Воспитание детей — дело государственное

Владимир Васильевич родился в г. Суксун Пермской области в семье рабочего. Жили в своём доме, отец, Василий Петрович, работал на механическом заводе, где изготовляли медицинские приборы и аппараты; мама, Арина Васильевна, — домохозяйка. В семье было двое детей: Мария 1927 года рождения и Володя. В 1937 он пошёл в первый класс в неполную среднюю школу (семилетка).


Максимов Владимир Васильевич — учитель истории и обществознания

Когда началась война, Володя уже был пятиклассником. Арина Васильевна пошла работать на оптико-механический завод, он был эвакуирован в Суксун из Витебска. «Мы, мальчишки, сожалели, что слишком поздно родились и на войну нас никто не возьмёт. Старались помочь взрослым, выполняя иногда непосильную для возраста работу» (из разговора с В.В. Максимовым).

Семь классов Владимир окончил в 1944 году. В 15 лет он поступил в Суксунское педагогическое училище на отделение «подготовка учителей начальных классов для школ первой ступени».


Суксунское педагогическое училище. 1940-1950-е годы

По окончании училища Максимов В.В. продолжает образование в Молотовском педагогическом институте на историческом факультете, куда он был зачислен на второй курс и окончил в 1950 с записью в дипломе: «учитель истории и обществознания средней школы».

После института направлен в Осинцевскую среднюю школу Кишертского района. Здесь зародилась семья. Людмила Григорьевна (13.10. 1931-20.12.1987) приехала по распределению из города Родники Ивановской области. Она прошла путь от воспитателя до заведующей детским садом. Здесь, в селе Осинцево, в 1952 году родился сын Александр.


На малой родине в Суксуне. 1970 год

В 1962 году Владимир Васильевич с семьёй приехал в Лысьву. Он был назначен директором средней школы № 11, а Людмила Григорьевна работала в школе № 17, а потом в школе № 4.

Из статьи Волкова В.А. «Хроника событий в народном образовании Лысьвы. 1978 – 2000 гг.»:

«Людмила Григорьевна Максимова, учительница обслуживающего труда школы № 4, на высоком методическом уровне проводит уроки. Знание программы, чёткая организация работы школьниц, увлечённость предметом, страстное желание научить каждого вкусно готовить пищу, красочно её оформить, конструировать и шить одежду. Знание и тонкое понимание психологии учеников, умение «заглянуть» в детскую душу, позволяют ей добиваться хороших результатов. Она большое внимание уделяет обучению школьниц правилам хорошего тона, воспитанию хорошего вкуса, вопросам эстетики одежды. Ученицы любят её уроки, по окончании школы многие стремятся овладеть профессиями сферы обслуживания».

За время, проведенное на посту директора, Владимир Васильевич провожает выпускников во взрослую жизнь — год за годом. Сколько таких выпусков было? Невероятное количество! Вот один из примеров:

Заканчиваются занятия в школах. Выпускники с вол­нением ждут начала экзаменов.Школа № 11 имени К. Д. Ушин­ского в этом году выпускает более 50 учеников. Вот они под музыку и аплодисменты входят в зал. По традиции на торжественной ли­нейке присутствуют родители, де­вятиклассники и ученики первых классов.


Школа № 11. Выпуск 1965 года


Школа № 11. Выпуск 1966 года


Встречаем рассвет после выпускного. Школа № 18. 1972 год


Школа №16. Последний звонок. 1979 год

Директор школы В. В. Макси­мов, мать одного из учеников, А. С. Беклемешева, ученица Лена Ши­хова поздравили выпускников с окончанием школы, пожелали им идти по жизни твердо, помнить о чести школы. Девятиклассники вручили своим старшим товари­щам значки. Каждый выпуск име­ет значки, отличные по форме от значков других выпусков. По ним можно узнать одноклассников.
Тепло поздравили своих воспи­танников учителя И. П. Постни­ков и В. Г. Оборина, которые учи­ли нынешних выпускников в пер­вом классе.
28.05.1968 г., школа № 11

Педагогический стаж Владимира Васильевича 36 лет, из них 30 лет на руководящей должности. В 50-80-е годы проходили постоянные реформы в образовании. Всеобщий охват восьмилетним образованием в пятидесятые годы, а в шестидесятые — переход к программе всеобщего среднего образования. Внедрение в школе производственного обучения и отмена его. Налаживание шефских отношений с производственными коллективами: это и профориентация, и помощь в оформлении школы, и помощь школьников шефам в уборке урожая, и связь с комсомольскими организациями предприятий.


Максимов Владимир Васильевич

В школах появились столовые с горячим питанием, а ответственность, конечно, лежала на директоре. А когда у школы не было центрального отопления, то кочегаром, порой, становился сам директор. На долю Максимова выпали школы с кочегаркой: 11, 17, 18.

Газета «Искра» активно печатает материалы об образовании в Лысьвенском районе. В этих статьях отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты. Лидия Сергеевна Щеткина, заведующая горОНО в 1968-1973 гг., подчеркивает важность развития городского образования:

XXIII съезд КПСС дал уста­новку на завершение к 1970 го­ду всеобщего десятилетнего обра­зования. И это вполне понятно. Выступая на Всесоюзном съезде учителей, Л. И. Брежнев говорил:
«В наш век объем знаний рас­тет стремительно — он удваива­ется в каждые восемь лет... В настоящее время в такой отрасли промышленности, как машино­строение, для 80 процентов спе­циальностей требуется подготов­ка в объеме техникума или пол­ной средней школы».
Переход к всеобщему образо­ванию — задача огромной госу­дарственной важности. Решая ее, органы народного образования под руководством партийных и совет­ских организаций провели значи­тельную работу.
За последние два года в нашем городе и районе расширена сеть средних школ. В частности, ре­организованы в средние школы № 17 и 18, а также Ломовская.


Директора школ. Слева направо: Козлов М.А., Резников С.С., Максимов В.В., Волков В.А.


Слева направо: Вшивков В.И., Максимов В.В., Максимова Л.Г., Рожкова Т.Д., Козлова Н.В., Рожков, Щёткина Л.С., Щёткин В.Г. Июнь 1972 года

Приняты определенные меры к созданию благоприятных условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Укреп­лена и учебно-материальная база. Лишь нынче школы получили различных пособий почти на двадцать тысяч рублей. 45 тысяч рублей израсходовано на приоб­ретение оборудования. Теперь в распоряжении многих педагогиче­ских коллективов имеются кино­аппараты, магнитофоны, проиг­рыватели, фильмоскопы, радио­приемники.
Положительно решается про­блема создания учебных кабине­тов. Нынче в этом направлении немало сделано учительским кол­лективом школы № 5, а в целом по городу оборудовано 42 каби­нета. Ведется подготовка еще пятнадцати кабинетов.
Второй год осуществляется пла­номерный переход на новые учеб­ные планы и программы. Прежде всего, совершенствуется урок как основная форма обучения и воспитания, повышается его на­учно-теоретическая и идейно-политическая направленность. Учителя начальных классов ведут подготовку к переходу на новые программы, рассчитанные на трех­летний (вместо четырехлетнего) срок обучения. В школах работает 60 факультативных курсов, ко­торые охватывают около тысячи учащихся.


На вечере встречи в школе № 18. 1993 год

Каковы же результаты первой четверти учебного года? Среди средних школ наиболее высокую успеваемость имеет школа № 18 (89,6 процента), а среди восьмилетних — школа № 10 (89,1 процента). Лучшие результаты среди начальных у школы № 7 (97 процентов). По сравнению с первой четвертью прошлого года несколько повыси­лась успеваемость в школах имени Н. К. Крупской, А. С. Пушкина и № 5.
Однако общие итоги четверти крайне неутешительны. Из 9093 учащихся вторых-восьмых клас­сов не успевает 1208, что состав­ляет три процента. Это значи­тельно хуже, чем было в прошлом году. Наиболее низкую успевае­мость дали школы № 4, 13, 15 и Невидимковская.
План приема в девятые классы выполнен лишь на 75,4 процен­та. К тому же наблюдается боль­шой отсев учащихся и значитель­ное второгодничество.
Чтобы выполнить требования восьмилетнего всеобуча, необхо­димо создавать группы продлен­ного дня. В наших школах их пока работает лишь одиннадцать. Этого явно недостаточно.


От выпускников школы № 16. 1979 год.


Спасибо школе № 16! 10 «Б» и учителя. В.В. Максимов за последним столом. 1979 год

В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса организована систематическая учеба директоров школ и их за­местителей. 104 учителя учатся заочно в педагогических инсти­тутах. Городским отделом народ­ного образования нынче проин­спектировано 32 школы.
Методическим центром в орга­низации внешкольной и внеклассной работы является Дом пионеров. Все знают, что он и детская музыкальная школа находятся в одном старом здании. В текущем году начато строительство музыкальной школы. Готовится техни­ческая документация на строи­тельство Дома пионеров.


Учителя на вечере встречи. Школа № 18. 1983 год


Школа № 18. 1992-1993 учебный год

В летний период работало 9 загородных пионерских лагерей, один городской лагерь, два — спортивно-трудовых и 14 лагерей труда и отдыха. В туристских по­ходах участвовало почти две с половиной тысячи школьников.
Не все хорошо в работе школь­ных интернатов, мало ещё про­является заботы о состоянии здо­ровья детей. В классах слабое освещение, во многих школах не организовано горячее питание. Из фонда всеобуча израсходовано на молоко 13 тысяч рублей.
Определенную материальную помощь оказывают шефствующие предприятия. Особенно заметна эта помощь от ЦЭС ЛМЗ, ТГЗ, ЖКО, инструментального и эма­лировочного цехов ЛМЗ. В то же время можно привести не мало примеров. когда руководители предприятий считают школу третьестепенным делом.
Наша задача сейчас состоит в том, чтобы принять решительные меры к повышению успеваемости, снижению отсева и второгодниче­ства, подготовке к всеобщему среднему образованию.
декабрь, 1968 г.

В заметке «Воспитание детей — дело государственное» были озвучены аналогичные выводы:

Состоялась конференция обще­ственности города по итогам смо­тра-конкурса совместной работы школы, семьи и общественности.С докладом выступила заведую­щая отделом пропаганды и агитации ГК КПСС А. Г. Дедова. Она отметила значение XXIII съезда партии, в решениях которого осо­бо подчеркнута необходимость не только создания материально-тех­нической базы коммунизма, но и воспитания нового человека, чело­века коммунистического общества.


Осенний кросс учителей в парке. 1972 год

Решающую роль в воспитании детей играет школа. Школа и учи­тель дают им научное объяснение закономерностей развития приро­ды и общества. Совместными уси­лиями школы, семьи и обществен­ности закладываются основы ком­мунистического сознания подро­стков. воспитывается коммунисти­ческое отношение к труду. Особен­но высокие требования школе предъявляются сейчас, в период научно-технического прогресса.
К концу пятилетки в основном предстоит завершить переход к всеобщему среднему образованию. Осуществление этой задачи явит­ся значительным шагом вперед на пути практического претворения в жизнь требований Программы партии.
В текущем учебном году в со­ответствии с решением областной конференции представителей об­щественности и бюро ГК КПСС в нашем городе проводился смотр- конкурс, задача которого состоя­ла в том, чтобы повысить уровень работы по коммунистическому воспитанию детей н подростков.


8 «Б» класс. школа № 16. 1980 год. Классный руководитель — Самоделкина М.И.


8 «Б» класс. школа № 16. 1981 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.

В школах города и района зна­чительно активизировалось воен­но-патриотическое и политическое воспитание учащихся. Более инте­ресно стали проходить массовые мероприятия. Значительно обога­тилась по содержанию работа пионерских в комсомольских орга­низаций. Подведены итоги треть­его Всесоюзного смотра «Сияйте, ленинские звезды».
Много сделано пионерами н комсомольцами города и района.
В ряде школ открыты ленинские музеи и комнаты.
В юбилейном году пионеры и комсомольцы изучали историю го­рода и заводов, проводили встре­чи со старейшими коммунистами — героями революции, граждан­ской войны и знатными рабочими.
В большинстве школ города прошли смотры строевой песни и военные игры. В честь дня рожде­ния В. И. Ленина и пионерской организации ребята собрали более ста тонн металлолома. 19 мая в присутствии представителей всех школ в мартеновском цехе прове­дена пионерская плавка. В шко­лах № 3, 10, 15, 16, 17, 18 состоял­ся смотр детских талантов.


8 «В» класс. школа № 16. 1980 год. Классный руководитель — Худайбердина Р.У.

Два раза в году подводятся итоги социалистического соревно­вания школ. По последним ито­гам победителями вышли школы № 11 (директор т. Максимов), 10 (директор т. Кремлев) и № 1 (ди­ректор т. Гвай).
Среди предприятий города по условиям смотра-конкурса первое место присуждено коллективу ме­таллургического завода, второе— чулочной фабрике.
Интересно был организован летний отдых в школе № 11. В двух трудовых лагерях отдохнуло 132 ученика. Было создано пять площадок по месту жительства учеников.
Ученики школы № 5 работали в совхозе Киргизской ССР, а на за­работанные деньги поехали на озеро Иссык-Куль.
Почти во всех школах организо­ваны однодневные и многоднев­ные походы. Вдохновителем всей туристской работы стал учитель А. А. Карякин.
Но вместе с этим в деятельно­сти школы, семьи и общественно­сти по воспитанию детей есть и серьезные упущения. Только этим можно объяснить снижение успе­ваемости.


10 «А» класс. школа № 16. 1979-1980 учебный год


10 «Б» класс. школа № 16. 1979-1980 учебный год


10 «Б» класс. школа № 16. 25 мая 1980 года


10 «А» класс. школа № 16. 1982 год

Нет никакой определенной си­стемы в работе с детьми в совхо­зе «Лысьвенский», СМУ, ЖБК № 6, хлебокомбинате, пивзаводе и леспромхозах. Здесь парторга­низации не занимались воспита­тельной работой, не требовали с профсоюзных организаций и дет­ских комиссий отчета о работе по воспитанию детей и подростков. При завкоме ТГЗ был создан орг­комитет по проведению смотра во главе с т. Михеевым, но он почти ничего не делал.
Основной задачей партийных, комсомольских, профсоюзных ор­ганизаций и всей общественности города и района в настоящее время является воспитание подра­стающего поколения. А эту задачу можно решить только совмест­ными усилиями школы, семьи и общественности.
Об этом говорили не только до­кладчики, но и выступившие в прениях директор школы № 10 Ф.3. Кремлев, прокурор города В. И. Новокрещенов и другие участники собрания.
Участники конференции едино­гласно приняли обращение ко всем трудящимся.
газета «Искра», 14.03.1968 г.

Мощный импульс получило школьное самоуправление — бурную деятельность развили молодежные комитеты:

Администрация нашей школы и учителя во всем советуются с комитетом комсомола. Девиз членов ВЛКСМ: «Не согласен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, знаешь сам — научи других».
Вся работа комитета строится по секторам, во главе которых стоят бригадиры. От каждого класса в сектор выбрано по одному-двум ученикам. Планы составляют сами ребята, а командир отчитывается на комитете комсомола.


50 лет со дня присвоения пионерской организации имени В.И. Ленина.
Вверху справа — В.В. Максимов, Л.С. Щёткина, С.С. Резников. Январь 1974 года

Большую работу проводит комитет комсомола с неуспевающими, в школе часто объявляются дни без двоек. В «Молниях» ребята извещают об итогах таких дней, отмечают отличившихся. И мы можем сказать, что положительные результаты есть. В школе всего 126 комсомольцев и только один из них не успевает.
Сейчас деятельность комсомольцы направили на то, чтобы достойно встретить 50-летие ВЛКСМ. Мы хотим удержать в своих руках знамя, которое нам вручили как победителям в комсомольских делах.
Л. Булдакова, старшая пионервожатая школы № 11 имени К.Д. Ушинского

В 1960-е годы появляются летние трудовые лагеря для старшеклассников, создаются летние городские лагеря, развивается школьный туризм.


Трудовой лагерь в Осинцево

Палкина Валентина Владимировна, руководитель туристского клуба «Дорога», высоко оценивала деятельность городского образования:

Отец, Палкин Владимир Дмитриевич, не имеет никакого отношения к учительству. А вот мама, Палкина Татьяна Геннадьевна, всю жизнь посвяти­ла педагогике. Попрощавшись со школьной скамьёй и получив аттестат зрелости, подала документы в Пермский государственный педагогический инсти­тут. Что повлияло на её выбор профессии? Навер­ное, был очень сильный пример для подражания. Мама вспоминает самых авторитетных школьных учителей — литератора Г.И. Красильникову, мате­матика Н.И. Трофимову, историка В.В. Максимова. Вспоминает, как интересна была школьная жизнь: трудовой лагерь "Бригантина", всевозможные кон­курсы, занятия в кружках, смотры художественной самодеятельности... Не возникает удивления, почему хотелось работать здесь, в школе, почему хотелось походить на любимых учителей.

Шатрова Маргарита Карповна, завуч школы № 18 в 1962-1991 гг., так характеризует деятельность Максимова В.В. на посту директора школы № 18:

«В школе № 18 Максимов В.В. поддерживал развитие туризма и сам охотно отправлялся с выпускниками в поход по родному краю. При его содействии был организован трудовой лагерь в посёлке Осинцево Кишертского района.»

О том, с каким волнением встретили учителя и ученики школы № 18 нового директора, рассказал в заметке «В добрый путь, друзья!» внештатный корреспондент «Искры», Котельников Павел Иванович:

«В средней школе № 18 торжественная линейка проходила в спортивном зале. Волнуются и учителя, и ученики, и родители.
Директор школы Максимов В.В. открывает торжественную линейку. Он новый человек в этой школе и, вполне естественно, с особым вниманием учащиеся слушают его слова.
Владимир Васильевич говорит о том, что школа прошлый учебный год окончила с низкой успеваемостью. Вот почему, говорит директор, накануне 50-летия Ленинского комсомола, в преддверии 100-летия со дня рождения В.И. Ленина необходимо коренным образом перестроить всю работу по-новому. Сделать всё, чтобы школа стала лучшей в городе».
5 сентября 1968 г.

Владимир Васильевич сдержал слово. Школа № 18 стала лучшей — в 1973 году она одержала победу в социалистическом соревновании среди школ города.


8 класс. Школа № 18. 1968 год


8 «В» класс. Школа № 18. 1969-1970 учебный год


10 «Б» класс. Школа № 18. 1969 год. Классный руководитель — Фалина В.И.


10 «А» и «Б» классы. Школа № 18. 1971 год


10 «А» и «Б» классы. Школа № 18. 1972 год


10 «А» класс. Школа № 18. 1983 год. Классный руководитель — Каменских Л.Н.


Школа № 18. 1986 год

Появилось шефство не только со стороны производственных коллективов над школами, но и городские школы стали шефствовать над сельскими. Л. Оборина, О. Пашова, А. Неволин, ученики школы № 11 имени К. Д. Ушинского, поделились своими впечатлениями:

Наша подшефная школа — Но­ворождественская. Пионеры клу­ба «Затейник» школы № 11 со­брали для сельских ребят тысячи книг, подготовили концерт и пое­хали. Нас приняли очень хорошо. Состоялась товарищеская встреча по волейболу.
Сейчас ждем пионеров сельской школы к себе в гости.
15 февраля 1968 г.

В 70-е годы появились творческие отчёты школ перед учителями города и района. Именно такая педагогическая встреча прошла в школе № 18.


Творческий отчёт школы № 18. В.В. Максимов — директор школы, А.К. Щукина (инспектор горОНО),
Л.С. Щёткина (заведующая горОНО), Тихонова Л.К.(представитель горкома партии). 1973 год

В конце 70-х в школы пришла первая аттестация учителей. Максимов В.В. работал в это время директором школы № 16. В 1982 он ушёл только на преподавательскую работу.

36 лет Владимир Васильевич служил образованию. Преподавание истории и обществознания уживалось с директорскими обязанностями. Более того, он с большим удовольствием шёл на уроки, чем на совещания. Это был очень эрудированный учитель, всегда в курсе всех важнейших событий в стране и за рубежом. Предмет серьёзнейший, но как увлекательно он мог рассказывать об исторических событиях, увязывая их с современностью. Его выпускники на экзаменах показывали хорошие знания.

Владимир Васильевич пользовался огромным авторитетом — как директор, учитель и просто человек. Будь то поздравление с юбилеем или слова благодарности — все было наполнено безграничной любовью и признательностью. Только взгляните на эти великолепно оформленные поздравления!

А Эрих Адольфович Домке вообще оказался оригинальнее всех. Он отправил поздравление из Молдавии — г. Бендеры. В стихотворной форме!

Владимир-свет-Васильевич,

Скажи, мой дорогой,

Пошто в тебя влюбленный

Сегодня я такой?

А потому влюбленный я

И потерял покой,

Что нынче ты справляешь

Юбилей свой золотой.

Когда мужчине пять с нулём,

Ему завидуют кругом:

Ведь в пятьдесят — все знают то —

Мужчина — юноша еще.

Тебе сегодня посылаю

Сердечный, пламенный привет

И в день рождения твой желаю:

Здоровья — да! Болезни — нет!

Счастливым будь и процветай,

Режим питанья соблюдай,

И проживешь — сомненья нет —

До ста пятидесяти лет!

Гласит пословица не зря,

Что шапка Мономаха тяжела.

За все на белом свете

Директора в ответе:

Всеобуч, лагерь, крыша, свет,

Ремонт, канализация,

Процент и мебель, туалет

И профориентация…

Так стой же крепко у ветрил,

Пока работать хватит сил,

Усталости не зная, на годы невзирая!

За город наш, за твой банкет

Я пью «Молдавии букет»,

«Фетяску», «Херес», «Кабернэ»,

«Мадеру» и «Алиготэ».

Коллеги мои милые,

Я вас прошу: поверьте,

Что с вами жить в разлуке,

Ей богу, хуже смерти…

Пою Уралу славу я!

Забыть его — великий грех.

Хороша страна Молдавия,

А Россия — лучше всех!

…Писать стихи нет больше сил,

Три дня не ел я и не пил…

Люблю. Целую. Твой всегда

Коллега Домке Эрих А.

город Бендеры, июнь 1979 года


Поздравление с 50-летним юбилеем от Домке Э.А.

Почетная грамота к 55-летию


Благодарность от выпускников 10 класса школы № 16. 1979 год.

Коллеги, родители, выпускники отмечают его позитивность, демократичность в поведении с учащимися, умение поддержать разговор, дать совет. Всегда был прост, честен, прям и твёрд. Жизнерадостный, открытый, улыбчивый, он быстро располагал к себе людей, в кабинет к нему шли без страха и робости, зная, что он поймёт. Широта его души, простота характера, добрый юмор остались в памяти коллег и учащихся.

Источники:

  1. Фонды музеев школ № 11, 16, 18

Влюбленная в историю

Суслова Мария Кузьминична родилась в крестьянской семье в селе Аксёл Мордовской АССР (до 1917 года село носило название «Рождественское»). Рождественская школа была открыта в 1898 году для сельских ребятишек, с 1933 — это школа крестьянской молодёжи, а с 1939 — средняя школа для детей с 8 лет. Именно её и окончила Мария Кузьминична в 1949 году. С детства мечтала быть учителем начальных классов, но в старших классах влюбилась в историю. Предмет преподавал учитель, прошедший Великую Отечественную войну.


Суслова Мария Кузьминична — учитель истории

Из воспоминаний Марии Кузьминичны Сусловой:

«Мне казалось, что нет ничего интереснее истории. Я сразу после школы поступила в Темниковский Государственный Учительский институт Мордовской АССР и окончила его в 1951, получив звание «Учитель семилетней школы по специальности «история».


Копия диплома Игошевой М.К.

Игошева Мария Кузьминична после окончания института по распределению в 1951 году приехала в Лысьву и была определена в школу № 16 (ул. Полярников 7).

В декабре 1953 года открыто новое здание школы № 16 (ул. Ленина 36). Мария Кузьминична понимала, что для обучения учащихся в школе-десятилетке её Учительского института маловато. Она любила свою «непредсказуемую историю» и в 1955 году поступила в Пермский государственный университет на исторический факультет (заочно), а в 1960 получила диплом о высшем образовании.


Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Игошева во втором ряду, четвёртая справа. 25 мая 1956 года


Новый год в школе. М.К. Игошева в середине первого ряда. 1959 год


Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Суслова — в третьем ряду, первая справа. 1976 год


Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Суслова — в первом ряду вторая справа. 1977 год


Педагогический коллектив школы № 16. Суслова М.К. в первом ряду первая справа

В трудовой книжке Марии Кузьминичны одна единственная запись от 15.08.1951 года: принята учителем истории в школу № 16. Тридцать семь лет проработала она в нашей школе. Награждена медалью «Ветеран труда», её педагогическая деятельность отмечена Грамотами и благодарностями.

Из аттестационного листа:

«Учитель-стажист, прекрасно знает свой предмет, использует новые формы и методы в работе для активизации умственной деятельности учащихся. Организовала работу лекторской группы старшеклассников. Учащиеся 9-10 классов еженедельно проводят в классах политинформации о событиях в стране и за рубежом. Очень интересный был цикл бесед по истории родного края.
Имеет большой опыт классного руководителя, тесно работает с родительским комитетом, привлекает родителей для проведения классных часов по профориентации, экскурсий, туристических походов. Именно так формируется взаимопонимание школы и семьи.
Принимает активное участие в общественной жизни школы: избиралась секретарём партийной организации школы, заместителем секретаря парторганизации, членом местного комитета профсоюза».


6 класс. М.К. Игошева — в первом ряду пятая слева. 1958 год


8 «Г» класс. М.К. Игошева в середине первого ряда. 1958 год


8 «Б» класс. Классный руководитель — Суслова М.К. 1968 год


10 «Б» класс. Классный руководитель — Суслова М.К., в первом ряду пятая справа. 1974 год


10 «Б» класс. М.К. Суслова — вторая справа в первом ряду. 1985 год

Выпускники тепло вспоминают об уроках Марии Кузьминичны, насыщенных интересным материалом: «всякие были ситуации, но тонкий юмор учителя помогал достойно выйти из них и успешно заниматься историей»; «когда мы активно работали на уроке и оставалось время до звонка, Мария Кузьминична читала нам книги с интересными историческими событиями. Такие книги потом хотелось прочитать».


М.К. Игошева первая слева. 1956 год

Выйдя на пенсию, Мария Кузьминична по возможности выручала школы, которые нуждались в учителях истории. Выбирала школы, которые были ближе к её адресу проживания, так как после автоаварии не могла ездить на транспорте.

Я часто навещала Марию Кузьминичну, видела отлаженный режим дня, который всегда начинался с сорокаминутной зарядки. Главная черта её характера — оптимистичный взгляд на жизнь, своеобразная энергия души и отношение ко всему с лёгкой долей юмора.


Ветераны. Слева направо: Суслова М.К., Казакова Ю.А., Капустина Н.А., Переладов В.Г., Переладова Л.А., Ложкина В.П., Парфёнова А.М. 2003 год

Она поддерживала связь с выпускниками и коллегами, много читала. Однажды Мария Кузьминична сказала: «Я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Интернетом для нас было чтение книг, в основном по предмету, — это наше самообразование. Учитель всегда должен идти впереди учащихся».

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16