Вторая мама


Расторгуева Нина Михайловна — учитель начальных классов

Биография

Расторгуева Нина Михайловна родилась 9 ноября 1942 года в городе Кунгур Молотовской области в семье служащего. В 1957 году окончила среднюю школу №11 и поступила в Кунгурское педагогическое училище на отделение «Учитель начальных классов». После окончания училища была направлена в город Лысьву Пермской области.

Её учителями стали Золотов С.А. и Манина Е.Н. Именно они разглядели в выпускнице педучилища талант преподавания — умение найти ключик к каждому ученику.

С 1961 года по 2003 год работала учителем начальных классов в школе №16. В течение 10 лет (2003-2013 гг.) проработала в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

За 42 года в школе № 16 она сделала 17 выпусков из начальной школы.

Основной закон её педагогического подхода - любить ребёнка, понимать его, развивать в нём личность, верить в успешное развитие ребёнка. Нина Михайловна всегда принимала любого ученика таким, каков он есть. Строгая и ласковая, мудрая и чуткая, Нина Михайловна стала второй мамой для учащихся. Она считает свой учительский труд призванием в жизни. Её уроки всегда интересны, необычны, увлекательны, познавательны.

Нина Михайловна использовала новинки педагогики на уроках, постоянно стремилась к тому, чтобы, обучая, развивать и воспитывать ученика. Заботясь об интеллектуальном развитии детей, педагог не забывает о главном — воспитании доброты, внимания, отзывчивости.

Нина Михайловна постоянно совершенствовала своё педагогическое мастерство и при этом она знала возможности каждого ученика. Большое внимание уделяла развитию логического мышления. Много времени отдавала детям после занятий внеклассным мероприятиям. Утренники, КВНы с родителями, сборы, походы, экскурсии, встречи, заочные путешествия, праздники всегда проходили интересно, с выдумкой.

Из выступления Волкова В.А., зав. гороно, на августовском совещании 1985-86 учебного года:

«Идёт 3-й год школьной реформы. Отличаются высоким качеством уроки Заслуженного учителя школы РФ Расторгуевой Нины Михайловны, учительницы начальных классов школы № 16.
Проведён районный конкурс работы классного руководителя, среди победителей Расторгуева Нина Михайловна (школа № 16)».

Добрая, комфортная обстановка на уроке сопутствовала не только обучению, но и воспитанию учащихся. Нина Михайловна в числе первых учителей города начала давать уроки по «Этической грамматике». Разработки этих уроков вошли в сборник «Этика-1», изданный в 1999 году центром научно-методического обеспечения города Лысьва.

Много лет вела для учащихся кружок «Юный натуралист», дети делали скворечники и развешивали их в парке, приводили в порядок разные уголки парка, чистили маленький пруд.

В течение 22 лет возглавляла школьное методическое объединение учителей начальных классов, передавая богатый учительский опыт, помогала молодым учителям обрести уверенность в выбранной профессии.

Входила в городскую группу по составлению программы «Подготовка детей к школе по методике Морозовой Л.Ф.» (из опыта работы).

Избиралась депутатом Лысьвенского городского Совета народных депутатов трудящихся от избирательного округа №177, входила в группу по народному образованию.

За добросовестный труд, за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся отмечена государственными наградами:

  • 1970 год: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
  • 1982 год: значок «Отличник народного просвещения»
  • 22.01.1986 года присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
  • 2007 год: победитель в городской акции «Человек года – 2007» в номинации «Учитель года».

Но выше всех наград для неё стала искренняя любовь учеников. Выпускники Нины Михайловны хранят в сердце образ умной, интересной, доброй учительницы, на уроки к которой, по их воспоминаниям, летели как на крыльях.

Волкова Зоя Васильевна, учитель-ветеран, создатель виртуального музея школы № 16

ДОБРЫЕ ЗЕРНА

Уроки Нины Михайловны давали превосходные результаты. Об этом повествует заметка директора 16 школы, И. Реутовой, «Добрые зерна»:

«Сегодня мы будем выполнять интересную работу: писать изложение о… — так начала урок в третьем классе школы № 16 Нина Михайловна Расторгуева и доба­вила: - Думаю, все с этим справятся!

От личных впечатлений де­ти перешли к просмотру цвет­ного диафильма. Все преду­смотрела учительница: и как ошибки предупредить, и но­вые слова объяснила.


Летний лагерь. Отряд Расторгуевой Н.М. 1974 год


Летний лагерь. На стадионе. Расторгуева Н.М. и Волкова З.В. 1979 год

Такой урок интересен, не только формой подготовки к изложению. Он воспитывает красивое. Сколько добрых зе­рен брошено в детские души с первых минут урока! А после напряженного просмотра диа­фильма такой необходимой и своевременной стала физкультпауза.

Любовь к ребятишкам, за­бота об их умственном и ду­ховном развитии, педагогиче­ский такт — главное в твор­честве Нины Михайловны. Ведь именно так можно на­звать ее педагогический труд.

Весь набор методических приемов, оснащение урока, грамзаписи и диафильмы, таблицы и макеты, перфокар­ты — все это делается с целью активизировать мысль учаще­гося, облегчить ему понима­ние и усвоение материала. Не забывает Нина Михайловна и о создании игровых ситуа­ций даже на самых серьез­ных этапах урока.


2 класс. Учитель Расторгуева Н.М. 1965 год

Ее ученики любознательны. Они читают газеты, следят за событиями, в третьем клас­се готовят информации о прочитанном, большинство выписывают «Пионерскую правду».

С большим удовольствием ребята проводят утренники, внеклассные занятия, успешно участвуют в смотрах и кон­курсах.

Высокая общественная ак­тивность отличает питомцев Н. М. Расторгуевой. Многие неплохо учатся. Золотой ме­далью награжден В. Лукин: ученик Нины Михайловны. В истекшем году школу окончи­ли опять ее учащиеся, среди них Е. Суслова, также на­гражденная золотой медалью.

В этих наградах немалая доля труда и мастерства скромной учительницы на­чальных классов, посеявшей добрые зерна.

«Искра» 05.10.1974 г.

О том, как интересно проходили уроки Нины Михайловны вспоминает выпускница школы М. Спалле в заметке «Учительница первая моя…»:

— Из каких частей состоит растение? — задан вопрос, и множество рук взметнулось кверху, десятки глаз устреми­лись к учителю. Хрупкая де­вочка вышла к доске и, дер­жа в руке растение, называла и показывала стебелек, ли­стья...

А рядом, одобрительно ки­вая, в затруднительном поло­жении выручая вопросом или обращаясь за помощью к клас­су, стояла ее и моя учитель­ница, Нина Михайловна Рас­торгуева, как и пятнадцать лет назад работающая в шест­надцатой школе. Она мало из­менилась: те же добрые глаза, лучистая улыбка, спокойный звонкий голос...

— Как называются расте­ния, которые высаживают на клумбы, газоны? — задается дополнительный вопрос, и де­вочка, немного подумав, робко отвечает: «Уличные».

— Неужели? — улыбается учительница. — Такого наз­вания нет. Ребята, кто ска­жет?

— Декоративные, — про­износит трудное слово ученица с места.

— Молодец! — хвалит Нина Ми­хайловна и в до­ступной для своих второклассников форме объясняет смысл нового для них термина. А потом ребята сами наперебой задают вопросы отвечающей, и все вместе оце­нивают ее ответ.

Как чудесный сон пролетел для меня урок природоведе­ния. Многое вспомнилось из далекого детства. Маленькие заговорщицы, оставались мы после уроков с Ниной Михай­ловной и обсуждали, как по­здравим своих мальчиков с Днем Советской Армии. С не­терпением ждали этого дня, а когда он наступал, угощали мальчишек конфетами, пели свои любимые песни и, пом­нится, даже танцевали.


3 «А» класс. Учитель — Расторгуева Н.М. 1978 год.

А день, когда нас принима­ли в пионеры, запомнился многим. Торжественно наряд­ные пришли мы на завод, в листопрокатный цех № 2, где нас ждали шефы. Волнуясь, каждый из нас произнес клят­ву. Нам повязали галстуки. И в память о встрече шефы вручили нашему классу пода­рок. Тогда мы впервые побы­вали на заводе. А сейчас не­которые одноклассники здесь работают.

— А помните, Нина Михай­ловна, мы ездили в Чусовой?

— На телевышку, — уточ­няет она. Мы с ней сидим за тесной школьной партой и разговариваем.

— Мы со своими ребятами тоже побывали в Чусовом. Только были на спортивном комплексе. А потом гуляли по парку, жгли костер, пек­ли печенки...

— А вообще-то работать с детьми стало сейчас сложнее, — говорит Нина Михайловна, — чаще среди них встречают­ся самолюбивые, избалован­ные ребята. Сейчас мы работа­ем по новой программе, на­грузка большая, и времени на внеклассные мероприятия остается меньше, но все-таки мы часто бываем вместе, про­водим различные мероприятия.

Я смотрю на Нину Михай­ловну и поражаюсь, сколько душевной теплоты в ней, тер­пения и любви к детям. Про­шло столько времени, когда она выпустила наш третий класс, а до сих пор помнит и вспоминает каждого. И ее помнят. Приезжая в родной город, заходят ребята к своей первой учительнице. Ведь с ней связано несколько лет счастливого детства.

«Искра» 28.09.1979 г.

В высоком профессионализме Нины Михайловны смогли убедиться и коллеги. Учитель Л. Мухорина побеседовала с ее учениками. Все они оставили прекрасные отзывы о своем наставнике:

«После окончания Кунгурского педучилища 21-й год учит млад­шие классы в школе № 16 Нина Михайловна Расторгуева.


Расторгуева Н.М. — начинающий учитель. 1961 год.

Я беседую с ее учениками разных лет. Лена Суслова, теперь Измайлова, работает врачом в роддоме. Ирина Волкова, теперь Пашкина — тоже врач, Геннадий Пашкин — инженер ТГЗ.

Когда-то в солнечный сен­тябрьский день приветливой улыбкой встречала их, первокла­шек, молодая учительница. Нина Михайловна стала им строгой учительницей и верным другом, советчиком на всю жизнь.


Капустина Т.А., завуч школы (слева) и Расторгуева Н.М. (справа)

Помнят они и уроки, и походы, и поездки, и каверзные «как», «почему», на которые учительни­ца всегда находила удивляющие своей простотой и доступностью ответы. И спустя много лет вы­пускники говорят:

— Для нас всегда радостна встреча с Ниной Михайловной, и мы очень хотим, чтобы первой учительницей наших детей стала именно [она].

Семиклассник Валя Шаламов выразил свое мнение так:

— Уроки Нины Михайловны для нас всегда были радостью. Всегда и везде мы встречали лас­ковый взгляд нашей учительни­цы, всегда и во всем чувствовали постоянную заботу о нас. К праздникам мы всегда готовили утренники, и Нина Михайловна умела раскрывать способности каждого. Наш класс жил интерес­ной жизнью, был дружным.

От учеников Нина Михайловна требует всегда четкого, ясного ответа, применяет много нагляд­ных пособий, причем красивых, включает немало игровых момен­тов.

Сильным учащимся даст допол­нительные задания на карточках. Поощрения (очень дорожат ими дети) — красные звездочки за отличную работу. Захватывающим для ребят является соревнование по рядам. Нравятся учащимся интересные физкультминутки на уроках.

Мне довелось услышать ее индивидуальные беседы с роди­телями первоклашек. Она гово­рит о положительных сторонах ученика, о том, что у него не по­лучается, над чем надо работать.


С наставником Марией Андреевной

Родители надежные помощники во всем, а члены родительского комитета в особенности. Они и экскурсии проведут, и расскажут о своей профессии, побеседуют с «трудным» учеником, помогут костюмы приготовить к утренни­кам и пособия для уроков труда.

Регулярны встречи Нины Ми­хайловны с учителями, работа­ющими в четвертом классе. 50—60 процентов ее учащихся завершают год на «4» и «5», нет ни одного неуспевающего.

Руководя секцией начальных классов, она умело организует ее работу, причем главной зада­чей считает, чтобы учителя-стажисты помогали начинающим».

«Искра», 27.10.1981

Ее 25 золотых сентябрей

Шли годы. Высокая результативность Нины Михайловны Расторгуевой была оценена по достоинству. В 1982 году Министерство Просвещения наградило ее значком «Отличник народного просвещения». О мимолетности времени в своей заметке рассуждала Е. Омышева:

«Ничто так не высвечивает стремительность уходя­щего времени, как взросление чужих детей. Она помнит их всех, своих шумливых непосед. Ее классы всегда отличались именно тем, что ребята подби­рались в них бойкие, но инте­ресные и обязательно само­стоятельные. Она часто вспо­минает, например, как могла оставить свой третий класс, поручив ученице Ирине Паш­киной вести урок, зная, что он пойдет своим чередом, и «учи­тельница», заменившая ее, бу­дет со всей строгостью сле­дить за дисциплиной. И хоть Ирина стала врачом-педиат­ром, уроки доброты, получен­ные у своей первой учитель­ницы, были для нее той от­правной точкой, с которой на­чинается работа с детьми.

1 сентября для Н. М. Расторгуевой настал 25-й школьный сентябрь. Казалось бы, можно привыкнуть, не вол­новаться. Особенно волнуется Нина Михайловна, когда при­нимает первоклассников. Зна­комясь с ними, всегда пытает­ся угадать, чем интересен каждый из них, хотя убеди­лась: нужно не меньше, чем полгода, пока она узнает их.

Говорят, что ее ученики все­гда большие активисты. Сама Нина Михайловна уверена, что активность ее ребят не прой­дет с годами и для большин­ства из них общественная ра­бота станет нормой жизни, а доброта и чуткость — основ­ными качествами характера. Может быть, поэтому среди ее выпускников так много врачей и учителей, главный смысл профессии которых именно доброе отношение к людям.


На уроке математики. Расторгуева Н.М.

Более 300 ребят прошли на­чальную школу у Нины Михай­ловны Расторгуевой. В их чис­ле есть и физики, и лирики, рабочие и инженеры, журна­листы и военные. Все они не­сут в себе качества, которыми одарила их первая учительни­ца, их вторая мама.

Долго ждет учитель резуль­татов своего труда. Нередко требуются годы, чтобы уви­деть всходы щедрости и доб­ра, что были заложены в ре­бячьи души учителями еще в начальной школе.

Однажды Нина Михайловна заболела. Нездоровилось силь­но, и впервые в жизни она почувствовала себя одино­кой. И вдруг звонок... При­бежали ее ребята. Обеспоко­енные, встревоженные, они не знали, как высказать свое сочувствие, как вручить немуд­реные гостинцы. Они очень волновались, потому что были убеждены, что Нина Михайловна заболела из-за них, ведь накануне они так сильно ее расстроили...

Бытует мнение, что у препо­давателей есть любимые уче­ники. Для Нины Михайловны все ученики — любимые. И часто именно к тем она при­кипает всей душой, кто прино­сит ей больше тревог и вол­нений. Ребятам из трудных се­мей она всегда отдает очень много времени и внимания, стараясь хоть как-то воспол­нить недополученные дома тепло и ласку. И, как показы­вает жизнь, именно они боль­ше всех и западают в ее серд­це, именно они умеют быть самыми благодарными.


На уроке

Недавно, Нине Михайловне Расторгуевой присвоили звание «Отличник народного просве­щения РСФСР». С этим событием ее поздравляли все: и коллеги, и родители, и соседи. Но самую большую радость испытала она, когда однажды вечером на пороге ее кварти­ры с огромным букетом цве­тов появились ее первые уче­ники: Олег Шереметьев, Лена Измайлова и все другие ее первые активисты. Они узнали о награде и пришли к своей учительнице, как приходили в годы учебы в школу.

Быстро летит время. Но жизнь этих ставших взрослы­ми учеников, их работа, их неустанное желание быть по­лезными обществу — верное свидетельство того, что в жиз­ни Н. М. Расторгуевой, учи­тельницы школы № 16, нет минут, потраченных напрасно».

«Искра», 28 декабря 1985 г.

Признание в любви

В любви к своему учителю признавались все: и ученики, и их родители — выпускники Нины Михайловны:

«У великого русского писате­ля Л. Н. Толстого есть такие слова:

«Если учитель имеет толь­ко любовь к делу, он будет хоро­ший учитель. Если человек имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше то­го учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совер­шенный учитель».

Вот о таком совершенном и та­лантливом педагоге мы хотим рассказать. Это заслуженный учи­тель РСФСР Нина Михайловна Расторгуева — учительница на­чальных классов школы № 16. Много ее выпускников живет и работает по всей нашей великой стране, и для всех она — люби­мая учительница. Да и как не любить этого человека, если в ней столько обаяния, доброты, безграничной любви к своему делу, к детям.


Слева направо: Расторгуева Н.М., Пищальникова М.Г., Наумова Т.И.


Щукина А.К. и учителя-лыжницы: Расторгуева Н.М., Наумова Т.И., Переладова Л.А., Парфёнова А.М.

Нина Михайловна обладает ог­ромным талантом человеколю­бия, она умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу дет­ские радости и горести, знает душу ребенка. А как много инте­ресного и полезного узнают дети на ее уроках! Всякое знание ос­тается мертвым, если у учеников не развивается инициатива и са­модеятельность. Ее питомцев от­личает большая любознатель­ность, самостоятельность, умение спорить, любовь к чтению.

Всем нам не хочется расста­ваться с нашей любимой учитель­ницей: еще бы годик побыть вместе. К сожалению, мы скоро расстанемся: наши дети перешли в четвертый класс. Но мы будем приходить к Нине Михайловне, чтобы поговорить с ней, посове­товаться, как воспитывать детей, как нам жить самим. А еще при­дем к ней за оптимизмом, бод­ростью духа.

В сентябре к Нине Михайловне придут новые ученики, снова нач­нется трудная, но такая интерес­ная жизнь, когда требуется за­жечь учеников жаждой знаний. И мы низко кланяемся нашей до­рогой Нине Михайловне и гово­рим огромное спасибо ей за на­ших детей, за знания, которые она им дала. Мы пожелаем ей большого счастья, хороших уче­ников и крепкого здоровья».

А. ГУБИНА, Е. ПОЛУШКИНА, Л. СУДАКОВА и др. родители. Всего 39 подписей.

«Искра», 18.06.1987 г.

О своем положительном опыте рассказали и родители первоклассников:

«У наших детей начались первые летние каникулы. Многое у них было нынче первым: школа звонок, перемены, уроки, встречи с новыми книгами. Но самое главное — первая учитель­ница! И с первых дней — самая любимая. Это Нина Михайловна Расторгуева. Не только времени, души своей не жалеет она для детей.


1 класс. Классный руководитель — Расторгуева Н.М.1990 год

У Нины Михайловны богатый опыт, она умело, увлекательно проводит занятия, а самое глав­ное, что не часто встретишь в наше время — живет своей ра­ботой, искренне заинтересована жизнью детей. С первых ша­гов в школе завоевала их дет­ские души — как заворожен­ные, сидят они на уроках.

А как старательно занимают­ся многие в юннатском круж­ке! Другие ребята с нетерпени­ем ждут, когда нужно идти в кружок классического танца в ДК ЛМ3, а третьи — в кружок бального танца в клуб «Бриган­тина». Посещение кружков ор­ганизуется с помощью Нины Михайловны. В словах и делах своего воспитателя дети нахо­дят отзвуки собственных мыслей, переживаний. Многое, самое заветное, сокровенное до­веряется ей. А как сдружили ребят походы: с занимательны­ми играми, с грибовницей, с лы­жами, с песнями у костра. Глу­бокий след оставляют эти про­гулки у детей. Незаметно для нас прошел год, а сколько мор­щинок добавили ей наши пер­воклашки, сколько бессонных ночей принесли... Мы, родите­ли, по окончании года увидели, что в мыслях, интересах, стрем­лениях дети наши стали не только взрослее, но и раскрепощеннее, любознательнее.

Желая хорошего отдыха Нине Михайловне, надеемся, что и в следующем учебном году об­щение с ребятами принесет ей больше радости, чем огорчений, что ниточка любви к детям не прервется никогда».

С гордостью, с нежностью и уважением родители 1-а класса, 16-ой школы.

«Искра» 13.06.1991 г.

Вторая мама

Для сотен первоклассников Нина Михайловна была не просто учителем — она была второй мамой:

«Эту обаятельную женщину знают в Лысьве многие. 36-й год в школе № 16 учит самых маленьких читать, считать, писать, познавать жизнь за­служенный учитель России Нина Ми­хайловна Расторгуева. 12 выпусков, более 360 учеников!

Как заблуждаются те, кто думает, что быть учителем начальных классов очень легко: дети-то еще маленькие, управляемые, послушные, не то что в старших классах! Нина Михайловна к каждому малышу находит свой, только ей ведомый, подход, в каждом угады­вает неповторимую личность, учитыва­ет особенности характера. Ее классы отличаются от других не только хоро­шей успеваемостью, но и дисциплиной, дружбой, коллективизмом. А как она проводит уроки, как ребята готовятся к ним! Педагогический талант учителя помогает раскрыть детские таланты. Ученики Нины Михайловны, как прави­ло, находят свое место в жизни, становятся достойными людьми.

Сейчас родителям будущих перво­классников советуют выбирать для своих детей не только школу, но и учителя. Нину Михайловну Расторгуе­ву выбирают часто. Бывшие ученики приводят к ней своих детей, зная, что их «вторая мама» будет такой же доброй и справедливой, требователь­ной и внимательной «мамой» новым первоклашкам, как была когда-то им.

Еще один учебный год позади. Первоклассники уже почти самостоя­тельны, рады тому, что многое умеют, многое знают. А выпускники из 11-а стали совсем взрослыми... Всех своих учеников Нина Михайловна считает родными, ведь каждому из них она отдает частичку своего сердца, тепла которого хватает на всех».

Сергей Ворожеин. Фото Виктора Оборина

«Искра», 20.05.1997

Наша дорогая Нина Михайловна!

По случаю знаменательного события — юбилея Нины Михайловны — коллектив родителей написал душевное поздравление в газету «Искра».

Учительница первая моя!

Сотни людей, взрослых и не очень, живущих в разных концах нашей необъятной Ро­дины, с особой нежностью и благодарностью могут ска­зать так об удивительной, не­утомимой, вечно молодой и прекрасной женщине Нине Михайловне Расторгуевой.

Заслуженный учитель Рос­сийской Федерации, отличник народного просвещения, учи­тель первой категории. И это всё она — наша дорогая и ува­жаемая Нина Михайловна. Она обладает великим даром не только давать детям зна­ния. Она учит их доброте, справедливости и, пусть это звучит несколько высокопар­но, учит каждого быть Чело­веком.

А началось всё сорок лет назад, когда Нина Михайлов­на восемнадцатилетней де­вушкой после окончания Кун­гурского педагогического учи­лища приехала в Лысьву, в среднюю школу № 16. И с тех пор она живёт в городе, став­шем для неё родным, и тру­дится в родной шестнадцатой.


Веселкова Елена и Расторгуева Н.М.

«Материнская забота учи­теля создаёт на уроке эмоци­онально приподнятую обста­новку, в которой каждый уче­ник чувствует себя комфорт­но. Она создала собственную программу по предмету "Эти­ческая грамматика" и работа­ет по ней... Мудрый настав­ник молодых учителей». За этими официальными строка­ми из характеристики Н. М Расторгуевой — годы творче­ства, годы поиска. Нина Ми­хайловна подолгу и с интере­сом говорит о своих питом­цах, бывших и настоящих уче­никах. Она просто влюблена во всех. В каждом находит что-то хорошее и старается это хорошее развить. Нас, родителей, она уверяет, что наши сын или дочь особен­ные, что надо только поболь­ше уделить им любви и вни­мания, чтобы добиться поло­жительных результатов в воспитании.

Её трудолюбие и энергия не знают предела, хотя здо­ровье уже и не так надёжно...

Сегодня мы поздравляем нашего учителя с очень важ­ной датой в её замечатель­ной биографии. Дай Вам Бог, Нина Михайловна, здоровья на долгие-долгие годы. И мы, ваши ученики, и их родители любим Вас и говорим Вам спа­сибо — за всё спасибо!

Прошли года. Твои ученики

Рассыпались по всей большой стране:

Летают в небе, созидают на земле,

В больницах, в школах и на корабле.

А ты всё так же утром входишь в класс

Рассказывать про земли и моря,

Ты, с добрыми морщинками у глаз,

Учительница первая моя!

Ты самым слабым говоришь: “Держись!"

Ты им помочь готова всей душой...

И снова чья-то маленькая жизнь

В твоих руках становится большой...

Такие люди, как Нина Ми­хайловна, приносят славу го­роду и всей России. И мы, ро­дители и ученики 3-а, уверены, что она достойна звания «Учи­тель года». Думаем, её бывшие ученики и их родители подтвердят наше мнение на стра­ницах любимой «Искры».

По поручению родителей — Надежда ЛУЦЕНКО, специалист отдела статистики

«Искра», 14 августа 2001 года

Источники:

  1. Личность в истории Лысьвенского округа: http://www.lysva-library.ru/lichnost/r/rastorgueva/
  2. Фонды музея школы № 16