Учитель-подвижник

Волкова (Рогожникова) Зоя Васильевна родилась 22 марта 1953 года на станции Кумыш Крутоложского сельского совета Лысьвенского района Молотовской области.


Волкова Зоя Васильевна — учитель русского языка и литературы. 2018 год

После назначения главы семейства начальником леспромхоза семья Рогожниковых в 1965 году переехала в поселок Обманка-2. В этой школе и произошла судьбоносная для Зои Васильевны встреча с учителем русского языка и литературы Шаркуновой Верой Дмитриевной, которая своим обаянием, интеллигентностью, прекрасным знанием предмета «влюбила» в него свою ученицу.

В 1968 году семья обосновалась в Лысьве. Какова же была радость Зои, когда в школе № 18, куда она пришла учиться, вновь встретила любимую учительницу. Сомнений в выборе дальнейшего пути не было: быть ей учителем русского языка и литературы!


Волкова З.В. 1976 год

В 1976 году после окончания филологического факультета Пермского государственного педагогического института Зоя Васильевна начала свою преподавательскую деятельность в восьмилетней школе № 13.

В 1978 была переведена в среднюю школу № 16, в которой проработала 34 года.


Фотомомент от ученика в перемену, в школе № 16. 1979 год

Всего лишь через год, в 1979 году, была назначена на должность организатора внеклассной и внешкольной работы.

Под её руководством и при непосредственном участии в школе проходили традиционные ежегодные смотры строя и песни, конкурсы комсомольской, политической, туристской песни и агитбригад, военизированные и спортивные эстафеты, встречи с ветеранами войны и выпускниками школы.


Выпускник школы, делегат 19 съезда комсомола Виктор Сыропятов на встрече с учащимися. 1986 год


2-ой состав агитбригады «Товарищ», 1983 год

Зоя Васильевна была настоящим наставником для пионерской и комсомольской организаций школы. Школьные комсомольские собрания и пионерские дружинные сборы, дни самоуправления проходили интересно, творчески и эффективно. Регулярно проводились школы пионерского и комсомольского активов, в том числе и для подшефной Кын-заводской школы.


Комитет комсомола школы №16 на городских сборах. Организатор Волкова З.В. (в центре), дом отдыха «Сокол». 1982 год

Очень интересно вела Зоя Васильевна линейки, посвящённые Дню знаний и празднику Последнего звонка.


Линейку ведёт Волкова З.В., организатор внеклассной работы. 1 сентября 1982 года

Чётко и эффективно был организован летний отдых учащихся: летний оздоровительный лагерь при школе был лучшим в городе по итогам смотра-конкурса, трудовые лагеря старшеклассников работали на производственных предприятиях города, в сельских населённых пунктах.


Трудовой лагерь школы № 16 в Кын-заводе. 1983 год

В восьмидесятые годы школа №16 — центр активной воспитательной работы в микрорайоне.

Изучили социально-педагогические возможности микрорайона «Ленинский»: дошкольные учреждения (помощь детским садам от школы), клубы по месту жительства «Бригантина» и «Софит», общественный пункт охраны порядка, дворец культуры ЛМЗ, бассейн, стадион и манеж. Было составлено единое расписание, в котором отражалась занятость детей в кружках, секциях, клубах, музыкальной школе, в Дворце пионеров и школьников. В школе был создан Клуб выходного дня. Он работал в воскресенье, в основном это были семейно-спортивные мероприятия. Слова из фильма «Розыгрыш»: «для вас всегда открыта в школе дверь» — подтверждались жизнью.

Опыт работы школы № 16 в этом направлении был представлен на областном семинаре директоров и заместителей директоров школ.

Большая и целенаправленная работа велась с трудными подростками: были разработаны карточки персонального учёта, осуществлялись рейды на квартиры с привлечением родительского актива, работала комиссия при опорном пункте микрорайона, в вечернее время в школе и микрорайоне дежурил родительский патруль.

Волкова З.В. постоянно оказывала методическую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы через проведение семинаров по различным вопросам воспитания, индивидуальные консультации, анализы планов воспитательной работы и внеклассных мероприятий.

Воспитательная работа Зои Васильевны прекрасно отражена в заметке Л. Мухориной «Творчество — каждый день»:

Зоя Васильевна Волкова тру­дится в школе № 16 десять лет. Здесь она ведет уроки ли­тературы, выполняет нелегкие обязанности организатора вне­классной и внешкольной работы.
Широк круг ее забот. Особен­но ее тревожат подростки, их де­ла, их увлечения. В каждом из своих питомцев она хочет видеть настоящего гражданина, имеюще­го твердые жизненные позиции, поэтому этой категории ребят она отдает много времени.
З.В. Волкова — внештатный инспектор инспекции по делам несовершеннолетних, признана лучшей среди ее общественного актива. Она не жалеет времени, если видит, что к подростку при­шла беда, спешит помочь, оказать влияние на его родителей.

Большую внешкольную работу ведет этот учитель. По ее иници­ативе в школе проходит множе­ство мероприятий, главная цель которых — приобщить школьни­ков к общественным делам, вос­питать в них активность, желание быть в коллективе. У школы № 16 крепкие связи с народным музе­ем, где проводятся уроки Мира, уроки Мужества, уроки трудовой славы, прием в октябрята.
Немало делается учителем для того, чтобы выполнить одну из важных задач, поставленную реформой — превратить школу в центр воспитательной работы. На территории этого микрорайона действуют детские дворовые клу­бы «Бригантина» и «Олимпия», спортивный клуб «Лысьва». Шко­ла стремится наладить прочные связи с этими учреждениями, ско­ординировать планы работы, что­бы действия всех звеньев были комплексны и эффективны.

В год 40-летия Победы по ини­циативе З.В. Волковой в школе развернута широкая подготовка к этому юбилею, проходят встре­чи с ветеранами Великой Отече­ственной войны, митинги.
Умело строит школа отношения с шефами — коллективом листо­прокатного цеха № 2 ЛМЗ.
В 1980 году Зоя Васильевна ста­ла членом коммунистической пар­тии. Большую благодарность ис­пытывает она к людям, давшим ей рекомендации. Сейчас, спустя годы, одна из них — учитель Э. М. Березаева говорит:
— Мы не ошиблись в этом че­ловеке, учитель работает увле­ченно, с огоньком, с выдумкой.
Авторитет З.В. Волковой в кол­лективе не случаен, он завоеван большим трудом, настойчивостью и упорством. Эти качества она воспитывает и у учащихся. Она хорошо знает своих школьников, их интересы, поэтому легко на­ходит контакт с ними. Ее мнени­ем дорожат старшеклассники. Они знают, что учитель всегда поддержит их предложения, по­может осуществить задуманное. Творческий союз учителя и уча­щихся делает школьную жизнь яркой и насыщенной.

В 1988 году Зоя Васильевна перешла на преподавание русского языка и литературы.

В своей профессиональной деятельности она добивалась стабильно высоких результатов обучения, используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и методы обучения: дифференцированное ведение тетрадей, работа по опорным схемам и конспектам Ю.С. Меженко, укрупнение дидактических единиц учебного материала, групповые и парные формы организации учебного процесса, привлечение учеников-консультантов к проведению учебных занятий. В результате у учащихся формировалось грамотное письмо, правильная научная речь, развивались творческие способности.

За счёт использования игровых моментов на уроках, ведения факультатива и кружка «Занимательная грамматика» Зоя Васильевна развивала интерес к своему предмету. Одной из главных задач учитель считала формирование устойчивого интереса к чтению, чему способствовали не только уроки внеклассного чтения, но и другие внеклассные мероприятия: встречи с актерами лысьвенского драматического театра и местными поэтами, экскурсии в городской музей, поездки в Пермь с посещением Театра оперы и балета и Театра юного зрителя.

Умелая дифференциация учебного процесса позволяла справляться как с классами компенсирующего обучения, так и с классами с высоким уровнем обучаемости. Большое внимание Зоя Васильевна уделяла развитию логического мышления учащихся, побуждая их активность проблемным изложением учебного материала и нестандартными вопросами. Её учащиеся не раз становились победителями и призёрами районных и областных олимпиад, научно-практических конференций.


Счастье воспитания

Неоднократно она делилась своим опытом работы с коллегами на городских и областных семинарах, давая открытые уроки и выступая с докладами.

В 1991 году опыт работы Волковой З.В. по теме «Развитие познавательной деятельности школьников на основе оптимальной организации процесса обучения и воспитания» был обобщён и размещён в республиканском информационно-педагогическом центре.

В 2000 году Зое Васильевне была присвоена высшая квалификационная категория, которую она успешно подтвердила в 2005, 2010 годах.

Высшая награда педагога — продолжение в своих учениках. У Зои Васильевны 24 выпускника выбрали для себя профессию педагога, и это по-настоящему один из главных итогов её работы.


Волкова З.В. 2006 год

Как классный руководитель строила свою работу, используя педагогику сотрудничества: учащиеся, преподаватели и родители в процессе работы становились единым коллективом с чёткими и практическими целями и задачами. Воспитательная работа с классом проводилась так, чтобы у учащихся на достаточном уровне были сформированы самостоятельность, инициатива, ответственность за порученное дело. Её классы всегда отличались организованностью, дисциплинированностью, высоким уровнем культуры и творческим подходом к участию или проведению мероприятий.

В 2007 году делилась опытом классного руководства на городском семинаре «Счастье воспитания», получив высокую оценку коллег.


6 «В» класс — первое классное руководство. Классный руководитель Волкова З.В. 1978-1979 гг.


8 «В» класс, З.В. Волкова во втором ряду, в середине. 1981 год


10 «Б» класс. З.В. Волкова в первом ряду, третья слева. 1985 год


9 «В» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. 1993 год


11 «Б» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. 1995 год


11 «Б» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. 1997 год


9 «А» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. 2002 год


11 «А» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. Последний звонок. 2004 год


11 «А» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. Спасибо учителям. 2004 год


11 «В» класс. Классный руководитель — Волкова З.В. 2006 год


11 «А» класс. Классный руководитель — Волкова З.В., Коржева М.Б. 2012 год


10 «А» класс. Волкова З.В. — во втором ряду четвертая слева. 1986 год


10 «А» класс. Волкова З.В. — во втором ряду первая слева. 1987 год


11 «Б» класс. Классный руководитель — Волкова З.В., Рычихина Н.Г. 1996 год


Выпускники 1982 года на школьной встрече


Выпускники 1983 года на школьной встрече

Волкова Зоя Васильевна в течение 15 лет возглавляла школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Под её руководством осуществлялась планомерная работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов, организация внеклассной работы по предмету.

Вместе с учителями русского языка и литературы продолжили традиции, которые зародились в 1937 году, когда школе присвоили имя А.С. Пушкина: конкурс чтецов, Пушкинские уроки, выпуски стенгазет; в 80-е годы учащиеся проводили беседы в Пушкинской комнате (каб.41).


Чаусова Оля проводит беседу с учащимися

В 90-е годы завязалось сотрудничество с пермской школой № 9, носящей имя А.С. Пушкина; первый детский бал, литературные вечера, Пушкинские балы.

Традиция проведения ежегодных пушкинских вечеров прижилась, пустила глубокие корни. В статье «Фанты, вальсы, полонезы» можно увидеть результаты нелегких, многолетних трудов высококвалифицированного коллектива филологов школы № 16:

Имя А. С. Пушкина в школе № 16 вспоминают не только в связи с юбилеями. Вот уже более 15 лет мы проводим пушкинские уроки, праздники, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений.

В прошлом году Саша Пушкин (уч. 5-а кл. А. Казаринов) принимал гостей на празднике «Там будет бал, там детский праздник!» Звучали стихи, проза, музыка в исполнении Гетиатуллиной А., Лесниковой Л., Волковой Ю., Лопатиной Е., Сурунтовича В. и учителя Е. В. Ворожеиной. Ребята играли в фанты, танцевали полонезы и вальсы. Родители со вкусом оформили гостиную в стиле XIX века. А какие наряды и прически демонстрировали девочки, какие манеры были у молодых людей! Как в пушкинское время!
Учащиеся 9-а класса подготовили изумительную литературно-музыкальную композицию для младших школьников. Старшеклассники провели вечер «Я вас любил...» и конкурс «Знаю ли я Пушкина?» (победил 10-а класс).


Филологи, с которыми Зоя Васильевна проработала более 30 лет.
Слева: Семёнова В.А., Волкова З.В., Распопова И.А., Прожерина К.Г., Марьинская О.Я.и Пластеева О.Н. (выпускница школы №16 1995 г.)


Слева: Безукладникова Ю.В. (выпускница школы № 16 1999 г.), Заитова О.В.,
Распопова И.А., Марьинская О.Я. (выпускница школы № 16 1971г.), Прожерина К.Г.


А нынче, 19 октября, на сцене школьного зала «ожила» картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Юный Александр Пушкин (К. Торхов, 8-б кл.) читал стихи в присутствии Г. Державина, «отца русских поэтов» (В. Липнягов, 9-а), Г. Разумовского (А. Щегольков, 9-а) и Г. Галича (А.Ладыгин,9-а). А потом «экзаменаторы» благосклонно выслушали юных чтецов и их наставников (Семенову В. А., Пластееву О. Н., Распопову И. А., Волкову 3. В.), отметив каждого необычной грамотой, текст которой рожден в творческих муках учителем литературы Семеновой В. А.
Сейчас учащиеся шестых классов готовят теат­рализованное представление по сказкам поэта, восьмиклассников ожидает праздник «Музыка и Пушкин». Встречи с Пушкиным продолжаются!

Зоя Васильевна — истинная законодательница школьных традиций. В заметке Е. Тархановой «Традиции: из века в век», опубликованной в газете «За передовую металлургию» в 2003 году, раскрываются подробности крайне важной работы:

Одной из таких традиций стал Фестиваль песни. Он живет уже четыре года, и 15 декабря состоялся очеред­ной «отчет» перед его поклонниками. 7 часов живой му­зыки — настоящий песенный марафон. В прошлом году на фестиваль пригласили представителя от управления образования. Гостья ахнула: видела поющих, но чтобы пела вся школа!..
С самого начала школе было присвоено гордое звание: школа № 16 имени А.С. Пушкина. «Это не просто назва­ние, это дух, поселившийся в стенах школы, — говорит Зоя Васильевна Волкова, преподаватель литературы. — Поэт искренне любим учениками и учителями».


Пермский театр оперы и балета. Филатов А., Косарева А., Волкова Ю., Сёмин А. 1999 год


Пушкинский праздник. 1997 год

Вот уже лет 20 в школе проводятся пушкинские уро­ки, чтения. А в последнее время балы, позволяющие про­никнуться духом XIX века. Началось все в 1997 году, когда Зоя Васильевна становится классным руководителем 5 класса «развивающего обучения» — талантливых, твор­ческих малышей. Совместно возникла идея — провести пушкинский бал. «Так захотелось вернуться в ту галант­ную эпоху, — вспоминает Зоя Васильевна. — Вся сцена была оформлена в стиле 19 века, родители привезли ста­ринную мебель, антикварные вещи, танцевали полоне­зы и вальсы, которым обучались заранее в ДТДиЮ. Мель­кали наряды, шелка, ленты, локоны “светских дам”».
Виновнику торжества, 12-летнему «Саше Пушкину», со­бравшемуся поступать в лицей, читали стихи, дарили по­дарки, играли на фортепиано. На следующий год праздник посвятили Наталье Николаевне Гончаровой. Его блиста­тельно организовали 11-классники, выпускники того года.


Встреча с прапраправнуком А.С. Пушкина Александром Георгиевичем Галиным.
Слева Волкова З.В., Филатов А., Чупеева Е., Косарева А., Волкова Ю., Сёмин А. Пермь, 1999 год

Решение искать единомышленников увенчалось успе­хом: поклонники творчества Пушкина оказались совсем рядом, в Перми. Как радовались ребята, когда получили приглашение на настоящий бал, в Театр оперы и бале­та, на посвящение в лицеисты!.. В 1999 году, вновь при­ехав в Пермь, ребят ожидал потрясающий сюрприз — они встретились с самым настоящим потомком Пушки­на, прапраправнуком поэта — Александром Георгиеви­чем Галиным!


праправнук А.С. Пушкина Галин Г.А. Пермь, 1997 год

Трижды ученики школы № 16 приезжали в Пермь и участвовали в областном конкурсе чтецов, проходившем на базе гостеприимного лицея. Учителя надеются, что эта традиция не прервется.

В заметке газеты «За передовую металлургию» от 6.02.1999 г. отмечался высокий профессионализм Зои Васильевны:

З.В. Волкова — вдумчивый, творческий человек, преподаватель с 23-летним стажем, мастер своего дела. Она формирует устойчивый интерес к своему предмету через внеклассную работу, и ее ученики занимают призовые места на городских олимпиадах.
Зоя Васильевна возглавляет школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Они ведут большую работу по празднованию пушкинского юбилея — 200-летия со дня рождения гениального поэта.


Пушкинский бал. 2011 год


Сергей Филатов в роли дворецкого, 11 класс. Пушкинский бал, 2010 год


Пушкинский бал. 2015 год


Пушкинский бал

В стенах школы прошел конкурс чтецов, в котором участвовали как учащиеся, так и педагоги. Проведенный в театрализованной форме: участники держали экзамен в лицее, представ пред авторитетной комиссией во главе с самим «Державиным», — конкурс выявил лучших. Двое из них — семиклассники Елена Чупеева и Дмитрий Суслов — были делегированы на областной, с которого привезли почетные грамоты.

Неоднократно высокая профессиональная деятельность Волковой З.В. была отмечена наградами на различном уровне. В 1996 году ей было присвоено почётное звание «Отличник народного просвещения».


Удостоверение «Отличник народного просвещения». 1996 год

В 2010 году педагогический коллектив школы № 16 выдвигает Зою Васильевну для участия в народной акции «Человек года», в номинации «Учитель года»:

<…> Главная задача педагога во все времена — сеять в душах детей «разумное, доброе, вечное». И всегда это была очень тяжёлая работа, потому что учитель для своих учеников должен быть безупречен. А легко ли это? Да и возможно ли?
Но ведь главное — стремление совершенствоваться, ошибаться, и сделав ошибку, достойно её исправлять, быть честным и открытым...
Таким вот нелёгким путём и идёт Зоя Васильевна по школьной стране уже 34 года.
А педагогическая стезя была «предопределена» ей в раннем детстве одним из ссыльных репрессированных, что жили тогда на станции Кумыш по соседству с семейством Рогожниковых. «Обязательно станешь учительницей!» — не раз повторял, смеясь, Иван Иванович Рублёв пятилетней Зое. Слова эти запали в душу, обрели силу мысли, которая стала привычной. Выходит, не зря.
Когда Рогожниковы переехали в Лысьву и Зоя стала ученицей 18-ой школы, здесь для неё произошла первая судьбоносная встреча. Её учительницей по русскому языку стала Вера Дмитриевна Шаркунова. Эта замечательная женщина вошла в жизнь школьницы как идеал учителя, друга, а дело, которому она служила, определило выбор будущей профессии.
Второй судьбоносной жизненной вехой здесь же, в 18-ой школе, стала встреча с будущим супругом — Владимиром Алексеевичем Волковым. Он преподавал старшеклассникам физику. Наверное, это тоже предопределение. Взаимопониманию и взаимоуважению в этой семье сегодня можно позавидовать. А рождённые в счастливом браке сыновья и дочь выросли, получили хорошее образование, стали самостоятельными и сегодня радуют родителей своими успехами, платя любовью за отеческое добро.
В ставшем теперь таким далёким 1976 г. Зоя Васильевна Волкова закончила Пермский пединститут и стала учителем. Сначала в школе № 13, а в 1978 г. пришла в школу № 16 и осталась в ней на 30 с лишним лет.


На последнем звонке. 1986 год

Лучшие профессиональные качества Зои Васильевны не замедлили проявить себя буквально в первые дни. В школе невозможно работать без добровольного самозабвения, нельзя без оптимизма, без трудолюбия, активности, инициативы... И совсем никак без огромного запаса доброты.
Наверное, молодые побеги этих основополагающих, не побоюсь сказать — педагогических, качеств когда-то и разглядел ссыльный Иван Рублев в маленькой Зое, предсказывая ей учительскую судьбу...
Уже через год работы молодого педагога назначили на весьма хлопотную и очень ответственную должность завуча по воспитательной работе (тогда должность именовалась «организатор внеклассной и внешкольной деятельности учащихся»).


Последний состав комитета комсомола школы. 1987-1989 гг.

Совмещать должностные обязанности организатора с функциями учителя- предметника, классного руководителя, а также домохозяйки, матери двоих детей, жены — это очень трудно. А успешно совмещать, говоря образно, высший пилотаж.
Дома порядок во всём — иначе не была бы женщина всегда столь ровной, доброжелательной, со светящимися внутренним покоем глазами и столь успешной в работе.
А в школе — масса дел: постоянный поиск эффективных методов обучения, уроки, проверка тетрадей, мероприятия, а также неравнодушие к результатам работы, трудолюбие, принципиальность, последовательность — и всё это лежит в основе профессионализма Зои Васильевны Волковой.
Ещё несколько лет назад Зоя Васильевна, как и большинство школьных учителей, была, пожалуй, напугана настойчивым требованием Министерства образования обязательного овладения компьютерной грамотностью. Ну привыкли мы за долгие годы по старинке обходиться подручным материалом. И страшновато начинать учиться и осваивать электронную технику. А сегодня Зоя Васильевна не мыслит ни одного урока без использования компьютера и всех его чудесных благ.
Её ученики успешно выступают на олимпиадах, научных конференциях, показывают высокие результаты на выпускных экзаменах. Четыре полных выпуска (с 5 по 11 кл.) на счету педагога. Зоя Васильевна испытывает гордость за большинство своих учеников, успешно ведущих сегодня свои «корабли» в бурном житейском море. Многие из них приходят сегодня к своему учителю со словами благодарности, а самое дорогое для него то, что бывшие выпускники приводят к любимому учителю своих детей, доверяя ему свою самую большую ценность. Знают, что Зоя Васильевна сможет окружить вниманием каждого ученика, а родителям, если понадобится, прямолинейно укажет на недостатки в воспитании ребёнка, научит...


Совещание организаторов воспитательной работы на базе «Сокол». Волкова З.В. стоит третья справа, 1982 год

Тернист педагогический путь. И не всегда всё было гладко. Принципиальность и бескомпромиссность учителя иногда бывают не всем понятны. Оказавшись однажды в спорной ситуации, Зоя Васильевна, что очень для неё характерно, не допустила суетности, а с мудрым достоинством, не пытаясь никому ничего доказывать, осталась на своей позиции. И время рассудило, расставив всё по своим местам. Удивление и восхищение вызывают чувство собственного достоинства, сдержанность и твёрдость характера этой невысокой, очень обаятельной, улыбчивой, открытой навстречу людям женщины.

Сегодня Зоя Васильевна — педагог высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, член управляющего совета школы. Достигнув пенсионного возраста, из школы она не ушла. Школу трудно без неё представить. К учительскому коллективу Зоя Васильевна относится по-семейному тепло и душевно. Помнит все дни рождения, поздравляет каждого тёплыми словами. Заботлива, но и взыскательна. Ведь она уже 10 лет возглавляет школьное методобъединение учителей русского языка и литературы. Это почётно и очень хлопотно. Кого-то другого здесь сегодня представить невозможно. Наверное, нет более заинтересованного, пунктуального и ответственного человека. Когда она ведёт школьное заседание методобъединения, поражает объём, актуальность и глубина информативности подготовленного ею материала. Ничего не навязывая, никого не поучая, Зоя Васильевна со свойственной ей простотой доводит до сведения, предлагает, советуется. Нам нравятся заседания ШМО с Волковой, потому что они всегда интересны, полезны и продуктивны, а ещё, потому что здесь, по традиции, прислушиваются к мнению каждого педагога, будь то стажист или молодой специалист.
Зоя Васильевна на протяжении многих лет оказывает методическую помощь молодым учителям. Посещает и разбирает их уроки, поддерживает, помогает словом и делом. Не было случая, чтобы она отмахнулась от чьей-либо просьбы. Никогда не забудет, что обещала найти нужную кому-то книгу. Найдёт и принесёт, и это не вызывает у неё досады. Потому что она хочет, чтобы у всех всё хорошо получалось: ведь дело-то общее! Зоя Васильевна уважает коллег и любит свою школу. Наша школа уже имеет свою историю.
Инициативу директора о создании школьного музея Волкова и поддержала первой. Она сразу перешла от слов к делу. Обратилась с просьбой к учителям-ветеранам поделиться воспоминаниями о работе, о коллегах, привлекла любознательных учащихся и вместе с ними начала собирать материал для музея. Под её руководством старшеклассники пишут и защищают исследовательские работы по истории родной школы.
С нашими учителями-ветеранами Зоя Васильевна всегда поддерживала тесный контакт. Не погрешу против истины, утверждая, что именно ей принадлежат как инициатива, так и основные усилия по организации работы школы со своими ветеранами.


Поздравление Ложкиной В.П. с 90-летием, 02.08.2018 г.
Слева направо: А.М. Парфёнова, З.В. Волкова, Н.М. Расторгуева, В.П. Ложкина, Е.В. Ворожеина, В.А. Волков

Чуткость, такт, искренность, уважение, доброта, сопереживание — именно эти качества Зои Васильевны лежат в основе подготовки каждого мероприятия для ветеранов, проходящего затем с неизменным успехом. Потому что уважение к старшим — один из лучших человеческих законов. В этом твёрдо убеждена Волкова.



Совершенно понятно теперь, почему Зоя Васильевна придаёт большое значение развитию лучших школьных традиций. Она как идейный руководитель словесников школы ежегодно планирует традиционные Дни русской словесности, посвящённые памяти любимого поэта А.С. Пушкина. Целую декаду вся школа от мала до велика участвует в разнообразных мероприятиях. А завершает праздник словесности наш знаменитый Пушкинский бал. С утра до вечера Зоя Васильевна в школе, она постоянно в гуще событий: во всё вникает, что-то добывает, с кем-то договаривается, кого-то убеждает... Если у кого-то что-нибудь не получается, то обращаться надо прямо к ней, это беспроигрышно, так как этот человек непостижимым образом всегда может помочь абсолютно во всем.


Семейные раритеты

Хорошо, когда рядом есть такой человек. Её оптимизм, нередко нужный как воздух, заряжает коллег доброй энергией. Рядом с ней стыдно делать свою работу плохо или жаловаться на усталость... Почему? Да потому что понимаешь, что Зоя Васильевна права в главном: надо любить и беречь посланное судьбой: семью, работу, учеников и вообще людей.
Хочется верить, что таких педагогов, как Зоя Васильевна Волкова, много. И они нужны в любом городе. Так что Лысьва, бесспорно, может ею гордиться.

Помимо воспитательных мероприятий Зоя Васильевна занималась и научно-практической деятельностью — интерес к истории лысьвенского образования удалось перенести и в учебные проекты:

Проектная и научно-исследовательская деятельность активно входят в жизнь учащихся школы № 16 с углублённым изучением отдельных предметов.
В течение года ученики, начиная с начальной школы, представляли свои работы. Темы исследований самые разные: от материала из школьных предметов до истории школы.
22 марта на одной из секций НОУ слушали работы по материалам из истории школы.


На научной конференции в техникуме. 2009 год

Авторы работ, ученицы 8 класса Аристова Ксения и Решетникова Елизавета, объяснили свой выбор темы просто: в 2011 году школе № 16 исполняется 75 лет (она начала свою деятельность в 1936 году в здании школы № 4, а в 1953 переехала в новое здание) и хочется рассказать современным ученикам о жизни школы в те далёкие годы.
«Учитель, перед именем твоим…» — так назвала свою работу Аристова Ксения. Для написания проекта ученица встретилась с учителями, которые проработали в школе много лет: с Козловой Ниной Васильевной, Сусловой Марией Кузьминичной, Поповой Тамарой Григорьевной, Пищальниковой Милой Герцевной, Рыжковой Екатериной Фёдоровной.


С победителями акции «История моей семьи — история Родины». Марьинская О.Я., Волкова З.В. 2010 год

Их воспоминания о школе, которая была для них единственной, поразили ученицу светлой яркостью впечатлений о коллегах, с которыми они работали, живостью рассказа об учениках и школьных традициях. Всё это отразилось в главах: «Они были первыми», «Учитель-легенда», «Они продолжили дело своих учителей».
«Они прославляют школу крылатой фразой» — такую тему проекта выбрала Решетникова Елизавета не случайно. Ученице близок мир поэзии, и она захотела рассказать о выпускниках школы, которые писали и пишут стихи.


Конкурс стенгазет

Это рассказ о Левине Ю., Веселковой Е., Кивелёвой В., Семёновой Е., Патрушевой Л., Мальцевой Д., Падерине В. Для успешного творчества необходимы способность, талант, хорошие знания русского языка и литературы, а ещё автор отмечает у всех активную жизненную позицию и умение преодолевать сложные жизненные ситуации.
Михалева Виктория (10 класс) собрала материал по теме «Горячая точка школы» о Сафонове Володе, выпускнике школы, погибшем в Чечне в 1995 году.
Все работы явились началом большого пути по созданию виртуального музея, для того чтобы каждому ученику была доступна история своей школы.

Отрадно отметить, что, находясь на заслуженном отдыхе, Волкова З.В. продолжает энергично трудиться на благо родной школы: является создателем и куратором виртуального музея школы, опекает ветеранов-педагогов, принимает активное участие в современной жизни школы, посещая и активно участвуя в школьных мероприятиях. Зоя Васильевна организовала и провела для учащихся школы выставку семейных раритетов.


Городской праздник музеев. 16 мая 2018 года


На городской конференции (слева: Т.Б. Галкина, директор городского музея; В.С. Лямзин, сотрудник музея; Волкова З.В.). 2012 год


Выставка семейных раритетов. 2015 год

Шатрова Маргарита Карповна, заслуженный учитель РСФСР, высоко оценила человеческие качества коллеги Волковой З.В.:

Зоя Васильевна Волкова (Рогожникова) — выпускница школы № 18 1972 года, ныне ветеран педагогического труда. Её тридцатишестилетний труд учителем русского языка и литературы отмечен грамотами и благодарностями, званием «Отличник народного просвещения». Она кумир для выпускников, которых учила, друг и соратник для коллег, хранитель истории МОУ «СОШ №16 с углублённым изучением отдельных предметов». С 2009 года собирает материал об истории школы № 16 в виртуальном музее и продолжает эту работу, находясь на пенсии.
Истинный друг ветеранов учительства, Зоя Васильевна близко к сердцу принимает интересы и заботу о пенсионерах школы, навещая их с добрыми помыслами и открытой душой.
Это неравнодушный человек. Она вложила своё сердце в создание городского проекта «Гордость земли Лысьвенской», организованного городской библиотекой. Зоя Васильевна упорно и настойчиво искала материал о первой Заслуженной учительнице Лысьвы Исаковой А.П. Собрала материал о семнадцати педагогах, внёсших значительный вклад в развитие образования Лысьвы.


Обложка к pdf-версии книги Шатровой М.К. «Мгновения школьной жизни»

Без Зои Васильевны не получилась бы и книга «Мгновения школьной жизни… К 55-летию школы № 18». Доброе сердце нашей выпускницы откликнулось на мою, сначала казалось, маленькую просьбу, но этот гигантский труд затянулся на 5 лет. Всё это время Зоя Васильевна вдохновляла, обрабатывала, печатала собранный материал, постоянно заботясь о моём состоянии здоровья.
Зоя Васильевна — жена, мать, бабушка. Она постоянно поддерживает жизненный тонус, занимаясь лыжами, ходьбой, а летом, конечно, садом; любит путешествовать по своей стране.
Она много читает, любит театр и музей. Совет ветеранов педагогов знает Зою Васильевну как организатора литературно-музыкальных гостиных, которые ежегодно проходят в ЦНМО.
В профессиональном содружестве Зоя Васильевна пользуется уважением, она авторитет и друг для выпускников и родителей школы №16, в которой проработала 34 года; близкая подруга для своих одноклассников по школе № 18, хранительница семейного очага, очень небезразличный человек в жизни.

В октябре 2021 года благодаря Зое Васильевне была открыта выставка в городской библиотеке, посвященная 85-летию школы № 16. Посетив её в преддверии Дня учителя, многие были искренне удивлены и восхищены тем, какую большую работу проделала Зоя Васильевна: изучение местной прессы 30-40-х годов прошлого века, встречи и беседы с родственниками педагогов и учениками школы первых лет её существования, сбор документов и предметов, имеющих отношение к истории школы. А как интересно и эмоционально обо всём этом рассказывала Зоя Васильевна! Подобные встречи в течение октября были организованы для педагогов и учащихся не только нашей школы, но и других учебных заведений.

О работе над выставкой, приуроченной к 85-летию школы № 16 рассказывается в газете «Искра»:

«<…> Так исторически сложи­лось, что школа № 16 многие десятилетия отсчитывала вре­мя с открытия нового здания на ул. Ленина — с декабря 1953-го, на долгие годы «забыв» пред­ыдущие 17 лет существования учреждения. Почему так слу­чилось, сейчас узнать трудно, но одна из выпускниц тех да­лёких лет как-то сказала: «Зна­ете, нам тогда построили такое красивое здание, каких больше не было в Лысьве! И, наверное, хотелось забыть всё плохое и жить совсем по-другому!».
Может, так оно и было, а может, причина не в этом, но факт остаётся фактом: были забыты очень важные време­на — с 1936-го по 1953-й, годы строительства и становления новой школы, войны и после­военного лихолетья. Решение восстановить историческую справедливость пришло ещё в дни празднования 65-летия образовательного учреждения, и сегодня с гордостью можем сказать: мы справились с этой задачей!


Возвращение к истокам истории школы № 16. Волкова З.В. и Кучумова И.В. 2021 год

А она была нелёгкой: при том, что наш школьный ар­хивариус Зоя Волкова уже со­брала немало материала о на­чале жизни «шестнадцатой», говорить о широком праздно­вании новой даты в условиях пандемии и строгих ограни­чений было очень сложно.
Тогда на помощь пришла го­родская модельная библиотека. В стенах этого учреждения бла­годаря Ирине Кучумовой мы смогли организовать выставку «Возвращение к истокам. Исто­рия школы № 16». Экспонаты искали всем миром: по сараям, чердакам, чемоданам и фото­альбомам, на дачах, в кладов­ках и гаражах, потому что 30-40-е годы прошлого столетия по человеческим меркам уже давнее время.
Очень помогли городской музей, предоставивший часть экспонатов, а также руково­дитель Юнармии школы Иван Ветошкин, который из лич­ной коллекции отдал пред­меты времён Великой Отече­ственной войны, найденные во время поисковых экспе­диций.


Поздравление ветеранов школы в городской библиотеке. 6 октября 2021 года

Выставка неожи­данно для всех получилась не только об истории 16-й шко­лы: она рассказывала о ста­новлении лысьвенской си­стемы образования в целом, об учительстве, о жизни в го­роде в те далёкие годы, о го­спиталях и об учёбе детей в период военного лихолетья. Оказалось, учителя часто пе­реходили из школы в школу. Были и настоящие открытия, когда по фотографиям педа­гогов других школ мы нахо­дили тех, о ком знали совсем немного — только фамилию и инициалы.
Отдельная тема — выпуск­ники, которым пришлось пой­ти на войну. Учитель истории Вероника Кравченко вместе с супругом Романом Нико­лаевичем отследили боевой путь 45 человек, ушедших на фронт. Но впоследствии ока­залось, что наши выпускни­ки по окончании семилетки продолжали учиться в школе № 3, фамилии некоторых из них есть на памятнике, по­свящённом ученикам, не вер­нувшимся с полей сражений. Значит, это уже наша общая история!
В рамках празднования 85-летия была подготовле­на ещё одна выставка - кар­тин художников-выпускников школы № 16. Сегодня мы с гор­достью можем сказать, что среди них есть самодеятель­ные художники, такие, как Г. Нессонов, М. Умпелев, В. Ширинкин, а также профессиона­лы А. Анисимова и В. Бартов, чьи картины сегодня находят­ся в частных коллекциях Пер­ми, Москвы, Санкт-Петербурга, а также за рубежом — в Герма­нии, Швейцарии, во Франции.
Классы работали по «Юби­лейному дневнику», и то был целый марафон мероприя­тий: «День учителя в стиле СССР», классные часы, встре­ча с выпускницей школы, ди­ректором Лысьвенского музея Ольгой Кожевниковой, мастер-классы от Анны Анисимовой, фестиваль поздравлений, тра­диционные Пушкинский бал и фестиваль песни.

Зоя Васильевна принимала активное участие в сборе материала для книги «Личность в истории Лысьвенского округа», написав о 17 педагогах, которые внесли значительный вклад в развитие образования Лысьвы. При её непосредственном участии было открыто имя первой Заслуженной учительницы города Лысьва Исаковой Анны Павловны и впоследствии установлена памятная мемориальная доска на здании школы № 3.

В 2021 году Волкова З.В. становится победителем городской акции «Человек года» в номинации «Хранитель истории».


Волкова З.В. — победитель в номинации «Хранитель истории». 6 февраля 2021 года

Педагогическая общественность безмерно благодарна Волковой З.В. за её большой вклад в сохранение памяти об образовании в нашем городе.

Распопова И.А., ветеран педагогического труда, директор школы №16 (2000-2009 гг.)

Источники:

  1. Материалы семейного фонда Волковой З.В.
  2. Фонды музея школы № 16