирали колоски, заготавливали дрова для школы. И это с 12 лет… Работали с утра и до вечера, трудились все вместе, было тяжело, но выжили, благодаря повседневному труду получили физическую, трудовую и моральную закалку на всю жизнь».
Сёстры. Сидят Таисья и Мария, стоит Клавдия Ивановна. 1950 год
В 1944 после окончания семилетки Клавдия Ивановна поступила в Оханское педагогическое училище.
Из воспоминаний Клавдии Ивановны:
«В 1948 году я получила распределение в Лысьву, городской отдел народного образования направил меня в деревню Еверзики, там была начальная школа. Я и учитель, и заведующая. Два года работала одна в 1-4 классах. Было трудно, но желание научить ребятишек и их стремление к получению знаний, заражали оптимизмом. Стонать и жаловаться не привыкла с детства».
В 1950 школу в Еверзиках закрыли, а Клавдию Ивановну направили в начальную школу № 4 в Лысьве. Это были два барака на улице Полярников, 9 и 11. Три года проработала, а с первого сентября 1953 переведена учителем начальных классов в школу № 16 на улице Ленина 36.
Двадцать два года проработает Клавдия Ивановна в школе № 16. Сделает пять выпусков из начальной школы.
Свидетельство о рождении Зелениной К.И.
В трудовой книжке отражена её добросовестная работа, грамоты и благодарности за активное участие в общественной жизни коллектива, за успехи в воспитательной и учебной работе с детьми. Её труд отмечен медалью «Ветеран труда».
Клавдия Ивановна в совершенстве владела методикой преподавания в начальных классах. Уроки проводила живо, интересно. Их отличала ярко выраженная практическая направленность, проводилась связь с жизнью, с трудом детей.
4 «Б» класс. Школа № 16. 1964 год
Первый класс пройден. 1965-1966 учебный год
До свидания, начальная школа! Май 1969 года
10 «А» класс. Колыванова К.И. во втором ряду вторая слева. 1982 год
Из отчёта школы о работе учителей начальных классов за 1959-1960 учебный год Манина Е.Н.:
«Учитель 4 класса Колыванова К.И. решает с учащимися задачи, составленные из личных наблюдений детей.
Например, сколько общих тетрадей выйдет из бумаги, сделанной из макулатуры, сданной нашим классом, если из одной тонны макулатуры можно сделать 7 центнеров писчей бумаги или картона».
Клавдия Ивановна в школе № 16. 2012 год
Она учила рациональным способам вычислений, использовала различные варианты устного счёта, головоломки, приучала доказывать, объяснять, сравнивать, обобщать.
Уроки Клавдии Ивановны воспитывали учащихся в духе коллективизма, творческой активности, трудолюбия. Её выпускники отличались сформированным детским коллективом, активностью, сплочённостью. Учитель вырабатывал у них добросовестное отношение к учёбе, к общественно полезным делам, посильным для них.
Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. во втором ряду пятая справа. 25 мая 1956 года
Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. в третьем ряду третья слева. 1957 год
Педагогический коллектив школы № 16. Колыванова К.И. в четвертом ряду третья слева. 1962-1963 гг.
Валя Баранцева (первоклассница 1960 г.) отзывается о своей первой учительнице как о заботливой, доброй маме:
«Мы очень любили Клавдию Ивановну, никогда она не повышала на нас голос. Терпеливо объясняла тем, кто не понял. Я помню, что таблицу умножения (тогда её учили во втором классе) у нас знали все, хотя по силам в учёбе мы были разные. Класс был очень дружный, и всё это благодаря Клавдии Ивановне».
Колыванова К.И. вторая справа. 2003 год
Ветераны школы № 16. Колыванова К.И. слева пятая. 2015 год
слева направо: Волкова З.В., Колыванова К.И., Расторгуева Н.М. 2018 год
Администрация города поздравляет с 90-летием Клавдию Ивановну. 2019 год
Слева направо: Колыванова К.И., её сестра Таисья, Переладова Л.А., Ложкина В.П., Волкова З.В., Парфёнова А.М., Расторгуева Н.М. на 90-летии
Ложкина Лена — первоклассница 1965 года с первой учительницей
«Душевная доброта, любовь к детям и уважение к родителям — это основа основ любого учителя», — так считает Колыванова Клавдия Ивановна и сегодня.
Выпускники и коллеги подчёркивают её скромность, доброту, спокойствие, терпеливость, трудолюбие, оптимизм и обаяние. И в 94 года она сохранила в себе любящее сердце педагога.
Источники:
- Фонды музея школы № 16
Всем учителям пример
Кокарева Вера Антоновна — учитель начальных классов
Вера Антоновна родилась в семье рабочих. После окончания школы работала в торговле, на металлургическом заводе, а в 1957 году поступила в Нижнетагильское педагогическое училище и в 1959 году окончила полный курс названного учреждения по специальности «учитель начальной школы». С 1959 по 1961 преподавала в городе Ивдель Свердловской области. В 1961 году вернулась в Лысьву и направлена в школу № 16 учителем начальных классов, проработала здесь 25 лет. С 10.07.1984 года Вера Антоновна ушла на заслуженный отдых.
В.А. Кокарева — удивительный человек, беззаветно проданный детям, умеет любить их мудро. Дети с ней всегда откровенны и также преданы своей учительнице. Вера Антоновна учит ребят своего класса всегда находить интересные дела, приучает детей к самостоятельности. Просто и задушевно разговаривает она с ребятами на уроках. Анализируя работу Веры Антоновны Кокаревой, мы не раз приходили к выводу, что у детей прививается большая любовь к познаниям.
3 «Г» класс. Учитель — Вера Антоновна Кокарева. Май 1963 года. Первый выпуск
1 «Б» класс. 1963-1964 год. Учитель — Кокарева Вера Антоновна
4 класс. 1964 год. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.
3 «Б» класс. 1966 год. Второй выпуск. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.
6 класс. 1966 год. Учитель — Кокарева В.А., завуч Манина Е.Н.
4 «А» класс. 1970 год. Третий выпуск. Учитель — Кокарева В.А., Манина Е.Н., Пищальникова М.Г.
10 «Б» класс. 1973 год. Выпускники Веры Антоновны
10 «Б» класс. 1977 год. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф.
10 «Б» класс. 25 мая 1980 года. В.А. Кокарева в 3 ряду в середине
11 «А» класс. Выпуск 1990 года. Классный руководитель — Прожерина К.Г. Последний выпуск из учащихся Веры Антоновны
Каждому уроку предшествовала тщательная подготовка, продумывание эффективных приёмов и методов работы
На её уроках все воспитывало: и наглядные пособия, и раздаточный материал, и тон самого учителя, мягкий и доброжелательный. Её учеников всегда отличала воспитанность и дисциплинированность, аккуратность, подтянутость и вежливость.
Учительский талант Веры Антоновны проявляется в большом внимании к личности каждого ребенка, в умении подметить сильные и слабые черточки его характера. Очень серьезно готовится к урокам Вера Антоновна и работает всегда с большим подъемом, творчески.
Успеваемость за последние три года у В.А. Кокаревой полная, знания у детей прочные. Ее ребята отличаются не только большой любознательностью, но и высокой дисциплинированностью, культурой поведения. Они всегда вежливы со старшими, друг к другу и являются примером для товарищей.
Коллектив учителей, учивших выпускников 1977 года
1974 год. Вера Антоновна в 3 ряду вторая слева. Школе вручено переходящее знамя профсоюзов
Встреча с ветеранами.7 «А» класс. Классный руководитель — Порохня И.Г., Сычугова Е.В. Горком комсомола, 1985 год.
Ученики Веры Антоновны — победители в игре «Зарница».
Очень часто В.А. Кокарева выступала с докладами перед родителями на педагогические темы. Она охотно делится опытом работы. Два года этот энергичный человек вел школу передового опыта в городе. Ее доклады: «Как я готовлю третьеклассников для работы по новым программам», «Виды самостоятельных работ учащихся», «Комментирование — эффективный прием закрепления знаний», «Как я воспитываю учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа» принесли большую пользу учителям.
Урок чтения во 2 классе
Школьный праздник 60-летия СССР. 2 «А» класс. Учитель — Кокарева В.А. Справа директор школы Максимов В.В. 1982 год
Вера Антоновна Кокарева выступала с докладами перед населением: «Авторитет и личный пример родителей», «Воспитание внимания и памяти у школьников».
Ее выпускники успешно учатся в старших классах и всегда отличаются большим кругозором и любознательностью.
Вера Антоновна Кокарева — неутомимая общественница. Она второй год успешно работает в производственном секторе местного комитета школы.
В.А. Кокарева — большой мастер своего дела, отличается высокой педагогической культурой, является хорошим примером для учителей.
За добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР (1971 г.), значком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1979 г.), а в год празднования 200-летнего юбилея города и завода награждена орденом «Знак Почета» (1985 г.). Имеет медаль «Ветеран труда» (1985 г.).
Источники:
- Фонды музея школы № 16