«Это был педагог от Бога!»
«Это был педагог от Бога! Самое главное — умел воспитать в каждом дух победителя. И те ребята, которые однажды открыли дверь в спортзал, уже не могли быть плохими людьми, и даже в дальнейшем, не связав свою жизнь со спортом, в своём большинстве они успешны во всех своих начинаниях».
Эти слова о Порохне Иване Григорьевиче сказала Ольга Леонидовна Хачатурян (Милюкова), директор Лысьвенского медицинского училища, Почётный работник среднего профессионального образования РФ, выпускница школы № 11.
Порохня Иван Григорьевич — учитель физкультуры. 1970 год
Иван Григорьевич родился в семье репрессированных. Его отец, Порохня Григорий Акимович, 1918 года рождения, как член семьи кулака был выселен из западного района Калмыцкой автономной области в 1931 году на основании решения особой комиссии Западного района Калмобласти на спецпоселение в Красновишерский район посёлок Парма Пермской области. Григорию было всего 13 лет, когда он оказался на поселении. Семья их, большая, работящая, воспитывала в детях любовь к земле, с ранних лет приучала к посильному труду. Такое воспитание и помогло выжить на спецпоселении, а впоследствии создать свою семью с Пелагеей Петровной Гребенниковой, тоже из репрессированных.
Свидетельство о рождении Порохни И.Г.
Справка о признании пострадавшим от политических репрессий.
Выдана Порохне Ивану Григорьевичу. Обратите внимание на пункт о месте жительства
Благодаря базе данных «Жертвы политических репрессий. Территория Пермского края 1918–1980 х гг.» Пермского государственного архива социально-политической истории, мы можем получить дополнительные сведения об отце Ивана Григорьевича — Порохне Григории Акимовиче. Место рождения — с. Яншалида, Ставропольский край, беспартийный, образование начальное. Работал в Красновишерском ЛПХ, Пармском лесопункте, грузчиком. 2 января 1938 года (в возрасте 20 лет) был арестован Чердынским РО НКВД по обвинению «шпионаж и диверсионная деятельность». Спустя 8 месяцев, 28 августа 1938 года, Григория освободили из-под ареста с формулировкой «дело прекращено за недоказанностью состава преступления» и, согласно документам, в этот же день реабилитирован УНКВД по Свердловской области. Необходимо отметить, что Григорий Акимович проходил по этому делу, уже имея статус репрессированного!
Пелагея Петровна и Григорий Акимович Порохни, родители. 1955 год, Лысьва
Максимова Александра Григорьевна, сестра Ивана Григорьевича Порохни, вспоминала о тяжелых условиях быта спецпоселенцев поселка Парма:
«Первое воспоминание у меня сохранилось с 1943 года. Я была в приюте. Все дети привязывались к стульчику с дыркой на сиденье, и так сидели круглые сутки. Мы не могли ходить: у всех детей был рахит. Кормили нас пюре, сваренным из картофельных шкурок. Мать ко мне не подпускали. Она работала в лесу на лесоповале. На всю жизнь запомнила ее частушку: "Надоели мне баранки, надоели коечки, еще больше надоели лесозаготовочки".
В детской группе нас было двадцать детей. К школе из них в живых остались всего двое. Одной из двух была я. Запомнилось, как мы плакали от голода, а молодая воспитательница во все горло орала песню, чтобы перекрыть наш плач...». <…>
<…> «Отца Григория Акимовича, который также как и мать Пелагея Петровна был из семьи кулаков, в 1937 году арестовали вторично. На Урал они попали в возрасте 13 лет. Они, как и я, ни в чем не были виноваты. Ни в том, что после Революции 1917 года получили землю на семью из 40 человек, что в семье были умельцы по металлу, ни в том, что вся семья с 9-летнего возраста работала по 16-18 часов в сутки на полях и подворьях со скотом. Семья кормилась и одевалась сама и кормила других. В семье была своя учительница Евдокия, свои пастухи, механизаторы, няни, кузнец».
Слева направо: Иван, Валентин, сестра Шура, 1950 год
В 1950 году семья перебралась в Лысьву, Григорий Акимович продолжал работать на лесоповале в районе Обманки. Подрастали дети: дочь Александра, сыновья Иван и Валентин. Иван учился в школе № 2, окончил 8 классов в 1955, в этом же году не стало мамы, Пелагеи Петровны. Иван как старший из сыновей помогал родителям, с детства дружил со спортом, занимался в секциях, но больше всего любил спортивную гимнастику. «Любовь к королеве спорта зародилась в 50-е годы, когда я увидел, как виртуозно владеют своим телом акробаты Пикулев П.И., Федоров С.Н., Милюков Л., занимавшиеся на базе дворца ЛМЗ», — вспоминал Иван Григорьевич.
Впоследствии, благодаря энтузиазму Порохни И. Г. и Пикулева П.И., ученики Градобоев А., Овчинников А., Трушников Б. и Торопов Ю., стали многократными призерами областных соревнований.
С 1957 по 1961 год Иван Григорьевич служил на северном флоте в Северодвинске.
На службе в Северодвинске. 1958 год
В дни службы на флоте. 31 мая 1960 года
После армии получил среднее образование в ШРМ-2, работал в Лысьвенском отделе милиции.
В 1965 поступил в Пермский государственный педагогический институт на факультет «Физическое воспитание». В течение учёбы в летний период работал в пионерских лагерях.
Порохня И.Г. — студент, инструктор в пионерском лагере. Второй слева
Команда волейболистов. К 40-летию Октября. 1957 год.
Ласточка. В пионерлагере
1966 год
Диплом Пермского государственного педагогического института
В 1969 году после окончания института Иван Григорьевич направлен в школу № 11 учителем физкультуры. Спортивная жизнь закипела: соревнования по игровым видам спорта, секции по баскетболу и волейболу. А самое главное — спортивная гимнастика!
Порохня И.Г. — пример для гимнастов, школа № 11. 1969 год.
Порохня И.Г. — кандидат в мастера спорта по гимнастике
В начале семидесятых в Лысьве был настоящий расцвет гимнастики.
В это же время в школе № 3 работал учителем физкультуры Король Н.Г., который тоже увлекался гимнастикой, и поэтому между двумя школами шло соревнование — кто лучше? Об этом писала местная газета «Искра» в заметке «На помосте – гимнасты»:
Еще один вид спартакиады закончился в прошлое воскресенье. Гимнасты города показывали свою ловкость силу и красоту в соревнованиях по спортивной гимнастике.
Спортивный зал школы № 11 радушно принял гостей на свой гимнастический помост. Эта школа, как и школа № 3 третий год специализируется на развитии спортивной гимнастики. Преподаватели физвоспитания Н.Г. Король (школа № 3) и И.Г. Порохня (школа № 11) — подлинные энтузиасты и мастера своего дела. Они сумели зажечь пристрастием много поклонников красивого вида спорта.
Соревнования по гимнастике. 1974 год. Фото из архива школы № 3
Первенство по гимнастике 1966-1967 гг. Фото из архива школы № 3
Вот и финал кропотливой работы, тренеров, который продолжался в течение двух дней. Хотя для участия в городских соревнованиях состав команд был ограничен— пять девушек и пять юношей — но тем не менее на парад выстроилось более 70 человек.
Программу соревнований первого дня открыли девушки. Все бесспорно считали, что лидерами соревнований станут команды школы № 11 и 3, так как там выступают опытные, зрелые гимнастки по первому и второму разряду взрослых.
Уверенно, спокойно и в основном ровно выступают на всех снарядах хозяева зала. Борьбу. в личном первенстве захватывает Нина Базыкина из школы № 11. Хорошо выступила гимнастка школы № 3 Лена Чагай (первый спортивный разряд). Невысокого роста, смуглая, гибкая, Лена пользуется симпатией зрителей — овации сопровождали ее на всех снарядах. Эта перспективная гимнастка в итоге двух дней борьбы, которые не обошлись и без падений, сумела удержаться на втором месте. Чемпионкой стала Нина Базыкина, которая впервые выполнила норматив первого спортивного разряда.
Елена Чагай — мастер спорта по спортивной гимнастике. Из музейного архива школы № 3
Елена Чагай — мастер спорта по спортивной гимнастике. Из музейного архива школы № 3
Елена Чагай — мастер спорта по спортивной гимнастике. Из музейного архива школы № 3
С полной отдачей сил, от снаряда к снаряду, набирая темп, отстаивали личное и командное первенство гимнастки второго спортивного разряда. По первому дню лидерство сохранила Н. Тудвасева из школы № 11. Ее подруга по команде О. Милюкова была грозным соперником, и второй день борьбы решил судьбы первого места — Оля Милюкова сохранила свое преимущество.
Весьма смело подготовилась к сражениям и уверенно выступала на всех снарядах Ира Стяжкина из школы № 11. Среди участниц соревнований по программе третьего разряда она стала победительницей. Н. Палкина заняла второе место.
Упражнения на кольцах. 1970 год. Фото из архива школы № 3
Не менее напряженная борьба развертывалась в юношеских разрядах, ведь оценки каждого члена команды шли в зачет, и любой срыв мог отбросить команду назад. Среди юных гимнасток победила Вера Мальцева из школы № 3, за ней соответственно удержались Нина Клопова и Вера Волегова, ученицы школы № 16. По второму юношескому разряду лучше всех выступила Лена Челпанова.
В итоге соревнований командную борьбу в течение двух дней возглавила сильная команда гимнасток школы № 3, на втором месте девушки школы № 11 и третье место у команды школы № 10.
Команда гимнастов школы № 3. Начало 1970- гг. Фото из архива школы № 3
У юношей по программе второго спортивного разряда разгорелась борьба за личное первенство между В. Гладких и А. Кирилловым из школы № 11. В конце концов В. Гладких ухолит вперед и удерживает лидерство за собой, приобретенное в произвольной программе. А. Кирилов становится вторым.
Неудержимо смело, весьма уверенно зарабатывает баллы в копилку своей команды С. Брагин, ученик школы № 11, выступающий по программе третьего разряда взрослых. В личном первенстве он остается непобежденным.
Солидный отрыв от команд восьмилетних школ имели гимнасты школы № 10. Юноши, выступающие по первому юношескому разряду В. Сидоров и В. Гайзулин заняли лидирующие позиции. Среди гимнастов второго юношеского разряда идут впереди П. Спирин (школа № 4) и А. Бачурин (школа № 13).
В общекомандном первенстве школа № 11 заняла первое место, второе — команда школы № 3, третье — школы № 16.
Хочется отметить, что в городе вновь зарождается школа гимнастики, правда небольшими шагами, но идет вперед. У каждой команды наблюдалось чувство ответственности за выступление своего коллектива. Гимнасты думают не только о собственных показателях, но и о команде в целом.
З. ЯЛОВЕГА
Юные гимнасты школы № 11: Милюкова О., Тудвасева Н., Гладких В., Кирилловы А. и Л., Стяжкина И., Базыкина Н., Брагин С., Кречетов П., Женин А. и Голомидов А. от снаряда к снаряду, набирая темп, завоёвывают личное и командное первенство. Все ребята выполнили норматив 3, 2 и 1 разряда. Гимнасты Ивана Григорьевича выезжали на областные соревнования, где подтверждали свои успехи.
Порохня Иван Григорьевич. 1978 год
После урока
В апреле 1973 года Милюкова О., ученица школы № 11, заняла 2 место в многоборье по 1 разряду на первенстве области по спортивной гимнастике среди молодёжи.
Оценивая большой вклад своего тренера Ивана Григорьевича Порохни в развитие спорта, Ольга Леонидовна Хачатурян (Милюкова) вспоминала:
В основе тренерского дара лежит дар чисто педагогический. Тренер видит в ребенке человека, уважает человека и умеет расположить к себе.
Перед ребенком человек в синем шерстяном — «мастерском»! — тренировочном костюме с белой полоской на воротнике. Он готов полюбить этого человека сразу и беззаветно, поскольку тот — сильный, ловкий и умеет научить быть смелым, ловким и успешным.
Как это гордо звучит: «Мой тренер!»
«Мой тренер считает» — это заповедь.
«Мой тренер велел» — это закон.
Спорт — дело добровольное, но если в 9-10 лет ребенок встречает такого тренера, он выбирает дорогу нелегкую, сопряженную с волевыми усилиями, с самоотречением, преодолением многих соблазнов. С маленьких побед над собой начинаются большие победы в жизни.
Спорт дисциплинирует юного человека, воспитывает в нем строителя и творца. Именно таким тренером был Иван Григорьевич Порохня.
Эти качества учителя гимнастики впитал в себя его ученик — Бачурин Александр, «заслуженный тренер России». Он покинул гимнастический помост второразрядником, но в полной мере реализовал себя как талантливый тренер.
Упражнения на кольцах. Бачурин Александр. 1970 год. Фото из архива школы № 3
Команда гимнастов. Стоит третий справа — Бачурин Александр. Начало 1970- гг. Фото из архива школы № 3
Он стал инициатором совмещения акробатики и спортивной гимнастики для наиболее полного раскрытия природных способностей детей. [Подробнее о биографии Бачурина Александра Ивановича можно почитать здесь: http://www.lysva-library.ru/lichnost/b/bachyrin/ — примечание редактора Кравченко Р.Н.].
Нужно заметить, что подобного взгляда придерживался и И.Г. Порохня. Посещая секцию спортивной гимнастики в школе № 11, его воспитанники одновременно посещали и секцию акробатики на стадионе под руководством Пикулева П.И.
Ребята любили своего тренера, учителя, классного руководителя, он был для них примером во всём. Не удивительно, что из той плеяды юных гимнастов четверо стали учителями физкультуры: Тудвасева Н.П. (школа № 16), Гладких В.К. (школа № 7), Базыкина Н. (г. Байкальск), Женин А. (г. Березники).
И.Г. Порохня со своими гимнастами. Женин А. и Кириллова Л. 1971 год
8 «В» класс, школа № 11. Классный руководитель — И.Г. Порохня. 1972 год
В 1972 Ивана Григорьевича назначили директором школы № 12. Наряду с преподавательскими заботами появились хозяйственные.
В 1975 году Порохня И.Г. перешёл в школу № 16 учителем физического воспитания. Именно в этот год началось строительство спортзала при школе, оборудованием которого занимался Порохня И.Г., а впоследствии с трудовым лагерем старшеклассников отстроили спортивную площадку около школы.
Память об этом событии сохранилась в заметке «Построили сами» (1985 г.):
Спортивный праздник, посвященный 200-летию города и завода, состоялся в средней школе № 16. Он проходил на новом стадионе, который учащиеся вместе с учителем физкультуры И. Г Порохней построили сами.
Открыли праздник директор школы Г. А. Андронов и заведующий гороно В. А. Волков. Флаг подняла юная физкультурница О. Ракова, ученица 6 «а» класса, участница областных соревнований «Старты надежд».
На поле выходят учащиеся 3 «а» класса. Они исполнили упражнения с веерами. Затем девочки с зонтиками под музыку песенки пешехода в исполнении В. Леонтьева выполнили танцевальные упражнения. Их сменили шестиклассницы, показавшие комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Потом была проведена круговая эстафета 10x150 метров. Среди 2-3 классов победил 3 «а» класс (учитель В. А. Кокарева). Среди 4-5 классов лучшим оказался 5 «б». Среди 6-7 — 6 «а» класс, победитель городских соревнований «Старты надежд». Даже начавшийся дождь не омрачил спортивного задора ребят.
Итак, новый учебный год начался. Вперед за здоровьем и рекордами!
М. ПИЩАЛЬНИКОВА
Иван Григорьевич ездил с учащимися в летние трудовые лагеря в Кын-завод. Под его руководством работает совет физкультуры в школе, организуя спортивно-оздоровительную работу среди учащихся.
Трудовой лагерь школы № 16 в Кын-заводе. 1983 год
Школа № 12. Стоит Усольцев В.Я. 1981 год
Коллектив школы № 16. 1977 год
Коллектив школы № 16. 1986 год
В учительской. Школа № 16. 1977 год
Какой мужской коллектив! Ившин И.А., Огородов А.К., Порохня И.Г., Серов, Стрельников. Школа № 16
Учителя физкультуры редко соглашаются на классное руководство, а Иван Григорьевич в 1979-1981 работал с 9-10 классом, а потом дали 5 «А» класс. Его воспитанники в течение трёх лет были победителями в городских соревнованиях по многоборью «Старты надежд». В 1984 году на областных состязаниях заняли 3 место. В 1985 класс Ивана Григорьевича стал победителем на марше «Салют, Победа!» к 40-летию Победы. Неудивительно, что в 1986 году в районном конкурсе «Лучший классный руководитель» Иван Григорьевич стал победителем.
10 «А» класс. Классный руководитель — И.Г. Порохня. 1981 год
6 «А» класс. Школа № 16. Классный руководитель — И.Г. Порохня. 1984 год
7 «А» класс — победитель на марше «Салют, Победа!». Школа № 16, 1985 год.
С сентября 1987 года Порохня И.Г. назначен директором восьмилетней школы № 4, а в 1989 он стал директором новой средней школы № 6, в которую перешёл учительский и ученический коллектив школы № 4. Работая директором, Иван Григорьевич умело руководил коллективом, был внимателен к коллегам. Активно поощрял учителей и учащихся, представляющих школу на городском уровне.
Порохня Иван Григорьевич. 1972 год
Иван Григорьевич никогда не стоял в стороне от общественных дел. Он активно участвовал не только в спортивных мероприятиях, но и в художественной самодеятельности, был председателем профсоюзного комитета.
Его работа отмечена грамотами и благодарностями городского и областного значения, но самая главная награда для него — это память о нём выпускников, коллег, друзей.
Встреча с одноклассниками,1996 год
Встреча со спортсменами-выпускниками. Мелехов Сергей справа. 2012 год
Когда-то давно, выбрав спорт, он определил дорогу жизни не только для себя, но и для будущих воспитанников. Мелехов Сергей, тренер по боксу, на встрече с учащимися школы № 16 (2012 г.), вспоминая своего учителя физкультуры, скажет:
«Иван Григорьевич стал для меня образцом: всегда строен, подтянут, опрятен, он даже своим внешним видом подчёркивал значимость физической культуры в жизни человека».
Порохня Людмила Александровна, учитель-ветеран школы № 18.
Волкова Зоя Васильевна, учитель-ветеран школы № 16.
Источники:
- Фонды музея школы № 16
- Фонды музея школы № 3
- Личный архив Порохни Л.А.
- База данных «Жертвы политических репрессий. Территория Пермского края 1918–1980 х гг. Порохня Григорий Акимович: https://www.permgaspi.ru/repress/index.php?id=7883
- «Плаха»: Воспоминания Максимовой Александры Григорьевны о жизни спецпереселенцев. Газета «Глазов — северная столица»
ОДЕРЖИМАЯ ПРОФЕССИЕЙ
«… Чтобы дети полюбили физкультуру, в школах должны работать такие учителя, как Владимир Дмитриевич, - одержимые своей профессией…» - написала она когда-то в городскую газету «Искра» о коллеге Владимире Абрамове. А вообще, эти слова, прежде всего, относятся к ней самой – бессменном в течение многих лет спортивном лидере школы № 16 – Миле Герцевне ПИЩАЛЬНИКОВОЙ.
ВСЕМ ПРИМЕР. Энергичная, улыбчивая, подтянутая, всегда в отличной спортивной форме, она оставалась таким вот одержимым фанатом физкультуры и спорта до последнего мгновения своей жизни. «Не ленитесь встать утром на час раньше и пробежать на рассвете посильное расстояние... Движение – это жизнь!» - неутомимо напутствовала М.Г. Пищальникова начинающих физкультурников и на заре своей учительской карьеры, будучи «глубоко» на пенсии. Она всегда была в гуще спортивного и физкультурно-оздоровительного движения в городе: судья и секретарь спортивных детских и взрослых состязаний разного масштаба, учитель, тренер, спортсменка.
СТАРТ В ПРОФЕССИЮ. «Мила Колманович (в замужестве Пищальникова) родилась 17 июля 1937 года в Белоруссии. В 1941-м четырёхлетней оказалась в детском доме города Осы Молотовской (Пермской) области. Эшелон, в котором их эвакуировали, попал под бомбёжку. Мила окончила осинскую восьмилетку после окончания которой поступила в Пермский техникум физической культуры и, получив красный диплом, продолжила обучение в Пермском государственном педагогическом институте на факультете физического воспитания и спорта.
В 1961 году она приехала в Лысьву и начала работать в школе № 5, а с 1 сентября 1962 - в школе № 16. Именно здесь 33 года она верой и правдой служила выбранной профессии. По воспоминаниям Милы Герцевны о начале трудовой деятельности в школе № 16: «Спортивного зала не было, уроки физкультуры проводились в приспособленном помещении школы на втором этаже. Проходили уроки на стадионе, в манеже, в бассейне, на школьном дворе. И только в 1976 году был построен спортзал в пристрое школы. В 80-е годы силами старшеклассников, педагогов и шефов из ЛПЦ-2 оборудовали школьный стадион».
За годы самоотверженной работы Мила Герцевна заслужила высокие звания отличника народного просвещения» и отличник физической культуры и спорта.
Мила Герцевна всегда была влюблена в свою работу и считала, что учитель физкультуры - это учитель здоровья, красоты и грации человеческого тела.
Она никогда не искала спокойной и размеренной жизни, всегда стремилась к новизне, к позитивным изменениям, используя разнообразные формы и методы в физкультурно-оздоровительной работе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самой первой в городе она стала проводить уроки ритмики, занятия по коррегирующей гимнастике. Многие ученики с помощью этих занятий избавились от начинающихся проблем с позвоночником.
Учитель Пищальникова вела в школе секции баскетбола, лёгкой атлетики и общей физической подготовки. На ней лежала ответственность за подготовку школьной команды для участия в городских соревнованиях.
ОСНОВАТЕЛЬ СПОРТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ. Благодаря её инициативе и энтузиазму в 16-й родилось много спортивных традиций: с 1964 года стали проводиться школьные туристические слёты, соревнования: «А ну-ка, мальчики, не подведут вас девочки!», «Папа, мама, я - спортивная семья», праздник вольных упражнений, «Лёд надежды нашей».
В школе развиваются лёгкая атлетика, гимнастика, лыжи и коньки, плавание, игровые виды спорта, в которых учащиеся школы занимают призовые места. Даже летний школьный лагерь называли - «Олимпия»! И каждое утро школьный стадион слышал слова: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!».
И действительно, на всех городских спортивных мероприятиях команда школы № 16 была в числе ведущих: в соревнованиях по футболу на приз «Золотая осень», «Золотая шайба», «Старты надежд», в эстафетах на приз газеты «Искра». В 1980-е годы ребята дважды принимали участие в финале областных игр «Зарница» и «Орлёнок».
Соревнования посвящались не только физкультуре, но и предметам весьма далёким от неё. По просьбе Серафима Золотова, завуча и учителя математики, она проводила соревнование для пятиклашек «Математический кросс».
Учебный год всегда начинался со спортивного праздника - проходил осенний легкоатлетический кросс. С 1988 года он посвящён памяти выпускника школы 1986 года, серебряного медалиста Равиля Шакирова, погибшего в горячей точке во время службы в армии.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Для поднятия авторитета физического воспитания в школе была продумана воспитательная работа с привлечением учащихся, работали комиссии ГТО, совет физкультуры, в каждом классе были физорги, которые проводили физкультминутки, часы здоровья, встречи с выпускниками-спортсменами.
Мила Герцевна - внимательный педагог, вела кропотливую работу по выявлению спортивных способностей детей. Заметив наиболее одарённых, направляла их в спортивную школу, а затем пристально следила за их спортивным ростом, находила для каждого слова ободрения и полезные советы.
Не случайно стали мастерами спорта выпускники школы Иван и Александр Пирожниковы, Михаил и Валерий Носковы, Ольга Бражникова (Кирякина), Юрий Хайрулин, Александр Счастливцев, Пётр Денисовский, Сергей Вотинов, Иван Филиппов.
В разные годы «по благословению» Милы Герцевны разные секции посещали как в школе, так и в ДЮСШ сотни детей. Практически все её ученики сдавали нормы на значок ГТО, имели разряды от первого взрослого до второго юношеского. Были учащиеся, которые и учились на «отлично», и успевали защищать спортивную честь не только школы, но и города.
ПРИМЕР ДЛЯ УЧЕНИКОВ И КОЛЛЕГ. «Походить на своего учителя - мечта многих ребят: научиться плавать и ходить на лыжах, стремительно прорываться и точно бросать мяч в кольцо при игре в баскетбол, грациозно выполнять гимнастические упражнения — всё это о Миле Герцевне», - так написал когда-то корреспондент «Искры» Николай Костылев.
Ещё бы! В арсенале спортсменки Пищальниковой - первый разряд по лыжам, второй - по лёгкой атлетике, третий - по баскетболу и гимнастике. Она чемпионка среди учителей по многоборью ГТО, лыжным гонкам и лёгкой атлетике. Нормативы по ГТО, как и следовало ожидать, сданы ею на «золотой значок».
По её стопам пошли более тридцати выпускников, ставшие известными спортсменами, учителями физической культуры. Мила Герцевна была замечательным методистом, в течение 15 лет возглавляя районное методическое объединение учителей физической культуры. В 1987 году участвовала в областном конкурсе «Учитель года» и стала лауреатом.
Она всегда считала: «Если школа выпускает в жизнь молодых людей не только грамотных и социально зрелых, но и физически закалённых, значит, такая школа справляется с поставленной задачей и работающие в ней учителя физкультуры являются профессионально состоявшимися специалистами. Такая школа была, есть и будет!»
Рядом с ней приятно было работать - она заражала своим оптимизмом и целеустремлённостью. Блестяще справлялась не только со спортивными делами, но и работала в профсоюзе, ездила с учащимися в Кын в лагерь труда и отдыха «Монолит» и всегда писала об успехах учащихся. Её многочисленные заметки о спортивных соревнованиях и спортсменах, публиковавшиеся в газетах «Искра» и «За передовую металлургию», дышали искренней любовью к подающим надежды и выдающимся юным и взрослым спортсменам, в особенности - её ученикам.
И на заслуженном отдыхе она не могла прожить и дня без спорта: постоянно участвовала и становилась победителем в соревнованиях разного масштаба в категории «ветераны», бессменно трудилась в судействе разных городских соревнований… « С «Искрой» у неё особые отношения. Двадцать три года она была бессменным судьёй легкоатлетической эстафеты на приз газеты. Мила Герцевна - настоящий кладезь спортивной информации. Она всё помнит: особенности забегов, имена лидеров, кто кого обошёл, у кого воли к победе не хватило, какие курьёзы в каком году случались. В день эстафеты голос «левитанши» будил округу Ленинского посёлка и подбадривал подходивших спортсменов», – писала об этой знаковой ипостаси бывшего учителя физкультуры журналист Валентина Кокшарова…
А ещё, будучи уже на пенсии Мила Герцевна Пищальникова вела секцию ОФП с учителями-пенсионерами (на общественных началах), посещала танцевальный клуб «Бодрость». Она считала себя счастливым человеком. Это счастье заключалось для неё в любви к профессии, выбранной раз и навсегда, в любви к детям.
Зоя ВОЛКОВА, учитель-ветеран школы № 16
(Текст дан в обработке и с дополнениями Марины Решетниковой. При подготовке материала использовались фотосканы заметок из газет «Искра» и «За передовую металлургию» разных лет. Оцифровка и перевод в текстовый режим – Роман Кравченко).
Использованные источники:
Фонды музея школы № 16