«Пусть задуманное станет реальностью»

Хорошавцева Людмила Федоровна родилась 18 сентября 1949 г. в шахтерской семье в г. Губаха. Отец – Федор Константинович Бедрицкий – работал начальником движения всей шахты, а мама – Александра Николаевна – возглавляла Углеуральский общепит.


Хорошавцева Людмила Федоровна — учитель химии

В семье был достаток, но маленькая Люся росла ответственной и трудолюбивой девочкой. В школе всегда была активной: в учебе, спорте, общественной работе. Предпочтения учебным предметам особого не было, но когда встал вопрос выбора института, не задумываясь, поступила на химический факультет ПГПИ (Пермский педагогический государственный институт).

Окончила факультет биологии и химии в 1971 г. и по распределению была направлена в Кормовищенскую среднюю школу. Проработала там всего один год, но первый опыт педагогической деятельности стал основой для будущей системы работы.

После переезда в Лысьву более 40 лет работала в средних школах № 18 и 16 г. Лысьвы. По просьбе учеников и их родителей более 17 лет ведет курсы по реализации дополнительных общеобразовательных программ для выпускников города и района «Подготовка к ЕГЭ по химии» на базе ЦНМО.

Людмила Федоровна – педагог по призванию. Побывав на ее уроках, обязательно почувствуешь красоту химии как науки, знать которую просто необходимо для жизни человека. Девиз её уроков: «Интересно? Понятно? Нужно?» Она не только давала знания по предмету, но и прививала интерес к процессу познания, учила понимать химию и использовать полученные знания в жизни.

Отсюда хорошие результаты обучения и самое высокое в городе число учащихся, сдавших ЕГЭ по химии с отличными результатами (от 70 до 93 баллов). Среди них и те ученики, которые обучались на курсах: Толмачев Максим, школа № 3, 100 баллов, Ведерников Андрей, школа № 7, 97 баллов, Казаринов Егор, школа № 16, 93 балла, Цветкова Лиза, Лицей, 93 балла и др.

Развитие творческих способностей учащихся – одна из важных составляющих деятельности учителя, поэтому на уроках и во внеклассной работе Л. Ф. Хорошавцева уделяла внимание творческим заданиям, организовывала научно-исследовательскую деятельность учащихся. Её ученики получали грамоты и сертификаты, участвуя в НОУ, научно-практических конференциях, конкурсах «Юный химик-экспериментатор» на уровне города и края. Ежегодно её ученики являлись участниками и призёрами олимпиад и чемпионатов по химии в районе и крае: С. Никитин занял II место во Всероссийской краевой олимпиаде (2000), Ю. Бурцева получила диплом призёра Всероссийского «Молодёжного чемпионата» (2013).


На уроке химии

Неоднократно принимала участие в конкурсах профессионального мастерства. В 2008 г. ей вручена грамота Министерства образования и науки РФ как финалисту II Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвящённого 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева (г. Москва).

В течение 30 лет возглавляла РМО учителей химии, деятельность которого была признана одной из лучших в городе. Открытые уроки, семинары для учителей, видеоуроки, конкурсы, выступления по педагогическим проблемам в г. Лысьве и г. Перми – средства, через которые учитель передаёт свой опыт коллегам.

По случаю присвоения Хорошавцевой Л.Ф. почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», представители педагогического коллектива школы № 18 написали заметку «Звездный час». Эти строки пропитаны большой признательностью за бесценный вклад Людмилы Федоровны в учащихся школы:

Каждое утро спешит в школу №18 Людмила Фе­доровна Хорошавцева, учитель химии, «классная мама». Она всегда спе­шит, будто боится что-то не успеть сделать.
А дел и забот у нее действительно много. Вот уже четверть века препо­дает она химию в школе.

Ежедневно к ней на уроки приходят до 180 учеников с 7-го по 11-й класс, и всех она стара­ется заинтересовать сво­им предметом. И это ей удается - неуспевающих у нее не бывает.
В кабинете кипит жизнь: после уроков работает постоянно действую­щий факультатив, в котором занима­ются учащиеся разных школ города, готовятся познавательные вечера, проходят заседания секции клуба «Мыслитель», ребята пишут рефера­ты, оформляют фотогазеты - словом, ни минуты без детей.
Неугомонная и очень неравнодуш­ная, она поет с ребятами у костра их любимые песни, готовит вечера, кормит обедами, помогает школьни­кам занимать призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

Во все дела она вкладывает душу, ко всему относится с каким-то чисто русским размахом: работать так ра­ботать, веселиться так веселиться, читать так читать (за понравившейся книгой может просидеть до утра).
В любой ситуации всегда верна себе: справедлива, принципиальна, честна и легко ранима. Такова и в кругу друзей.


Удостоверение «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1997 г.)

Нынешний год для Людмилы Федо­ровны, можно сказать, звездный: ей присвоено звание «Заслуженный учи­тель России». Это известие совпало еще с одной радостью - дочь закончила институт. Мы, коллеги, друзья, видели ее в эти счастливые минуты и искренне радовались за нее.
Милая наша Людмила Федоровна! Продолжай зажигать звезды для дру­гих! Терпения, удачи и здоровья тебе, славный наш человек!
КОЛЛЕГИ

Являясь классным руководителем среднего и старшего звена, сделала 8 выпусков 11-классников. Её воспитанники помнят не только интересные классные часы и школьные вечера, но и постоянное совместное общение через поездки по стране (Москва, Минск, Киев, Шепетовка, Пермь), туристические походы по Пермскому краю, работу в летних трудовых лагерях (д. Липовая, д. Моховляна, эмальцех ЛМЗ), посещение театров, музеев в г. Лысьве и г. Перми.


В классе

Среди её выпускников учителя, врачи, военные, инженеры, предприниматели и просто хорошие рабочие. Это Н. Плишкина – преподаватель Петербургского института им. А. И. Герцена; С. Терентьев – преподаватель военного училища; И. Абзалетдинова – проректор института им. Е. Р. Дашковой; Н. Белоглазова – начальник управления образования Пермского района и многие другие. Более 50 её учеников выбрали себе специальности, связанные с предметом «Химия». Вот только некоторые из них: Т. Бондаренко и С. Колякова – заведующие фармацевтическими предприятиями, Т. Израэлян и Т. Салова – химики-технологи, С. Потапов – действительный член Российского минералогического общества и Уральской академии геологических наук, кандидат геолого-минералогических наук.

Такие высокие результаты неслучайны. О том, с каким трепетом относится Людмила Федоровна к своим учащимся можно увидеть в заметке «Оставайтесь такими всегда!»:

Десять лет школьной жизни позади... Готовы ли ребята к самостоятельной встрече с жиз­нью? Все ли сделали мы, учителя, чтобы наши ученики вышли в жизнь вполне взрослыми, умею­щими отвечать за свои поступки? Наверное, далеко не все. Но мы стремились к этому. Мы очень хотели, чтобы наши ученики до­стигли подлинной взрослости, стали самостоятельными, трудо­любивыми, настоящими строите­лями коммунизма.


Последний школьный звонок. 1987 год

Передо мной на столе 28 ха­рактеристик на выпускников на­шей школы. Вот только некото­рые выдержки из них: «Признанный комсомольский вожак, поль­зуется большим авторитетом то­варищей, в работе проявляет творчество, смекалку, самостоя­тельность» (Н. Белоглазова); «У него выработана привычка к дли­тельным трудовым усилиям. Его уважают за трудолюбие и хозяй­ственность» (С. Бритвин); «Раз- вито чувство долга и ответствен­ности, умение грудиться на благо коллектива» (В. Григорьева); «Трудолюбивая, любое дело вы­полняет аккуратно, на совесть» (С. Уракова); «Правильно пони­ мает свое место в жизни общест­ва, требовательная, принципиаль­ная, умеющая творчески рабо­тать» (Г. Оборина).
Конечно, такие качества появи­лись не сразу. Это прежде всего результат работы хорошего кол­лектива. В совместных коллектив­ных делах формировались и про­являлись те качества, которые так необходимы взрослому чело­веку. И я уверена, наши десяти­классники будут достойно тру­диться и приносить пользу людям.

Кем они станут? Большинство из них уже выбрали себе жизнен­ную дорогу. Они — будущие ра­бочие на заводе, фабрике, зоо­техник, продавец, студенты и, ко­нечно, учителя. Очень приятно сознавать, что ребята, видя не­легкие учительские будни, не бо­ятся трудностей и идут по стопам своих учителей.
Они вступают на самостоятель­ный путь. Им придется столкнуть­ся со многими сложностями в жизни. И я хочу, чтобы они их успешно преодолели. В добрый путь, дорогие десятиклассники!
Л. КОНОВАЛОВА, классный руководитель 10 класса школы № 18.

Благодарные ученики отвечали ей взаимностью. Учитель музыки, выпускница школы № 18, Дегтярева Светлана Федоровна писала:

Вот и наступил еще один учебный год. Сколько мыслей проносится в голове каждый раз в эти удивительные осенние дни! Душа заново переживает ощущения восторга, трепета и тревоги, связанные со школой. Вспоминаются учителя, одноклассники, коллеги, ученики. Все те, кто был рядом в счастливые годы ученичества, а затем и в профессии. Об одном из таких людей мне и хочется рассказать.

Людмила Федоровна Хорошавцева учила меня химии. Впоследствии, когда я вернулась в школу в качестве учителя, она стала мне настоящим Другом.
Говорить об этой женщине легко и приятно. Вспоминаю ее молодой, красивой, стройной. Стремительно пробегает она между рядами парт, стуча каблучками... Пролетели годы, а Людмила Федоровна все та же. Только стала чуть старше, мудрее. И все так же верна своей 18 школе, ставшей за это время по-настоящему родной.
Людмила Федоровна - Заслуженный учитель Российской Федерации. Ее успехи в профессии — это ее ученики. Учиться у Людмилы Федоровны — значит получить гарантию поступления в ВУЗ без модных ныне репетиторов. Ее ученики учатся и работают за границей, защищают диссертации, побеждают в олимпиадах, блестяще сдают ЕГЭ. Районное методическое объединение учителей химии под ее руководством многие годы является одним из лучших.

Секрет ее профессионального успеха - в постоянном совершенствовании, открытости новому, неуспокоенности. Определяющими чертами характера являются необыкновенная работоспособность и ответственность. Благодаря этим качествам личности в сочетании с высоким интеллектом и отличными организаторскими способностями Людмила Федоровна пользуется непререкаемым авторитетом у коллег.
Как настоящий интеллигент Людмила Федоровна восприимчива к красоте и гармонии. С удовольствием вспоминаются вечера, проведенные в гостеприимном доме Хорошавцевых, когда достается заветный сборник, гитара, и в кругу друзей звучат любимые бардовские песни. При всей своей занятости она умудряется читать, облагораживает свой садовый участок.
Людмила Федоровна - счастливая жена и мама. В Москве учатся и работают ее дети, там же подрастают внуки. Никто из родных и друзей не остается без ее внимания и заботы.
О Людмиле Федоровне всегда хочется говорить в превосходной степени. Ее девиз - «Все успеть и выложиться по максимуму».
У нее получается все, к чему прикасается ее душа и разум.
Людмила Федоровна! Вы - лучшая!

Результативный опыт педагога был по достоинству оценен многочисленными наградами и поощрениями. Делегат Всероссийского совещания работников образования (г. Москва, 2000).

За высокий профессионализм и творческое отношение к делу воспитания и обучения подрастающего поколения Л. Ф. Хорошавцева награждена значком «Отличник народного просвещения» (1992), почётными грамотами, дипломами, сертификатами, благодарностями от школы, управления образования, города.

  • 1985 г. Отличник народного просвещения
  • 1997 г. Заслуженный учитель РФ
  • 1999 г. Делегат I съезда работников образования Пермской области
  • 2000 г. Делегат Всероссийского совещания работников образования
  • 2008 г. Грамота финалиста Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвященного 175-летию Д.И. Менделеева
  • 2007 г. Диплом участника Всероссийского конкурса «Урок года»
  • 2013 г. Диплом III степени общероссийского конкурса «Лучший урок химии»
  • 2012-2013 гг. Диплом за активное участие во Всероссийском химическом чемпионате
  • 2015 г. Свидетельство за подготовку лауреата Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура».


Источники:

  1. Фонды музея школы № 18