Воспитание детей — дело государственное
Владимир Васильевич родился в г. Суксун Пермской области в семье рабочего. Жили в своём доме, отец, Василий Петрович, работал на механическом заводе, где изготовляли медицинские приборы и аппараты; мама, Арина Васильевна, — домохозяйка. В семье было двое детей: Мария 1927 года рождения и Володя. В 1937 он пошёл в первый класс в неполную среднюю школу (семилетка).
Максимов Владимир Васильевич — учитель истории и обществознания
Когда началась война, Володя уже был пятиклассником. Арина Васильевна пошла работать на оптико-механический завод, он был эвакуирован в Суксун из Витебска. «Мы, мальчишки, сожалели, что слишком поздно родились и на войну нас никто не возьмёт. Старались помочь взрослым, выполняя иногда непосильную для возраста работу» (из разговора с В.В. Максимовым).
Семь классов Владимир окончил в 1944 году. В 15 лет он поступил в Суксунское педагогическое училище на отделение «подготовка учителей начальных классов для школ первой ступени».
Суксунское педагогическое училище. 1940-1950-е годы
По окончании училища Максимов В.В. продолжает образование в Молотовском педагогическом институте на историческом факультете, куда он был зачислен на второй курс и окончил в 1950 с записью в дипломе: «учитель истории и обществознания средней школы».
После института направлен в Осинцевскую среднюю школу Кишертского района. Здесь зародилась семья. Людмила Григорьевна (13.10. 1931-20.12.1987) приехала по распределению из города Родники Ивановской области. Она прошла путь от воспитателя до заведующей детским садом. Здесь, в селе Осинцево, в 1952 году родился сын Александр.
На малой родине в Суксуне. 1970 год
В 1962 году Владимир Васильевич с семьёй приехал в Лысьву. Он был назначен директором средней школы № 11, а Людмила Григорьевна работала в школе № 17, а потом в школе № 4.
Из статьи Волкова В.А. «Хроника событий в народном образовании Лысьвы. 1978 – 2000 гг.»:
«Людмила Григорьевна Максимова, учительница обслуживающего труда школы № 4, на высоком методическом уровне проводит уроки. Знание программы, чёткая организация работы школьниц, увлечённость предметом, страстное желание научить каждого вкусно готовить пищу, красочно её оформить, конструировать и шить одежду. Знание и тонкое понимание психологии учеников, умение «заглянуть» в детскую душу, позволяют ей добиваться хороших результатов. Она большое внимание уделяет обучению школьниц правилам хорошего тона, воспитанию хорошего вкуса, вопросам эстетики одежды. Ученицы любят её уроки, по окончании школы многие стремятся овладеть профессиями сферы обслуживания».
За время, проведенное на посту директора, Владимир Васильевич провожает выпускников во взрослую жизнь — год за годом. Сколько таких выпусков было? Невероятное количество! Вот один из примеров:
Заканчиваются занятия в школах. Выпускники с волнением ждут начала экзаменов.Школа № 11 имени К. Д. Ушинского в этом году выпускает более 50 учеников. Вот они под музыку и аплодисменты входят в зал. По традиции на торжественной линейке присутствуют родители, девятиклассники и ученики первых классов.
Школа № 11. Выпуск 1965 года
Школа № 11. Выпуск 1966 года
Встречаем рассвет после выпускного. Школа № 18. 1972 год
Школа №16. Последний звонок. 1979 год
Директор школы В. В. Максимов, мать одного из учеников, А. С. Беклемешева, ученица Лена Шихова поздравили выпускников с окончанием школы, пожелали им идти по жизни твердо, помнить о чести школы. Девятиклассники вручили своим старшим товарищам значки. Каждый выпуск имеет значки, отличные по форме от значков других выпусков. По ним можно узнать одноклассников.
Тепло поздравили своих воспитанников учителя И. П. Постников и В. Г. Оборина, которые учили нынешних выпускников в первом классе.
28.05.1968 г., школа № 11
Педагогический стаж Владимира Васильевича 36 лет, из них 30 лет на руководящей должности. В 50-80-е годы проходили постоянные реформы в образовании. Всеобщий охват восьмилетним образованием в пятидесятые годы, а в шестидесятые — переход к программе всеобщего среднего образования. Внедрение в школе производственного обучения и отмена его. Налаживание шефских отношений с производственными коллективами: это и профориентация, и помощь в оформлении школы, и помощь школьников шефам в уборке урожая, и связь с комсомольскими организациями предприятий.
Максимов Владимир Васильевич
В школах появились столовые с горячим питанием, а ответственность, конечно, лежала на директоре. А когда у школы не было центрального отопления, то кочегаром, порой, становился сам директор. На долю Максимова выпали школы с кочегаркой: 11, 17, 18.
Газета «Искра» активно печатает материалы об образовании в Лысьвенском районе. В этих статьях отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты. Лидия Сергеевна Щеткина, заведующая горОНО в 1968-1973 гг., подчеркивает важность развития городского образования:
XXIII съезд КПСС дал установку на завершение к 1970 году всеобщего десятилетнего образования. И это вполне понятно. Выступая на Всесоюзном съезде учителей, Л. И. Брежнев говорил:
«В наш век объем знаний растет стремительно — он удваивается в каждые восемь лет... В настоящее время в такой отрасли промышленности, как машиностроение, для 80 процентов специальностей требуется подготовка в объеме техникума или полной средней школы».
Переход к всеобщему образованию — задача огромной государственной важности. Решая ее, органы народного образования под руководством партийных и советских организаций провели значительную работу.
За последние два года в нашем городе и районе расширена сеть средних школ. В частности, реорганизованы в средние школы № 17 и 18, а также Ломовская.
Директора школ. Слева направо: Козлов М.А., Резников С.С., Максимов В.В., Волков В.А.
Слева направо: Вшивков В.И., Максимов В.В., Максимова Л.Г., Рожкова Т.Д., Козлова Н.В., Рожков, Щёткина Л.С., Щёткин В.Г. Июнь 1972 года
Приняты определенные меры к созданию благоприятных условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Укреплена и учебно-материальная база. Лишь нынче школы получили различных пособий почти на двадцать тысяч рублей. 45 тысяч рублей израсходовано на приобретение оборудования. Теперь в распоряжении многих педагогических коллективов имеются киноаппараты, магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, радиоприемники.
Положительно решается проблема создания учебных кабинетов. Нынче в этом направлении немало сделано учительским коллективом школы № 5, а в целом по городу оборудовано 42 кабинета. Ведется подготовка еще пятнадцати кабинетов.
Второй год осуществляется планомерный переход на новые учебные планы и программы. Прежде всего, совершенствуется урок как основная форма обучения и воспитания, повышается его научно-теоретическая и идейно-политическая направленность. Учителя начальных классов ведут подготовку к переходу на новые программы, рассчитанные на трехлетний (вместо четырехлетнего) срок обучения. В школах работает 60 факультативных курсов, которые охватывают около тысячи учащихся.
На вечере встречи в школе № 18. 1993 год
Каковы же результаты первой четверти учебного года? Среди средних школ наиболее высокую успеваемость имеет школа № 18 (89,6 процента), а среди восьмилетних — школа № 10 (89,1 процента). Лучшие результаты среди начальных у школы № 7 (97 процентов). По сравнению с первой четвертью прошлого года несколько повысилась успеваемость в школах имени Н. К. Крупской, А. С. Пушкина и № 5.
Однако общие итоги четверти крайне неутешительны. Из 9093 учащихся вторых-восьмых классов не успевает 1208, что составляет три процента. Это значительно хуже, чем было в прошлом году. Наиболее низкую успеваемость дали школы № 4, 13, 15 и Невидимковская.
План приема в девятые классы выполнен лишь на 75,4 процента. К тому же наблюдается большой отсев учащихся и значительное второгодничество.
Чтобы выполнить требования восьмилетнего всеобуча, необходимо создавать группы продленного дня. В наших школах их пока работает лишь одиннадцать. Этого явно недостаточно.
От выпускников школы № 16. 1979 год.
Спасибо школе № 16! 10 «Б» и учителя. В.В. Максимов за последним столом. 1979 год
В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса организована систематическая учеба директоров школ и их заместителей. 104 учителя учатся заочно в педагогических институтах. Городским отделом народного образования нынче проинспектировано 32 школы.
Методическим центром в организации внешкольной и внеклассной работы является Дом пионеров. Все знают, что он и детская музыкальная школа находятся в одном старом здании. В текущем году начато строительство музыкальной школы. Готовится техническая документация на строительство Дома пионеров.
Учителя на вечере встречи. Школа № 18. 1983 год
Школа № 18. 1992-1993 учебный год
В летний период работало 9 загородных пионерских лагерей, один городской лагерь, два — спортивно-трудовых и 14 лагерей труда и отдыха. В туристских походах участвовало почти две с половиной тысячи школьников.
Не все хорошо в работе школьных интернатов, мало ещё проявляется заботы о состоянии здоровья детей. В классах слабое освещение, во многих школах не организовано горячее питание. Из фонда всеобуча израсходовано на молоко 13 тысяч рублей.
Определенную материальную помощь оказывают шефствующие предприятия. Особенно заметна эта помощь от ЦЭС ЛМЗ, ТГЗ, ЖКО, инструментального и эмалировочного цехов ЛМЗ. В то же время можно привести не мало примеров. когда руководители предприятий считают школу третьестепенным делом.
Наша задача сейчас состоит в том, чтобы принять решительные меры к повышению успеваемости, снижению отсева и второгодничества, подготовке к всеобщему среднему образованию.
декабрь, 1968 г.
В заметке «Воспитание детей — дело государственное» были озвучены аналогичные выводы:
Состоялась конференция общественности города по итогам смотра-конкурса совместной работы школы, семьи и общественности.С докладом выступила заведующая отделом пропаганды и агитации ГК КПСС А. Г. Дедова. Она отметила значение XXIII съезда партии, в решениях которого особо подчеркнута необходимость не только создания материально-технической базы коммунизма, но и воспитания нового человека, человека коммунистического общества.
Осенний кросс учителей в парке. 1972 год
Решающую роль в воспитании детей играет школа. Школа и учитель дают им научное объяснение закономерностей развития природы и общества. Совместными усилиями школы, семьи и общественности закладываются основы коммунистического сознания подростков. воспитывается коммунистическое отношение к труду. Особенно высокие требования школе предъявляются сейчас, в период научно-технического прогресса.
К концу пятилетки в основном предстоит завершить переход к всеобщему среднему образованию. Осуществление этой задачи явится значительным шагом вперед на пути практического претворения в жизнь требований Программы партии.
В текущем учебном году в соответствии с решением областной конференции представителей общественности и бюро ГК КПСС в нашем городе проводился смотр- конкурс, задача которого состояла в том, чтобы повысить уровень работы по коммунистическому воспитанию детей н подростков.
8 «Б» класс. школа № 16. 1980 год. Классный руководитель — Самоделкина М.И.
8 «Б» класс. школа № 16. 1981 год. Классный руководитель — Попова Т.Г.
В школах города и района значительно активизировалось военно-патриотическое и политическое воспитание учащихся. Более интересно стали проходить массовые мероприятия. Значительно обогатилась по содержанию работа пионерских в комсомольских организаций. Подведены итоги третьего Всесоюзного смотра «Сияйте, ленинские звезды».
Много сделано пионерами н комсомольцами города и района.
В ряде школ открыты ленинские музеи и комнаты.
В юбилейном году пионеры и комсомольцы изучали историю города и заводов, проводили встречи со старейшими коммунистами — героями революции, гражданской войны и знатными рабочими.
В большинстве школ города прошли смотры строевой песни и военные игры. В честь дня рождения В. И. Ленина и пионерской организации ребята собрали более ста тонн металлолома. 19 мая в присутствии представителей всех школ в мартеновском цехе проведена пионерская плавка. В школах № 3, 10, 15, 16, 17, 18 состоялся смотр детских талантов.
8 «В» класс. школа № 16. 1980 год. Классный руководитель — Худайбердина Р.У.
Два раза в году подводятся итоги социалистического соревнования школ. По последним итогам победителями вышли школы № 11 (директор т. Максимов), 10 (директор т. Кремлев) и № 1 (директор т. Гвай).
Среди предприятий города по условиям смотра-конкурса первое место присуждено коллективу металлургического завода, второе— чулочной фабрике.
Интересно был организован летний отдых в школе № 11. В двух трудовых лагерях отдохнуло 132 ученика. Было создано пять площадок по месту жительства учеников.
Ученики школы № 5 работали в совхозе Киргизской ССР, а на заработанные деньги поехали на озеро Иссык-Куль.
Почти во всех школах организованы однодневные и многодневные походы. Вдохновителем всей туристской работы стал учитель А. А. Карякин.
Но вместе с этим в деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей есть и серьезные упущения. Только этим можно объяснить снижение успеваемости.
10 «А» класс. школа № 16. 1979-1980 учебный год
10 «Б» класс. школа № 16. 1979-1980 учебный год
10 «Б» класс. школа № 16. 25 мая 1980 года
10 «А» класс. школа № 16. 1982 год
Нет никакой определенной системы в работе с детьми в совхозе «Лысьвенский», СМУ, ЖБК № 6, хлебокомбинате, пивзаводе и леспромхозах. Здесь парторганизации не занимались воспитательной работой, не требовали с профсоюзных организаций и детских комиссий отчета о работе по воспитанию детей и подростков. При завкоме ТГЗ был создан оргкомитет по проведению смотра во главе с т. Михеевым, но он почти ничего не делал.
Основной задачей партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и всей общественности города и района в настоящее время является воспитание подрастающего поколения. А эту задачу можно решить только совместными усилиями школы, семьи и общественности.
Об этом говорили не только докладчики, но и выступившие в прениях директор школы № 10 Ф.3. Кремлев, прокурор города В. И. Новокрещенов и другие участники собрания.
Участники конференции единогласно приняли обращение ко всем трудящимся.
газета «Искра», 14.03.1968 г.
Мощный импульс получило школьное самоуправление — бурную деятельность развили молодежные комитеты:
Администрация нашей школы и учителя во всем советуются с комитетом комсомола. Девиз членов ВЛКСМ: «Не согласен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, знаешь сам — научи других».
Вся работа комитета строится по секторам, во главе которых стоят бригадиры. От каждого класса в сектор выбрано по одному-двум ученикам. Планы составляют сами ребята, а командир отчитывается на комитете комсомола.
50 лет со дня присвоения пионерской организации имени В.И. Ленина.
Вверху справа — В.В. Максимов, Л.С. Щёткина, С.С. Резников. Январь 1974 года
Большую работу проводит комитет комсомола с неуспевающими, в школе часто объявляются дни без двоек. В «Молниях» ребята извещают об итогах таких дней, отмечают отличившихся. И мы можем сказать, что положительные результаты есть. В школе всего 126 комсомольцев и только один из них не успевает.
Сейчас деятельность комсомольцы направили на то, чтобы достойно встретить 50-летие ВЛКСМ. Мы хотим удержать в своих руках знамя, которое нам вручили как победителям в комсомольских делах.
Л. Булдакова, старшая пионервожатая школы № 11 имени К.Д. Ушинского
В 1960-е годы появляются летние трудовые лагеря для старшеклассников, создаются летние городские лагеря, развивается школьный туризм.
Трудовой лагерь в Осинцево
Палкина Валентина Владимировна, руководитель туристского клуба «Дорога», высоко оценивала деятельность городского образования:
Отец, Палкин Владимир Дмитриевич, не имеет никакого отношения к учительству. А вот мама, Палкина Татьяна Геннадьевна, всю жизнь посвятила педагогике. Попрощавшись со школьной скамьёй и получив аттестат зрелости, подала документы в Пермский государственный педагогический институт. Что повлияло на её выбор профессии? Наверное, был очень сильный пример для подражания. Мама вспоминает самых авторитетных школьных учителей — литератора Г.И. Красильникову, математика Н.И. Трофимову, историка В.В. Максимова. Вспоминает, как интересна была школьная жизнь: трудовой лагерь "Бригантина", всевозможные конкурсы, занятия в кружках, смотры художественной самодеятельности... Не возникает удивления, почему хотелось работать здесь, в школе, почему хотелось походить на любимых учителей.
Шатрова Маргарита Карповна, завуч школы № 18 в 1962-1991 гг., так характеризует деятельность Максимова В.В. на посту директора школы № 18:
«В школе № 18 Максимов В.В. поддерживал развитие туризма и сам охотно отправлялся с выпускниками в поход по родному краю. При его содействии был организован трудовой лагерь в посёлке Осинцево Кишертского района.»
О том, с каким волнением встретили учителя и ученики школы № 18 нового директора, рассказал в заметке «В добрый путь, друзья!» внештатный корреспондент «Искры», Котельников Павел Иванович:
«В средней школе № 18 торжественная линейка проходила в спортивном зале. Волнуются и учителя, и ученики, и родители.
Директор школы Максимов В.В. открывает торжественную линейку. Он новый человек в этой школе и, вполне естественно, с особым вниманием учащиеся слушают его слова.
Владимир Васильевич говорит о том, что школа прошлый учебный год окончила с низкой успеваемостью. Вот почему, говорит директор, накануне 50-летия Ленинского комсомола, в преддверии 100-летия со дня рождения В.И. Ленина необходимо коренным образом перестроить всю работу по-новому. Сделать всё, чтобы школа стала лучшей в городе».
5 сентября 1968 г.
Владимир Васильевич сдержал слово. Школа № 18 стала лучшей — в 1973 году она одержала победу в социалистическом соревновании среди школ города.
8 класс. Школа № 18. 1968 год
8 «В» класс. Школа № 18. 1969-1970 учебный год
10 «Б» класс. Школа № 18. 1969 год. Классный руководитель — Фалина В.И.
10 «А» и «Б» классы. Школа № 18. 1971 год
10 «А» и «Б» классы. Школа № 18. 1972 год
10 «А» класс. Школа № 18. 1983 год. Классный руководитель — Каменских Л.Н.
Школа № 18. 1986 год
Появилось шефство не только со стороны производственных коллективов над школами, но и городские школы стали шефствовать над сельскими. Л. Оборина, О. Пашова, А. Неволин, ученики школы № 11 имени К. Д. Ушинского, поделились своими впечатлениями:
Наша подшефная школа — Новорождественская. Пионеры клуба «Затейник» школы № 11 собрали для сельских ребят тысячи книг, подготовили концерт и поехали. Нас приняли очень хорошо. Состоялась товарищеская встреча по волейболу.
Сейчас ждем пионеров сельской школы к себе в гости.
15 февраля 1968 г.
В 70-е годы появились творческие отчёты школ перед учителями города и района. Именно такая педагогическая встреча прошла в школе № 18.
Творческий отчёт школы № 18. В.В. Максимов — директор школы, А.К. Щукина (инспектор горОНО),
Л.С. Щёткина (заведующая горОНО), Тихонова Л.К.(представитель горкома партии). 1973 год
В конце 70-х в школы пришла первая аттестация учителей. Максимов В.В. работал в это время директором школы № 16. В 1982 он ушёл только на преподавательскую работу.
36 лет Владимир Васильевич служил образованию. Преподавание истории и обществознания уживалось с директорскими обязанностями. Более того, он с большим удовольствием шёл на уроки, чем на совещания. Это был очень эрудированный учитель, всегда в курсе всех важнейших событий в стране и за рубежом. Предмет серьёзнейший, но как увлекательно он мог рассказывать об исторических событиях, увязывая их с современностью. Его выпускники на экзаменах показывали хорошие знания.
Владимир Васильевич пользовался огромным авторитетом — как директор, учитель и просто человек. Будь то поздравление с юбилеем или слова благодарности — все было наполнено безграничной любовью и признательностью. Только взгляните на эти великолепно оформленные поздравления!
А Эрих Адольфович Домке вообще оказался оригинальнее всех. Он отправил поздравление из Молдавии — г. Бендеры. В стихотворной форме!
Владимир-свет-Васильевич,
Скажи, мой дорогой,
Пошто в тебя влюбленный
Сегодня я такой?
А потому влюбленный я
И потерял покой,
Что нынче ты справляешь
Юбилей свой золотой.
Когда мужчине пять с нулём,
Ему завидуют кругом:
Ведь в пятьдесят — все знают то —
Мужчина — юноша еще.
Тебе сегодня посылаю
Сердечный, пламенный привет
И в день рождения твой желаю:
Здоровья — да! Болезни — нет!
Счастливым будь и процветай,
Режим питанья соблюдай,
И проживешь — сомненья нет —
До ста пятидесяти лет!
Гласит пословица не зря,
Что шапка Мономаха тяжела.
За все на белом свете
Директора в ответе:
Всеобуч, лагерь, крыша, свет,
Ремонт, канализация,
Процент и мебель, туалет
И профориентация…
Так стой же крепко у ветрил,
Пока работать хватит сил,
Усталости не зная, на годы невзирая!
За город наш, за твой банкет
Я пью «Молдавии букет»,
«Фетяску», «Херес», «Кабернэ»,
«Мадеру» и «Алиготэ».
Коллеги мои милые,
Я вас прошу: поверьте,
Что с вами жить в разлуке,
Ей богу, хуже смерти…
Пою Уралу славу я!
Забыть его — великий грех.
Хороша страна Молдавия,
А Россия — лучше всех!
…Писать стихи нет больше сил,
Три дня не ел я и не пил…
Люблю. Целую. Твой всегда
Коллега Домке Эрих А.
город Бендеры, июнь 1979 года
Поздравление с 50-летним юбилеем от Домке Э.А.
Почетная грамота к 55-летию
Благодарность от выпускников 10 класса школы № 16. 1979 год.
Коллеги, родители, выпускники отмечают его позитивность, демократичность в поведении с учащимися, умение поддержать разговор, дать совет. Всегда был прост, честен, прям и твёрд. Жизнерадостный, открытый, улыбчивый, он быстро располагал к себе людей, в кабинет к нему шли без страха и робости, зная, что он поймёт. Широта его души, простота характера, добрый юмор остались в памяти коллег и учащихся.
Источники:
- Фонды музеев школ № 11, 16, 18
Влюбленная в историю
Суслова Мария Кузьминична родилась в крестьянской семье в селе Аксёл Мордовской АССР (до 1917 года село носило название «Рождественское»). Рождественская школа была открыта в 1898 году для сельских ребятишек, с 1933 — это школа крестьянской молодёжи, а с 1939 — средняя школа для детей с 8 лет. Именно её и окончила Мария Кузьминична в 1949 году. С детства мечтала быть учителем начальных классов, но в старших классах влюбилась в историю. Предмет преподавал учитель, прошедший Великую Отечественную войну.
Суслова Мария Кузьминична — учитель истории
Из воспоминаний Марии Кузьминичны Сусловой:
«Мне казалось, что нет ничего интереснее истории. Я сразу после школы поступила в Темниковский Государственный Учительский институт Мордовской АССР и окончила его в 1951, получив звание «Учитель семилетней школы по специальности «история».
Копия диплома Игошевой М.К.
Игошева Мария Кузьминична после окончания института по распределению в 1951 году приехала в Лысьву и была определена в школу № 16 (ул. Полярников 7).
В декабре 1953 года открыто новое здание школы № 16 (ул. Ленина 36). Мария Кузьминична понимала, что для обучения учащихся в школе-десятилетке её Учительского института маловато. Она любила свою «непредсказуемую историю» и в 1955 году поступила в Пермский государственный университет на исторический факультет (заочно), а в 1960 получила диплом о высшем образовании.
Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Игошева во втором ряду, четвёртая справа. 25 мая 1956 года
Новый год в школе. М.К. Игошева в середине первого ряда. 1959 год
Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Суслова — в третьем ряду, первая справа. 1976 год
Педагогический коллектив школы № 16. М.К. Суслова — в первом ряду вторая справа. 1977 год
Педагогический коллектив школы № 16. Суслова М.К. в первом ряду первая справа
В трудовой книжке Марии Кузьминичны одна единственная запись от 15.08.1951 года: принята учителем истории в школу № 16. Тридцать семь лет проработала она в нашей школе. Награждена медалью «Ветеран труда», её педагогическая деятельность отмечена Грамотами и благодарностями.
Из аттестационного листа:
«Учитель-стажист, прекрасно знает свой предмет, использует новые формы и методы в работе для активизации умственной деятельности учащихся. Организовала работу лекторской группы старшеклассников. Учащиеся 9-10 классов еженедельно проводят в классах политинформации о событиях в стране и за рубежом. Очень интересный был цикл бесед по истории родного края.
Имеет большой опыт классного руководителя, тесно работает с родительским комитетом, привлекает родителей для проведения классных часов по профориентации, экскурсий, туристических походов. Именно так формируется взаимопонимание школы и семьи.
Принимает активное участие в общественной жизни школы: избиралась секретарём партийной организации школы, заместителем секретаря парторганизации, членом местного комитета профсоюза».
6 класс. М.К. Игошева — в первом ряду пятая слева. 1958 год
8 «Г» класс. М.К. Игошева в середине первого ряда. 1958 год
8 «Б» класс. Классный руководитель — Суслова М.К. 1968 год
10 «Б» класс. Классный руководитель — Суслова М.К., в первом ряду пятая справа. 1974 год
10 «Б» класс. М.К. Суслова — вторая справа в первом ряду. 1985 год
Выпускники тепло вспоминают об уроках Марии Кузьминичны, насыщенных интересным материалом: «всякие были ситуации, но тонкий юмор учителя помогал достойно выйти из них и успешно заниматься историей»; «когда мы активно работали на уроке и оставалось время до звонка, Мария Кузьминична читала нам книги с интересными историческими событиями. Такие книги потом хотелось прочитать».
М.К. Игошева первая слева. 1956 год
Выйдя на пенсию, Мария Кузьминична по возможности выручала школы, которые нуждались в учителях истории. Выбирала школы, которые были ближе к её адресу проживания, так как после автоаварии не могла ездить на транспорте.
Я часто навещала Марию Кузьминичну, видела отлаженный режим дня, который всегда начинался с сорокаминутной зарядки. Главная черта её характера — оптимистичный взгляд на жизнь, своеобразная энергия души и отношение ко всему с лёгкой долей юмора.
Ветераны. Слева направо: Суслова М.К., Казакова Ю.А., Капустина Н.А., Переладов В.Г., Переладова Л.А., Ложкина В.П., Парфёнова А.М. 2003 год
Она поддерживала связь с выпускниками и коллегами, много читала. Однажды Мария Кузьминична сказала: «Я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Интернетом для нас было чтение книг, в основном по предмету, — это наше самообразование. Учитель всегда должен идти впереди учащихся».
Источники:
- Фонды музея школы № 16