По следам пионерии

Любовь Александровна Каменских родилась 6 сентября 1937 года, в семье рабочего Шайдурова Александра Васильевича. В 1945 году поступила учиться в первый класс школы № 2, а в 1952 году окончила семь классов в школе № 13. После окончания семилетки, в сентябре 1953 года пошла работать в цех эмалированной посуды ЛМЗ, в этом же году вступила в ряды ВЛКСМ, а в 1958 году была принята кандидатом в члены КПСС, и уже в январе 1959 года являлась её членом. По путёвке горкома ВЛКСМ в феврале 1959 года пришла работать старшей вожатой в школу № 13, в 1961 году перешла в школу № 16. В 1968 году окончила Пермский педагогический институт, физико-математический факультет.


Каменских Любовь Александровна — основатель и руководитель штаба «Факел»


Любовь Александровна и Владимир Николаевич Каменских


Всегда вместе — Любовь Александровна и Владимир Николаевич Каменских

Любовь Александровна работала во Дворце пионеров и школьников с 1970 года методистом по пионерской работе, руководителем штаба «Факел», являлась секретарём партийной организации Дворца, изучала с ребятами и пропагандировала историю детского движения, участвовала в создании музея Дворца, была экскурсоводом по кружкам и музею, занимала должность методиста-архивариуса, создавала фонды по истории Дворца.


В пионерском музее Дворца пионеров и школьников


В пионерском музее Дворца пионеров и школьников


У дома пионеров и школьников


Субботник у Дворца пионеров и школьников


Слет старших пионервожатых. 1961 год


Пионерская вожатая Люба

Любовь Александровна — отличный организатор и талантливый педагог, умела увлечь детей интересным и полезным делом. Под её руководством работал поисковый штаб «Поиск», где ребята изучали историю пионерских лагерей. В 1989 году совместно с детьми провела большую поисковую работу к 40-летию пионерского лагеря «Уральский Артек».


Пионерский лагерь «Уральский Артек»


В походе


В здоровом теле — здоровый дух!


Городской штаб «Факел»


Городской штаб «Факел»


Штаб «Факел». Культпоход в театр


Штаб «Факел». Подготовка к Школе пионерского актива


Штаб «Факел». Подготовка к Школе пионерского актива

Любовь Александровна оказывала методическую помощь школьным пионерским организациям, клубам по месту жительства. Тесно сотрудничала со старшими пионерскими вожатыми школ, воспитателями клубов и классными руководителями.


Чествование ветеранов воспитанниками кружка «Вязание крючком»


Любовь Александровна — организатор традиционной выставки «Умелые руки не знают скуки»

Возглавляла в городе методическое объединение воспитателей клубов по месту жительства, где рассматривались вопросы по воспитанию детей, проводились семинары по психологии. Совместно проводились праздники: «Умелые руки не знают скуки», «Русский чай», «Праздник красоты и грации» и др. С 1992 года руководитель кружка «Вязание крючком».


лагерь «Салют»


Приём в пионеры. Дворец пионеров и школьников


Штабы «Искатель», «Факел», «Ровесник». 3 января 1984 года

Любовь Александровна награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 год), значком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1981 год), значками ЦК ВЛКСМ «Лучшая вожатая», «За активную работу с пионерами», «50 лет Всесоюзной пионерской организации». В 1985 году за долголетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».

Источники:

  1. Фонды музея ДДЮТ

Формулы души

Чернова (Аксенова) Инна Николаевна родом из Ульяновской области Барышского района села Жадовка. Отец, Аксёнов Николай Степанович, трудился на литейно-механическом заводе. Инне было 9 лет, когда не стало папы. Мама, Елизавета Петровна, одна поднимала троих детей, Инна — старшая. В Жадовке была семилетняя школа, в неё и пошла Инна в 1944 году, а в 1952 поступила в Ленинскую среднюю школу, расположенную в посёлке имени В.И. Ленина (недалеко от Жадовки).


Чернова Инна Николаевна — учитель математики и черчения. 10 класс, март 1954 года

Интересная запись в аттестате образца 1954 года: «Настоящий аттестат даёт его владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР».


Аттестат зрелости Аксеновой И.Н. от 27 июня 1954 года

По окончании школы в 1954 году поступила в Ульяновский педагогический институт на физико-математический факультет. При обучении ещё читали курс по черчению.


Первый курс института. Инна Аксёнова в первом ряду вторая справа. 1955 год


В общежитии. 3 курс. 1956 год

Получив диплом в 1959 году, по распределению попала в Лесо-Матюнинскую среднюю школу Кузоватовского района Ульяновской области. Преподавала математику в 5, 6 и 8 классах и черчение у восьмиклассников.

В 1960 году по семейным обстоятельствам переехала в Лысьву и была направлена в среднюю школу № 16 имени А.С. Пушкина. Сохранилась выписка из приказа о принятии на работу Черновой И.Н.:

По Лысьвенскому гороно от 18 августа 1960 г.
§ 1
ЧЕРНОВУ Инну Николаевну принять учителем математики в среднюю школу № 16 с 23 августа 1960 г.
Ставка: 690 руб. и 710 руб.


Выписка из приказа № 116 от 18.08.1960

Инна Николаевна получила хорошую методическую подготовку в институте. А в шестнадцатой школе она попала в добрые руки Елены Николаевны Маниной. Она любила свою профессию, прекрасно осознавая её предназначение. Программы менялись часто, но с 1 сентября учитель уже была готова работать по ним, т.к. в отпуске всё прорабатывала. Много занималась самообразованием.

Воспоминания дочери Оли:

«Мама постоянно была в школьной работе: проверяла тетради, писала планы к урокам, готовилась к факультативу. Иногда мама и Тамара Григорьевна Попова продумывали, как провести месяц математики в школе, составляли олимпиадные задания. Дома у нас была библиотека по педагогике. Ежегодно мама выписывала журналы «Математика в школе», «Воспитание школьников», «Семья и дети».


10 «А» класс. 1975 год


10 «Б» класс. 1979 год


8 «Б» класс. 1987 год


От выпускников школы № 16. 1979 год


10 «Б» класс. 1979-1980 гг.

Из аттестационного листа, подписанного директором школы Реутовой И.Г.:

«Каждому уроку предшествует большой труд: изучается методическая литература, продумываются самые разные способы для того, чтобы ученики поняли материал. Успеваемость до 99%, а 50% учащихся занимается на «4 и 5». Учащиеся хорошо выступают на городских и областных олимпиадах».

Инна Николаевна всегда жила интересами и делами класса и школы. Это способствовало тому, что её класс не имел второгодников, активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Она поддерживала тесную связь с родителями, очень тактично проводила индивидуальные беседы с ними. Спокойная, терпеливая, скромная, трудолюбивая, внимательная к людям, она была уважаема в коллективе. И не случайно её не раз избирали в местный комитет школы.


10 «А» класс. Классный руководитель — Чернова И.Н. в середине. 1967 год


8 «Б» класс. Чернова И.Н. первая слева. 1968 год


10 «А» класс. И.Н. Чернова вторая справа. 1970 год


10 «Б» класс. И.Н. Чернова — четвёртая слева. 1973 год


10 «Б» класс. Классный руководитель — И.Н. Чернова


8 класс. Чернова И.Н. и Пашова Н.П. 1977 год


10 «А» класс. Чернова И.Н. — во втором ряду вторая слева. 1986 год


Первомайская демонстрация. 1967 год

Педагогическая деятельность Инны Николаевны отмечена медалью «Ветеран труда», грамотами и благодарностями. Но самая большая награда для учителя — слова учеников, тех, кому ты посвятил свою жизнь.

«Всегда было интересно на уроках математики, потому что Инна Николаевна Чернова умела заинтересовать новым материалом, доступно объяснить сложную тему. Мы уважали её, а она любила нас».
выпускники 10 «А» класса 1986 года

Инна Николаевна получала много искренних благодарностей. Ученики 10- классов написали трогательное прощальное письмо:

Расставаясь на школьном пороге,

Мы признательность Вам выражаем.

За науку, советы, тревоги

Вам здоровья и счастья желаем.

Пусть нас в жизни встречает ненастье,

Круты будут дорог изгибы,

Вы учили нас трудному счастью,

И за это Вам трижды СПАСИБО.

Выпускники 10-х классов

Лысьва, 1979 г.

Дрягин С. посвятил стихотворение любимому учителю:

Отзвенел последний звонок

Дождь печальный по крышам стучит.

Вспоминая последний урок,

Наш учитель стоит и молчит.

Вспоминает наш бешеный класс,

Незаслуженные упреки…

Извините, пожалуйста, нас

Я уверен, Вы все поймете.

Пусть не скажем мы Вам «Спасибо»,

Здесь совсем неуместны слова.

Лучше искренно и откровенно

Поглядим друг другу в глаза.

И когда расставаться будем

Пусть не скажем красивых фраз,

Но зато никогда не забудем,

Как Вы нежно любили нас.

Пройдут годы. Придут другие,

Вновь за парты усядутся в ряд.

Только лица их молодые

С любопытством на Вас глядят.

Снова будут решаться споры,

Снова будут дарить цветы,

И увидев в глазах признанье,

Снова будете счастливы Вы.

Июнь 1978 года.

Ваш ученик, Дрягин С.


Педагогический коллектив школы № 16. Чернова И.Н. во втором ряду первая слева. 1962-63 учебный год


Елена Николаевна Манина и Инна Николаевна Чернова. 1964 год


Педагогический коллектив школы № 16. Чернова И.Н. в середине первого ряда. 1974 год


Педагогический коллектив школы № 16. Чернова И.Н. во втором ряду, четвёртая справа. 1976 год


Учителя школы № 16. Инна Николаевна внизу слева. Май 1977 года


В.А. Семёнова, Е.А. Казимова, И.Н. Чернова. май 1979 года


Педагогический коллектив школы № 16. Инна Николаевна в первом ряду, вторая справа. 1986 год


Педагогический коллектив школы № 16. Чернова И.Н. — во втором ряду вторая слева. 1983 год

Инна Николаевна из тех учителей, на которых держалась школа. «Негромкий», но очень умный и результативный педагог. Её отличали внимание и любовь к детям, сдержанность и спокойствие, умение просто и доступно объяснить сложный математический материал. Выпускники Инны Николаевны поступали в МГУ имени Ломоносова, в Институт стали и сплавов в Москве, в вузы Свердловска и Перми.

Благодарю Чернову Ольгу, дочь Инны Николаевны, за документы и фото из домашнего архива.

Волкова З.В.

Источники:

  1. Личный архив Черновой И.Н.
  2. Фонды музея школы № 16

«Спасибо за знания!»

В 2017 году Зоя Васильевна Волкова написала статью, приуроченную к юбилею учителя математики — Тамары Григорьевны Поповой:

«15 января Попова Тамара Григорьевна встречает прекрасный юбилей — 80 лет! Из них 50 лет отдано юным лысьвенцам, которых она учила и воспитывала. За свою трудовую деятельность Тамара Григорьевна была отмечена значком «Отличник просвещения СССР» и медалью «Ветеран труда», но главная награда от учеников: «Спасибо за знания!»


Попова Тамара Григорьевна — учитель математики. 1984 год

Биография Тамары Григорьевны — яркий пример того, как человек всю жизнь рос сам и поднимал других — коллег и воспитанников. Родилась в большой рабочей семье, в 1944 году пошла в школу № 1, а когда перешла в 3-ий класс, родители переехали и пришлось сменить коллектив. Так маленькая Тома оказалась в семилетней школе № 16 на улице Полярников в классе Королёвой Тамары Николаевны.

Тамара Григорьевна помнит всех , кто учил её с 5 по 7 класс: Данилевич Зинаиду Людвиговну — классного руководителя, преподавала немецкий язык; Михальчук Александру Петровну — директора школы, русский язык; Русских Нину Васильевну — учителя географии; Кустову Галину Константиновну — учителя математики; Тетерину Клавдию Васильевну — учителя биологии; Большакову Марию Степановну — учителя истории; Алёхина А.П. — учителя рисования; Ерпылёву Ираиду Кузьминичну — учителя физики. В её памяти осталась Бурылова Надежда Яковлевна — библиотекарь и Каменских Валентина Александровна — вожатая.


4 «Б» класс. 1983 год

Окончив семилетку в 1951 году, Тамара поступила в 8-ой класс средней школы № 3. Она проучилась только год, материальное положение семьи не выдержало платного обучения (150 рублей в год — в то время это большие деньги). Родители советовали поступить в лысьвенский техникум, но дочь уже выбрала свою дорогу. Пятнадцатилетняя девочка поступила в Кунгурское педагогическое училище и через четыре года окончила его, получив специальность «Учитель начальных классов». Тамара Григорьевна вспоминает:

«Учиться было трудно, но стипендию я получала всегда, знала, что дома родителям не легче».

После окончания училища в 1956 году она была направлена в Лысьву, в школу № 4 и сделала там один выпуск.


На уроке. Попова Т.Г.

Первого сентября 1961 года Попова Тамара Григорьевна пришла в школу № 16 и прожила в ней до 2006. Она заочно окончит математический факультет Пермского педагогического института, будет учиться у своих коллег, настоящим наставником станет завуч школы, математик Серафим Алексеевич Золотов.

У Тамары Григорьевны можно было многому научиться любому педагогу. На уроках дисциплина и порядок, чёткая организация деятельности, своевременная проверка и объективная оценка заданий, доступное объяснение сложного предмета — и всё это в энергичном темпе. Её требовательность и строгость сочетались с уважением к учащимся. А выпускники до сих пор гордятся математическими знаниями, произнося: «Я же у Тамары Григорьевны учился, а это прочно и навсегда!». Бессменный руководитель в течение 20 лет школьного методического объединения учителей математики.


8 «Б» класс. 1965 год. Первый выпуск Поповой Т.Г.


8 «Б» класс. 1970 год. Попова Т.Г.


10 «А» класс. 1972 год. Попова Т.Г.


Встреча выпускников 1972 года через десять лет


8 «Б» класс. 1975 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.


8 «Б» класс. 1981 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.


10 «А» класс. 1983 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.


8 «Б» класс. 1988 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.


8 «Б» класс. 1993 год. Попова Т.Г.

Её ученики трудятся во всех отраслях, но есть и те, кто стал учителем математики. Это Сычугова Е.В., Окунева Е.Л., Федосеева Л.И., Дуракова Ж.Ю., Вахлина Э., Андронова И.Г. и, вопреки матери, дочь — Попова Валентина. О ней напишет «Комсомольская правда» 23.08.2010 г. в Санкт-Петербурге.


Педагогический коллектив. 1962-1963 гг.


Внизу — Попова-Н.Д., сидят слева — Черткова Г.П., Михальчук А.П., Попова Т.Г., вверху — Таращук А.С. 1957 год


Команда учителей на стрелковых соревнованиях.
Слева — Бубнова З.В., Козлова Г.В., Шмелёва Н.И., Попова Т.Г., Пищальникова М.Г., 1977 год

На вопрос: «Почему стала учителем?» — она ответила так:

«Моя мама, Тамара Григорьевна, преподавала математику. Глядя, как любят её ребята, с каким уважением относятся взрослые, для себя решила будущее связать с педагогической деятельностью».
А дальше было самое сложное. Мама, узнав о моём решении, ударилась в слёзы. «Это очень тяжёлая профессия, которой нужно отдаваться без остатка все 24 часа в сутки», - говорила она мне. В итоге мне пришлось поступать в ЛИТМО на факультет квантовой электроники. После окончания института заветная мечта о педагогике не исчезла. И она всё-таки претворилась в жизнь. В 90-ые годы я пришла в 533 школу на должность завуча по общественно полезному труду, а потом, пройдя курсы, стала учителем математики.

Валентина Викторовна Бондарева (Попова) — кандидат педагогических наук, защитила диссертацию на тему «Метод практической психологии. Образовательный транзактный анализ». Думаю, что Тамара Григорьевна гордится своей дочерью, но вслух никогда об этом не скажет.


День учителя, торжественная часть в ДК ЛМЗ .1972 год. Попова Т.Г., в первом ряду первая слева

Она и о себе неохотно рассказывает, говоря, что ничего особенного не сделала. Хочу сказать, что любовь к математике уживалась с великолепным тонким творчеством: Тамара Григорьевна плела замечательные кружева, она прекрасно чувствует музыку и обладает красивым голосом, её пением можно заслушаться.

Тамара Григорьевна — душевный человек, выслушает и посоветует, пожурит и приласкает, её житейской мудрости хватает на большую родню в Лысьве и в Санкт-Петербурге, где двое внуков и пятеро правнуков.

В день юбилея хочется пожелать ей здоровья, долгих лет жизни, хорошего настроения, бодрости и оптимизма».

Волкова Зоя Васильевна, ветеран педагогического труда школы № 16

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16

Заслуженный учитель Республики

К 100-летию учителя математики, завуча старших классов, Золотова Серафима Алексеевича (16.04.1922–30.12.1981)

Учительница математики Трофимова Н.И. поделилась своими воспоминаниями в одном из выпусков "Искры":

Это был очень строгий и требовательный учитель. Его кредо в преподавании - ученик должен знать! И большинство его учеников действительно знали математику. Профессии большей части наших одноклассников были связаны с глубоким знанием математики. Николай Окулов закончил Уральский политехнический институт, работал в отделе главного механика ЛМЗ. Ирина Ерошина (Зенкова) трудилась в конструкторском бюро космических ракет в Москве. Владислав Шилов стал доктором технических наук, получил профессорское звание, работал в УПИ. Владимир Новосёлов - бывший директор одного из заводов в ту пору ещё Свердловска. Валентин Беляков работал в закрытом конструкторском бюро в Челябинске, Анатолий Микрюков занимал пост заместителя министра атомной промышленности Украины.
По стопам Серафима Алексеевича пошли многие его ученики. Математиками стали Людмила Цветова (Кудрина), Елена Петрова (Бурмасова), Валентина Третьякова (Лодвигова), Валентина Шуплецова, Людмила Орлова (Кандалинцева), Наталья Трофимова (Ганьжина). В 1954 году в Лысьве открылась школа № 16. Серафим Алексеевич Золотов был переведён в неё завучем. Сколько ещё замечательных людей, принесших славу школе и городу, выпустил этот талантливый учитель!

Серафим Алексеевич родился 16 апреля 1922 года в заводе Суксун Пермской области. Он — сын репрессированного священника Алексия, настоятеля храма Иоанна Богослова в Лысьве. Отца расстреляли в 1937.

Золотов Серафим Алексеевич - учитель математики


В 1941 году с отличием окончил математический факультет Пермского педагогического института. Активно участвовал в оборонной осоавиахимовской работе в первичной организации педагогического института, за что был отмечен грамотой Сталинского райсовета города Молотов в марте 1941 года.



В январе 1942 года направлен учителем математики в Юсьвенскую школу Пермской области. Учить детей лось недолго — в 1942 году призван на фронт. На воинской службе находился по июль 1946 года.

Согласно данным поискового сервиса «Память народа», приказом командования ВМАТУ имени Молотова от.6.09.1945 г., Золотов С.А. был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После демобилизации с августа 1946 года работал учителем, а потом завучем средней школы № 3 имени В.И. Ленина.


За работой. Фото 1948 года


С 1953 по 1977 год был заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №16 имени А.С. Пушкина.

На всех участках работы трудился добросовестно, с полной отдачей сил. Его отличительными чертами были трудолюбие и организованность, принципиальность, высокая требовательность к себе, постоянные поиски новых форм и методов обучения и воспитания. Ему были присущи личная скромность и простота, внимательное, уважительное отношение ко всем.

Прекрасный учитель математики, опытный методист, наставник, он делился своими знаниями, мастерством, прививая любовь к точным наукам, воспитал не один десяток учителей, известных в нашем городе: Орлова Л.В., Трофимова Н.И., Попова Т.Г., Расторгуева Н.М., Березаева Э.М., Третьякова В.А.



Серафим Алексеевич делится опытом методической работы


Коллеги очень высоко оценивали методическую работу Серафима Алексеевича:

Четкие, продуманные и разнообразные уроки у Серафима Алексеевича. И это от того, что он всегда в курсе всех новинок математической жизни. Большой мастер педагогического труда, он готов поделиться опытом с другими. На уроках С. Золотова коллеги по работе учатся его методике. Сам добрый и отзывчивый наставник. С. А. Золотов многих научил педагогическому мастерству.

Серафим Алексеевич активно участвовал в общественной жизни города, избирался членом горкома профсоюза работников просвещения.

За заслуги перед Родиной он был отмечен наградами:

1966 год – орден «Трудового Красного Знамени»

1970 год – медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Высокое звание «Заслуженный учитель РСФСР» присвоено в 1978 году.

Воспоминания учеников и коллег

Из воспоминаний учащихся первого выпуска 1964 года: Сибиряковой Г.А., Авриной З.М.:

«Золотов С.А. был учитель учителей. К нему мог обратиться каждый с любым вопросом. И на все вопросы он находил ответ. Мы про себя называли его «ходячей энциклопедией». Серафим Алексеевич был влюблен в свой предмет, давал прочные знания. Его любили ученики.

 



Из воспоминаний Н. М. Расторгуевой, заслуженного учителя РСФСР:

Он учил работать, постоянно посещал уроки коллег, а затем тщательно, тактично их анализировал. Советовал использовать на уроках новые приемы и методы, о которых порой первым узнавал из новинок методической литературы.

Из воспоминаний Н. И Трофимовой, ученицы Золотова С.А., учителя математики, ветерана педагогического труда:

«Я очень счастлива, что встретила на своем жизненном пути С. А. Золотова. Поражает количество его выпускников, закончивших престижные вузы Москвы и Санкт – Петербурга.
А его выпускники: Н.С. Окулова, Э.М Березаева, В.А Третьякова, Л.В. Орлова и многие другие работали учителями в школе №16»

выпускница 1959 года школы № 16, Людмила ОРЛОВА:

<…>Мы, выпускники 1959 года, были влюблены в Учителя, и не случайно многие из нас стали учителями математики. Впитав в себя все его прекрасные чело­веческие качества, его выпуск­ники воспитали новых учите­лей математики. Может ли быть более высокой оценка труда пе­дагога, чем многочисленные его последователи?!
<…>Мы гордимся, что учились у такого замечательного Учителя, любимого всеми нами! Послед­ние 20 лет (и даже больше) мы ежегодно встречаемся с одно­классниками и всегда вспо­минаем всех наших учителей. Помним их имена, отчества, фамилии, предметы, которые преподавал каждый из них. И, конечно, особое место в наших воспоминаниях занимает Серафим Алексеевич Золотов - золотой человек и Учитель, на­стоящий интеллигент, класс­ный специалист и профессио­нал. Дай бог каждому школьни­ку встретить на своём учебном пути такого мудрого педагога, как наш Серафим Алексеевич!

Выпускница 1967 года, техник СМУ-7, Л. Бабахина вспоминает:

В послевоенном сорок шестом году в среднюю школу № 3 пришел молодой учитель в военной гимнастерке — неторопливый, спокойный, но требовательный и принципиальный.
Ребятишки узнавали от него «секреты» математики. Он, как добрый волшебник, открывал перед ними чудеса. Самый трудный материал в изложении Серафима Алексеевича кажется доступным. Ход рассуждений педагога прост и логичен. Несколько минут разъяснений учителя —и ребята решают труднейшие примеры.
…Помню до сих пор большой разговор в школе. Мы, тогда ученики, спорили о том, как надо учиться. И тема была такая «Учись учиться». Вспоминаю, как говорил тогда с нами Серафим Алексеевич. Он на примерах из своей жизни, из личного опыта показал, что значит по-настоящему учиться, для чего нам в современной жизни нужны знания.
Сам Серафим Алексеевич окончил учебу в Пермском пединституте в суровом сорок первом. Получил диплом с отличием и... пошел на фронт. Он видел убитых детей и разрушенные школы. Но сквозь пороховой дым грезились светлые здания школ и счастливые детские лица.

Использованные источники:

Фонды музеев школ № 3 и №16

Материалы интернет-энциклопедии «Личность в истории лысьвенского округа»