С любовью к литературе

Родилась Вероника Арнольдовна Зиман в посёлке Тёплая Гора Чусовского района в семье служащих. В 1948 поступила в Мутнинскую начальную школу, а потом продолжила обучение в средней школе № 3 города Гремячинск.


Семенова (Зиман) Вероника Арнольдовна — учитель русского языка и литературы

После окончания средней школы (1958 г.) работала старшей пионерской вожатой в семилетней школе на станции Баская. В 1960 поступила в Пермский государственный университет на филологический факультет и окончила его в 1965 году.

По распределению была назначена учителем русского языка и литературы в среднюю школу № 16 имени А.С. Пушкина в городе Лысьва.

И уже через 13 лет (1978 г.) Вероника Арнольдовна имела такую аттестационную характеристику:

«Хорошо владеет программным материалом, методикой преподавания. Добросовестно готовится к каждому уроку. В центре внимания учителя — развитие у детей логического мышления, активизация их умственной деятельности. Учит школьников наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Широко использует карточки-задания, раздаточный материал, картины, таблицы, технические средства. Развивает навыки самостоятельной работы. Серьёзно продумывает все вопросы воспитания. Её класс — активный участник всех школьных дел. Общественная активность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие — вот качества её воспитанников.


8 класс. 1974 год. Классный руководитель — Семёнова В.А.


10 «А» класс. 1979 год. Семёнова В.А.


10 «Б» класс. 1985 год. Классный руководитель — Семёнова В.А.


10 «Б» класс. 1985 год. Классный руководитель — Семёнова В.А.


11 «Б» класс. 1992 год. Классный руководитель — Семёнова В.А.


11 «А» класс. 2000 год. Классный руководитель — Семёнова В.А.

Серьёзно относится к работе с родителями, делает доклады на педагогические темы: «Эстетическое воспитание в семье», «Роль семьи в подготовке учащихся к выбору профессии».
Заведует кабинетом литературы, много делает для его оформления, пополнения методической литературой, дидактическим и раздаточным материалом, который систематизирован по темам и классам, техническими средствами.
Руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы, умело планирует его работу, стараясь оказать посильную методическую помощь. Является наставником молодых учителей.
Систематически занимается самообразованием, работает над темой «Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся». Кропотливую работу учителя сочетает с общественной: избиралась в школьный комитет профсоюза, являлась внештатным инструктором отдела школ при Лысьвенском ГК КПСС.
Чуткий, отзывчивый человек, пользуется уважением учителей, родителей и учащихся.
Заслуживает поощрения.»

Педагогическая деятельность Вероники Арнольдовны отмечена «Почётной грамотой Министерства Образования Российской Федерации» (1984 г.) и медалью «Ветеран труда» (1990 г.)


Филологи школы № 16. Слева направо: Казимова Е.А., Березаева Э.М., Реутова И.Г., Бубнова З.В., Семёнова В.А., сидит Пашова Н.П. 1977 год

О любви и уважении к коллективу, благодаря которому она стала Учителем, рассказывает сама Вероника Арнольдовна:

«33 года тому назад я переступила порог средней школы № 16, которая стала мне родной, вне которой я не мыслю себя. Чем дальше уносит время, тем ярче всплывает в памяти то первое сентября, с которого я стала учителем. Университет дал мне знания, а быть учителем смогла благодаря прекрасным людям, которые стояли у истоков средней школы № 16.


Семенова Вероника Арнольдовна

Первым, кто беседовал со мной в школе, был Серафим Алексеевич Золотов. Великий эрудит, человек с проницательными, умными глазами, под мудрым руководством которого прошли нелёгкий путь становления учителя многие мои коллеги. Учитель математики, он обладал энциклопедическими знаниями в области всех предметов, был прекрасным методистом.
Мне очень повезло, ведь именно в этой школе работала Илорида Георгиевна Реутова. Мы, молодые учителя литературы, имели такого наставника, строгого, требовательного, искренне желающего весь свой талант учителя-словесника передать нам. А как было трудно и как приятно заслужить её похвалу!
Прочно вошло в историю школы имя Е.Н. Маниной. Энергичная, строгая, Елена Николаевна — гроза не только учеников, но и нас, молодых педагогов. Это она вырастила таких учителей, как Кокарева Вера Антоновна, заслуженный учитель РСФСР Расторгуева Нина Михайловна, Наумова Тамара Ивановна.
Навсегда запечатлён в памяти моих коллег обаятельный образ Эльзы Михайловны Березаевой. Вот у кого учились мы выдержанности, корректности, доверительным и тактичным отношениям с учениками.
А Лидия Матвеевна Мухорина? Всегда и во всём оригинальная, богатая на выдумку, внимательная и чуткая. Она учила своих питомцев не только математике, учила их видеть и чувствовать прекрасное, приобщила их к миру искусства.
Мудрые, благородные, щедрые люди! Каждый — неповторимая личность, все вместе — могучий коллектив.
Прирождённый педагог Людмила Алексеевна Оборина. Её спокойные тихие слова проникали в сердце, западали в душу каждого. По-матерински добрая, отзывчивая, заботливая Казимова Екатерина Александровна. Требовательные и бескомпромиссные Екатерина Фёдоровна Рыжкова и Мария Ильинична Самоделкина. Всегда спокойная, мягкая Мария Андреевна Куфтырева. Лидия Васильевна Кайсина — человек высокой культуры, требовательная к себе и другим. Всегда деятельна, не знающая покоя, заражающая всех окружающих своей энергией Нина Васильевна Козлова. Суслова Мария Кузьминична, обладающая огромным чувством юмора, который помогал ей обезоружить любого шалунишку. Нина Николаевна Селюнина — это огромное жизнелюбие, потрясающая широта знаний, глубокий ум, умение в самом неинтересном найти изюминку.
Фундамент школы № 16, созданный этими замечательными учителями, твёрд и сейчас. Молодое поколение учителей, принося в школу новое, современное, с уважением относится к тому, что накоплено годами.
Мы благодарны нашим ветеранам за то, что они не забывают школу. Они и сейчас живут нашими радостями и тревогами. Они и сейчас желанные гости в нашем коллективе, мудрые советчики, истинные патриоты своей школы.
С глубокой благодарностью мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кого уже нет с нами. Низко кланяемся своим дорогим коллегам, которые уже давно на заслуженном отдыхе, желаем вам душевной бодрости, уверенности в себе, оптимизма».

Семёнова В.А., учитель русского языка и литературы школы № 16. 1999 г., февраль, газета «За передовую металлургию»

39 лет Вероника Арнольдовна преподавала литературу и русский язык. Эмоциональность учителя, артистизм, прекрасное знание литературы, хороший музыкальный голос, языковое чутьё, красивое выразительное чтение — всё это вызывало интерес у детей к изучению литературы. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» она знала наизусть. Её выразительное чтение — это театр одного актёра.

Кабинет русского языка и литературы (№ 41) — образец чистоты и порядка, в 80-е годы здесь была оформлена Пушкинская комната. Ученики старших классов проводили экскурсии, рассказывая о поэте и его творчестве. Вероника Арнольдовна любила детей, свой предмет, школу. Из-под её материнского крыла вышли 6 полных выпусков: 1976, 1979, 1985, 1992, 2000 г. Вероника Арнольдовна умела работать с любым учеником.


Шардина Оля ведёт экскурсию

Любовь и уважение учеников основывались не на боязни, а на добром понимании со стороны учителя. Вероника Арнольдовна влюбила в учительскую профессию многих учеников, некоторые стали учителями русского языка и литературы: Ильющенкова И.А., Тимощук Е.И., Преснецова О.Н.

В воспоминаниях выпускников, родителей, коллег она жизнерадостная, с юмором, с доброй хитринкой в глазах, шумная, добрая, тактичная, сердечная, неравнодушная, понимающая.

Вероника Арнольдовна много читала, хорошо знала зарубежную литературу, её любимое произведение — «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.

Она любила дом и семью, была замечательной хозяйкой, любила готовить и, когда делилась в учительской рецептом очередного лакомства, её кулинарные способности чувствовались в ароматных и вкусных словах о приготовлении блюда.


10 «Б» класс. 1985 год. Классный руководитель — Семенова В.А.

Любила работать и отдыхать в саду. Шелест листьев, переливы ручья, красивый пейзаж — всё это настраивало на поэтический лад. В 1998 году Вероника Арнольдовна напишет обращение к учащимся на школьный конкурс чтецов:

Юный друг! Приветствуем тебя!

Мы рады встрече здесь, в прекрасном зале

Где вдохновенно так стихи звучали

Великого поэта. Его творения живут,

Волнуют сердце и чаруют душу.

И кажется, что Пушкин сам сегодня тут,

Пришёл тихонько, чтобы вас послушать.

Он вместе с нами благодарен вам, друзья!

За память, за любовь к искусству,

За то большое и святое чувство,

Которому угаснуть дать нельзя.

И снова обращает к вам призывы

Великий гений, музы властелин:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16