Школе — всенародное внимание

Попов Павел Фёдорович (26.05.1917-31.03.1980)

Родился в Вятской губернии Уржумского уезда в деревне Токари в семье крестьянина. После окончания семилетки работал, чтобы поступить на рабфак. Рабочий факультет давал подготовку для поступления в высшие учебные заведения.


Попов Павел Федорович — учитель математики и физики.

Поступил в Казанский университет на учительский факультет, отделение математики и физики.

В 1934 году приехал в Лысьву, был активным комсомольцем в работе по ликвидации безграмотности, входил в состав лысьвенского комитета ВЛКСМ рабфака, второй секретарь.


Комитет ВЛКСМ рабфака. 1934-1935 гг.

В 1936 году Попов П.Ф. направлен в неполную среднюю (семилетнюю) школу № 16 учителем математики и физики.

С декабря 1941 и до июня 1953 года он работал в должности завуча по учебной части.

О жизни педагогического и ученического коллектива школы № 16 в годы войны мы узнаём из приказов администрации школы.


Директор семилетней школы № 16 имени А.С. Пушкина Михальчук Александра Петровна
и завуч школы Попов Павел Фёдорович с декабря 1941 по июнь 1953 года. Адрес школы: ул. Полярников 7. Открыта в 1936 году

Приказ № 64 по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 3 сентября 1941 года:

В связи с передачей школы № 16 в распоряжение горисполкома и сокращением штата преподавателей встал вопрос о переходе в школу № 4. Учащиеся с 1 по 5 классы будут заниматься в начальной школе № 4, а учащиеся 6-7 классов — в школе № 8 (около драматического театра).
За каждым школьным районом закрепить учителей, отвечающих за посещаемость: за живущими в типах 144 (казармы 1-2-3) ответст. И.А. Мямлина, в типах 512 – А.П. Блиначева <…>

Приказ №73 по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 10 ноября 1941 года:

§ 1
В соответствии с постановлением Совнаркома о подготовке населения к противовоздушной и химической защите приказываю:
а) Преподавателям Васильевой А.И., Трапезниковой Н.Я. и Большаковой М.С. сдать нормы по ПВХО [противовоздушная и противохимическая оборона] к 15 ноября инструктору Каналиной М.Г.
б) Всем классным руководителям старших классов, а также и начальных классов, в которых изучение ПВХО не заложено, начать систематическое изучение с 11 ноября, для чего учащихся задерживать на 30 мин. после уроков. <…>

С 16 февраля 1942 года школа № 16 перешла на военное положение.

Приказ № 80 по Лысьвенской неполной средней школе № 16 от 16 февраля 1942 года:

На основании приказа за № 1 от 12 февраля 1942 года начальника штаба т. Мыльникова.
Приказываю:
§ № 1
С 16 февраля 1942 года объявляю школу № 16 на военном положении
§ № 2
Создать роту из учащихся 5-6-7 классов в составе 120 человек.
§ № 3
Командиром роты назначить Муртазина, ученика 5 класса «А», политруком Новикову, ученицу 10 класса школы № 3.
§ № 4
Командиру роты т. Муртазину приказываю сформировать (4 рода войск) следующие виды войск: лыжные, стрелковые, санитарные и инженерно-технические.
§ № 5
Командиром лыжного взвода назначить Поносова, ученика 6 класса «Б», командиром санитарного взвода назначить Рудометову, ученицу 7 класса, командиром стрелкового взвода назначить Пирожникова, ученика 6 класса «Б», командиром инженерно-технического взвода назначить ученика 6 класса «Б» Попова.
Директор школы № 16 Михальчук А.П.


6 «А» класс (через год выпускники). Школа № 16, 1946 год.
Третий ряд слева Мясникова А.П., Михальчук А.П. — директор, Попов П.Ф. — завуч. Вверху справа Мямлина И.А.

О школьной жизни в годы войны вспоминают выпускники 1947 года: Лодвикова Валентина, Кириллова Алевтина, Каменских Римма, Тупицына Валентина, они перешли во 2 класс, когда началась война):

«Сбор 30 августа 1941 года. Нам, второклашкам, объявили, что Анну Михайловну, нашу учительницу, взяли на фронт, так как она окончила курсы медсестёр. Учить нас будет Татьяна Яковлевна Коржавина, занятия будут в бараках школы № 4. Из любопытства заглянули в родную школу: в классах стояли сколоченные топчаны».

В 1942 здесь разместился эвакогоспиталь № 2703 из Курска, за пациентами закрепилось название «курские соловьи». Начальник госпиталя — Токмачёв, замполит — Горленко. «Эвакогоспиталь 2703 работал с января 1942-го, с 19 января с полной нагрузкой. На 17 февраля 1942 пациентов числится 188 человек. В том числе раненых и контуженых — 165, больных — 6, обмороженных — 17». (Энциклопедия «Пермский край в ВОВ»).


Госпиталь № 2703. Памятная доска на школе. 1985 год

«Всё внеурочное время Татьяна Яковлевна проводила с нами, учила готовить супчики из крапивы и пеканов, лепёшки из нестандартной картошки на хлопковом или машинном масле. Благодаря ей мы научились штопать дырки в одежде, шить кисеты, обвязывать носовые платочки. Всем классом постоянно готовили посылки на фронт, писали солдатам письма, ходили в подшефный госпиталь, который располагался в школе № 10. Зимой в классах было очень холодно, поэтому мы всегда занимались в пальто. Одна чернильница на две парты. Тетрадей не было, поэтому писали на самодельных, сделанных из серой обёрточной бумаги. Книг не хватало, один учебник выдавали на 10-12 человек».
«Весной и осенью мы выполняли посильную работу в закреплённом за 16-ой школой подсобном хозяйстве торга (находилось в районе нынешнего коллективного сада № 4). Перекапывали поля, пропалывали и убирали овощи. За это нас кормили обедами. Вкус каши из турнепса запомнился на всю жизнь.
Готовили для нас и в школе: горошницу, супчик-лапшу, пихтовый чай. Одноклассник Вадик Петухов приносил иногда жмых (отходы обмолота зерновых) и делился с нами».

В выписке из городского архива по школе №16 есть такая информация: «…чтобы улучшить питание в столовой, была организована бригада по сбору крапивы. Ежедневно дополнительно выдавали по 50 г хлеба».

И в воспоминаниях учеников есть строки, которые невозможно читать равнодушно: «… иногда давали дополнительно хлеб, этого пайка мы так все ждали! Баню посещали по графику, выдавали под расписку кусок мыла № 3! Помню этот кусочек: тёмный, величиной со спичечный коробок…».

«Большая часть забот о школе была возложена на учащихся. По графику каждый класс заготавливал дрова: мальчики кололи, а девочки носили дрова и складывали в поленницу. Воду тоже носили сами дети из ближайшей колонки. Дежурные по классу приходили в школу раньше на час, чтобы наносить дров и растопить печи».
«На обед давали маленькую булочку и чай с сахарином. В большую перемену играл аккордеон и мы хором пели песни о родине и о войне. Занимались физкультурой, строили разные пирамиды, была и пионерская комната, играли в шахматы и шашки. Для нас работали кружки: литературный, краеведческий, топографический, математический, физический».

В статье газеты «Искра» от 16 апреля 1942 года «О школьной жизни» отмечался труд учащихся и учителей:

Коллективы учащихся школ № 10 и № 16 оказывают систематическую помощь школам, расчищают дворы, тротуары у зданий. Участвуют в субботниках, моют полы, парты, окна. В течение всего отопительного сезона ребята сами всегда пилили и кололи дрова. Учащиеся любят свои школы. Помогая своим трудом, они экономят школьные деньги.
Учителя и учащиеся провели сбор средств на первомайские подарки бойцам Северо-Западного фронта. Сдано денег 6128 рублей, из них по школе № 2 собрано 1560 рублей, по школе № 16 — 1036 рублей.

«Искра», 8 августа 1942 г. (из выступления представителя горкома партии Поляковой перед учителями города):

«Вся страна превращена в военный лагерь, день и ночь неустанно куётся оружие для фронта, кипит напряжённая работа на полях, фабриках и заводах. Каждый работник народного образования должен сейчас проявить умение одновременно решать насущные задачи школы».

Педагогический коллектив должен был сам обеспечить детей учебниками. Для этого проводили передачу книг от класса классу, а если не хватало, то ходили по домам и собирали учебники. И всё равно не у каждого была книга.

Школу надо было обеспечить дровами. Дрова вывозили из леса сами, пилили, кололи. Ремонт школ проводили с помощью учащихся и родителей. А если это школа-семилетка, то старшими были двенадцатилетние дети. В это время мальчики-семиклассники почти все ушли на завод. И на фото мы видим девчоночьи классы.

Газета «Искра», август 1942 года:

По сообщению ТАСС : «Начало учебного года в 1942 году для начальных и средних школ РСФСР: « В младших классах с 1 по 4-ый занятия начнутся с 1 сентября, в старших классах — с 5 по 10 — 1 октября. Зачисление учащихся в школы заканчивается 25 августа».

В 1943 ученики школы № 16 вернулись в родное здание. Война внесла свои коррективы в жизнь детей. Приходившие в семьи похоронки и другие печальные известия заставляли рано взрослеть, уже с 4 класса многие уходили работать.

Борьба за выполнение закона о всеобуче, безнадзорность, воровство, вспышки сыпного тифа — всё это легло на плечи учителей. Они возвращали детей в школу, помогали пережить горестные известия с фронта. Было тяжело, но дети учились. С 4 по 7 класс экзамены проводились ежегодно. Результаты экзаменов освещались в статье «Хорошие знания учеников четвертых классов» (газета «Искра», май 1945 года):

Закончились государственные экзамены в 4-ых классах. Итоги экзаменов говорят о той большой работе, которую проделали школа, учителя, учащиеся в течение учебного года.
Без одной плохой оценки сдали экзамены учащиеся Т.А. Коржавиной, школа № 16. Хорошо отчитались перед школой ученики старейшей учительницы города А.П. Исаковой. Особенно замечательны были ответы четвероклассников по истории. Из 27 державших экзамен только трое оценены баллом «3». Учащиеся И.В. Решановой, школа № 2, показали хорошие знания по всем предметам.
Закончили испытания и отпущены на каникулы также учащиеся 5-6 классов.
С.И. Петкевич

После окончания Великой Отечественной войны получение 7-летнего образования становится обязательным. Приём в школу идёт с 7-летнего возраста, вводятся Правила поведения школьника, которые оцениваются по 5-балльной шкале. В заметке «Школе — школе всенародное внимание» рассказывалось о большой подготовительной работе:

Инициатива чердынцев о раз­вертывании социалистического соревнования на лучшую под­готовку школ к новому учебно­му году нашла горячую поддержку среди учителей Лысь­венского района.
22 февраля городской отдел народного образования провел совещание с директорами сред­них и семилетних и с заведую­щими начальных школ. Участ­ники совещания обсудили и одобрили почин трудящихся Чердынского района. Заведую­щая гороно т. Мартынова А. А. рассказала о ближайших зада­чах школ района.


Актовый зал школы № 18. Выступает Попов П.Ф.

Огромное значение придается стопроцентному охвату детей сельской местности семилетним обучением. По причине отдален­ности многих колхозов и посел­ков от средних и неполных средних школ эту задачу осуществить было трудно. К новому 1949-50 учебному году предполагается открыть 3 интерната и 7 общежитий при средних и семилетних школах для детей отдаленных поселков.
Директорам и заведующим школ предложено составить пла­ны подготовки своих школ к но­вому учебному году. Планы дол­жны предусматривать ремонт помещений, благоустройство, озеленение пришкольных участ­ков. Каждая школа будет иметь огород с тем, чтобы укрепить материальную базу школ. Заго­товку дров предполагается за­кончить к 15 апреля.
Почин чердынцев должен найти горячую поддержку со стороны общественности города, сельских Советов и колхозов.

газета «Искра» от 23 февраля 1949 года

Требования к педагогам: повышение образования, введение обязательного классного руководства, работа в школе с октябрятами, пионерами и комсомольцами.

На страницах «Искры» активизировалось освещение событий в школах города и района.

«Пионерский сбор», 2 марта 1949 года:

«В 6 часов вечера начался общедружинный пионерский сбор в школе № 16, где старшей пионервожатой Каменских В. А.

После проведения «линейки» и отдачи рапортов пионеры встре­тились с участником Отечественной войны Пашковым В.С. Он рассказал несколько боевых эпи­зодов. Ребята слушали т. Пашкова с исключительным вниманием, задавали ему много вопросов.


Коллектив учителей школы. № 16. 1946 год. На полу (слева направо): 1. ?. 2. Питиримова А.И. 1 ряд: (слева направо):
1. Угрин Н.А., 2. Михальчук А.П., 3. Мямлина И.А., 4. Данилевич З.Л., 5. Попов П.Ф.
2 ряд (слева направо): 1. ?, 2. Тетерина К.В., 3. Мясникова А.П., 4. ?, 5. Ерпылёва И.К., 6. Попова Н.Д., 7. ?, 8. Суханцев М.В., 9 ?.
3 ряд (слева направо): 3 ряд слева: 1. ?, 2. Черепанова Е.П., 3. Таращук А.С.


Коллектив учителей школы. № 16. 1948 год. 1 ряд (на полу, слева направо): 1. Королёва Т.Н., 2. ?, 3. Данилевич Л.С.,4. Маркеева А.Н.
2 ряд (слева направо): 1. Русских Н.В., 2. Попов П.Ф., 3. Михальчук А.П., 4. Попова Н.Д., 5. Большакова М.С., 6. Тетерина К.В.
3 ряд (слева направо): 1. Черепанова Е.П., 2. ?. 3. Кустова Г.К., 4. ?. 5. Бусовикова В.М., 6. Богомягкова Л.Д., 7. ?, 8. ?, 9. ?.

После поздравлений и привет­ствий от горкома комсомола и ди­рекции школы ребята показали интересный концерт.

Было видно, что пионеры с осо­бым подъемом готовились к сбору в честь 31 годовщины Советской Армии. В пионерской комнате мо­жно было видеть альбомы отря­дов о Советской Армии. В кори­доре — лозунги, газета, посвящен­ная 31-й годовщине Советской Армии.

Пионеры 5 класса «Г» под ру­ководством учительницы Данилевич З. Л. поставили отрывок из пьесы по произведению «Сын Полка» — Катаева. Участвовали в спектакле ученики Беляев, Зыков, Бесценный, Загарских.

Стихотворение «Тебе, Москва» рассказала Винокурова Нина, участница-ударница 5 «А» класса, член совета отряда.

Звеньевая Рафа Вафина исполнила танец «Полька».

Хорошо был принят хор, исполнивший песни: «По долинам и по взгорьям», «Каховка», «Комсомольцы».

После концерта ребята занялись настольными играми в пионерской комнате: кто играл в шахматы, шашки, кто занялся ребусами. Были организованы игры, массовые танцы.

Никому не хотелось уходить. Ребята высказывали пожелания, чтобы все сборы были такими же интересными».

Н. ПАДЕРИНА секретарь ГК ВЛКСМ по школам

«В седьмом классе», 21 мая 1949 года:

«Всегда в оживленном и шумном коридоре семилетней школы № 16 сегодня тихо, но торжественно. Кругом много цветов и зелени. Учащиеся ждут звонка. Стрелка медленно подвигается к 9 часам.

Звонок. Экзамены начались. После вступительного приветст­вия учителя математики в 7 классе П. Ф. Попова начинается письменная работа по алгебре.

Выпускники школы списали задачу, примеры и приступили к их решению.

После двух с половиной часов напряженной работы ученики Николай Механошин, Ев­гений Зорихин, Майя Онорина и Виктор Золотарев сдали свои работы. Один за другим подхо­дят к столу и сдают работы ученики Виктор Черемных, Алеф­тина Тощевикова, Лыскова и другие.

Правильно решили и чисто выполнили работы за 3 часа 12 учеников. Из 29 выпускников плохую оценку получил только один.

В 5 и 4 классах учащиеся писали изложение по русскому языку».

М. Волина

«Летний отдых детей», 4 июня 1949 года:

«В нынешнем году большое внимание уделяется летнему от­дыху детей со стороны партий­ных, комсомольских, профсоюз­ных и хозяйственных органи­заций.

Основная масса детей будет отдыхать в живописной местно­сти в районе реки Березовки во вновь выстроенном лагере металлургов и в лагере сана­торного типа при школе № 10. В распоряжении этого лагеря будет находиться парк культу­ры и отдыха. Всего же за период лета побывает в пионер­ских лагерях 2580 человек.

Большая работа будет прово­диться с оставшимися детьми в городе. Организованные пионер­ские дружины при Доме пионе­ров и при школах 2, 11, 15 уже начали свою работу. Проведены первые сборы сводных пионерских дружин. Школьники ознакомлены с планами на ле­то.


Воскресный выходной коллектива с семьями. 1950 год

Очень интересные маршруты на лето разработаны кружков­цами юных путешественников школы № 2. Они намерены совершить походы по рекам Чу­совой, Серебряной, в район Обманки с целью нахождения кварцевых песков, сероводородных источников, последствий карстовых явлений, а также обнаружения отпечаток древней растительности и животного мира на известняках. Кружковцы старшего возраста готовятся к объединенному походу со свердловцами по маршруту: Сверд­ловск-Коуровка, Чусовой-Лысьва и обратно.

Как только установится хоро­шая погода, группа путешест­венников школы № 15 отпра­вится по реке Чусовой, а вос­питанники детского дома № 1 — в двухдневный поход в район реки Березовки.


Летний лагерь. Школа № 16. 1946 год


У драматического театра бу­дет построен детский стадион силами комсомольцев школ. Спортплощадки оборудуются при детских домах, в школах № 10, 11, 16.

Планы на лето большие. На­до, чтобы комсомольские организации города и завода помогли пионерской организации и шко­лам их выполнить. А помощь нужна и в оборудовании спор­тивных площадок, и в проведе­нии походов, экскурсий, в ор­ганизации хорошего отдыха в пионерских лагерях».

Е. ПОЛЯКОВА

«Комсомолец Витя Черемных», 25 февраля 1949 года:

«Седьмой год учится Витя в школе № 16. За эти годы у него в табеле не было ни од­ной тройки. Таких результатов он добивается аккуратным вы­полнением домашних заданий, стремлением довести работу до конца, какая бы она ни была.

Витя честный, активный ком­сомолец-общественник, хо­роший товарищ в коллективе учащихся, прилежный ученик.

Учеба и большая обществен­ная работа в школе сочетаются с занятиями спортом, чтением художественной литературы.

Витя отличается скромностью, простотой, исполнительностью.

В настоящее время он отды­хает на южном берегу Крыма в пионерском лагере «Артек», от­куда шлет теплый комсомольский привет всем учащимся школы».

Г. К. ШАЛАМОВА — классный руководитель.

«Спасибо за заботу», 30 марта 1949 года:

«Ни в одной стране дети не пользуются такой заботой и вниманием, какой пользуемся мы — дети великой советской страны. Для нас созданы хоро­шие школы. где мы получаем знания, отведены лучшие уголки нашей прекрасной Родины для отдыха.

Я имел счастье побывать в пионерском лагере «Артек», пользующемся мировой извест­ностью. Воспоминания о нем ос­танутся в моей памяти на всю жизнь. Море, экскурсии по ис­торическим местам, живописная природа Крыма, столица нашей Родины — Москва. в которой мы побывали проездом, — все это по­полнило мои знания.

В «Артеке» я отдыхал и учил­ся. Но, приехав домой в конце III четверти, мне пришлось мно­го заниматься, чтобы наверстать пропущенные дни учебы в дороге. В четвертую четверть я поставил перед собой задачу, как можно меньше получать четверок, с первых дней занятий готовить­ся к государственным экзаме­нам.

Спасибо за заботу о детях на­шей партии и лучшему другу пионеров, учителю Иосифу Вис­сарионовичу Сталину».

Витя ЧЕРЕМНЫХ — ученик 7 класса школы № 16.

«Уголок пионера и школьника: в одной пионерской дружине», 4 ноября 1951 года:

В СОВЕТ ОТРЯДА 7 «Б» КЛАССА

«Я хочу быть пионеркой. Буду хорошо учиться. Я жду с нетерпением того дня, когда мне оденут красный галстук. Это будет самый радостный день. Я хочу быть смелой и от­важной, как Зоя Космодемьянская.

Светлана УШАКОВА — ученица 3 класса школы № 16.

Наш совет отряда получил уже много таких заявлений от учащихся 3-го класса. У них нет своего пионерского отряда, поэтому принимать в пионеры их будем мы. А когда примем их в пионеры и у них будет свой отряд, мы по­можем в работе.

Пионеры 7 «Б» класса:

Н. АЛИКИНА, З. ШАРДИНА, Л. БУСЫГИНА. А. СТАРЦЕВА, В. РАСПОПИНА, А. КОНДЮРИН, Н. ЗОРИН, З. АКАТОВА.

Что будет на торжественном сборе

На торжественном сборе дружины в честь 34-й годов­щины Октября мы примем в нашу пионерскую семью 35 школьников. Счастливые они!

Совет дружины позаботился о том, чтобы сбор прошел как можно интереснее, тор­жественнее. В пионерском угол­ке мы приготовили три фото­витрины; «За мир», «Вожди революции», «Мы живем в стране Советов, под звездою Октября!».

Коллектив учителей, совет дружины, комсомольцы будут принимать от них торжествен­ное обещание.

После торжественной линей­ки будем мы вместе играть, петь, танцевать.

Пусть на всю жизнь запом­нится ученикам третьего клас­са этот торжественный день.

Нина ПАТЛАСОВА — председатель совета дружины.

Мое комсомольское поручение

Мне поручили подготовить к приему в пионеры учеников 3-го класса.

Как только пришла к ним, я рассказала о героях-пионе­рах, о красном галстуке, о пионерском значке и салюте, о том, что в пионеры принима­ют не каждого, кто захочет, а того, кто прилежно учится и хорошо ведет себя.

У всех у них горячее жела­ние вступить в пионеры. Я познакомила ребят с текстом торжественного обещания. Мы с ними приготовили литмон­таж на тему «Прежде и те­перь».

С волнением я жду торже­ственного сбора дружины, ког­да моим третьеклассникам по­вяжут красные галстуки. Ка­кая это будет счастливая ми­нута и для них, и для меня».

Ира ИЖБАРДИНА — комсомолка, ученица 7 «Б» класса школы № 16

«Экскурсии», 22 февраля 1952 года:

«Учащиеся 4 «В» класса школы № 16 на уроке естест­вознания изучали тему «Глина». После урока учащиеся посети­ли огнеупорный цех металлур­гического завода.

Такой метод изучения мате­риала в школе практикуется широко. После урока геогра­фии ученики этого же класса недавно ходили на метеороло­гическую станцию.

Ученики 6 «Г» класса посети­ли металлургический завод, где познакомились с выплавкой стали, прокатом жести, производством эмалированной по­суды.

Экскурсии помогают закре­пить в памяти изучаемый ма­териал».

Учащиеся школы № 16: Валя СУББОТИНА, Фая КОНДАКОВА, Нина ПЫСИНА.

«Олимпиада детской художественной самодеятельности», 28 марта 1952 года:

«26 марта начался просмотр детской художественной самодеятельности школ города. Большой зал Дворца культуры заполнили около 800 школь­ников. Первыми выступают учащиеся школы № 7. Их хор сменяется танцевальной группой, декламацией и т д.

Много хороших номеров бы­ло представлено в первый день олимпиады учащимися школ 14, 15, 16 и 11.

Хор мальчиков школы № 16, насчитывающий около 120 че­ловек, хорошо исполнил литературно-музыкальный монтаж на тему: «Москва — город веч­ной славы».


Обсуждение итогов смотра художественной самодеятельности. Школа № 18.1968 год

Лучшие номера будут отоб­раны для концерта на город­ском пионерском слете. Олим­пиада продолжается».

Физкультура и спорт: городская летняя спартакиада школьников, 18 июня 1952 года:

«На стадионе металлургов проведена городская летняя спартакиада учащихся школ Министерства просвещения.

В программу соревнований входила легкая атлетика и ве­лосипед. В итоге соревнований первое место в командном пер­венстве среди семилетних школ заняла школа № 16, второе школа № 10 и третье — шко­ла № 11.

По легкой атлетике па пер­вое место вышла школа № 16, на второе — школа №10, на третье — школа № 11.

По велосипеду на первом месте школа № 10, на втором —школа № 16 и на третьем — школа № 2.

Первое место в командном первенстве средних школ за­няла школа № 3.

Победителями соревнований в личном первенстве по от­дельным видам программы вышли: у юношей 15-16 лет в беге на 60 метров Б. Салахутдинов (школа № 10) с ре­зультатом 7,8 сек. Он же за­нял первое место по прыжкам в длину.

В беге на 400 метров первое место занял ученик шко­лы № 11 А. Беляев. По прыж­кам в высоту первое место за­нял Купалкин — ученик школы № 16. Среди девушек три первых места заняла ученица школы № 2 Л. Ардышева — по бегу на 60 метров, по прыжкам в длину и в высоту.

Два первых места заняла ученица школы № 16 Семе­нова — в беге на 200 метров и метании гранаты.

В малой спортивной эстафе­те у юношей и девушек пер­вые места заняли учащиеся школы № 11.

По велосипеду первые места завоевали на дистанции 500 метров Золотова—школа № 2, на 1000 метров Шелепкова — школа № 10.

Среди юношей на 500 мет­ров победил Салахутдинов — школа № 10, на 1000 мет­ров Купалкин — школа № 16.

Учащиеся семилетней шко­лы № 6, 15 и 12 совершенно не принимали участия в спар­такиаде».

М. ПЕРМЯКОВ.

«Городской пионерский лагерь начал работу», 10 июня 1952 года:

«Городской пионерский ла­герь при детском секторе Дворца культуры начал свою работу. Его посещают учащие­ся школы №№ 1, 4, 16. В лагере проведена организа­ционная работа. Скомплекто­вана дружина. Дружина раз­бита на отряды по звеньям. В пионерском активе лагеря лучшие ученики школ: Мель­никова Эля, Занадворных То­ма, Губина Лариса, Мотовилов Арнольд (школа № 1), Королев Валерий, Тепикина Тамара, Сарамотин Станислав, Буйских Валерий (школа № 16) и другие.

Председателем совета дру­жины выбрана Андреева Нина.

На лето в лагере намечен интересный план работы. Мно­гие ребята побывают в Обман­ке, в Кыну, в пионерлагере «Уральский Артек». Будут ор­ганизованы экскурсии в горо­да Москву и Молотов.

Пионерская дружина подго­товилась к открытию лагеря, которое состоится сегодня».

«ВЕЛИЧАЙШЕЕ НЕСЧАСТЬЕ», март 1953 года:

«Величайшее несчастье постигло нашу партию и наш народ. Скончался любимый вождь, первый наставник и друг Иосиф Виссарионович Сталин.

Не может быть большей утраты, чем та, которую сейчас переживает народ, потерявший создателя счастья человеческого.

Все — от мала до велика — скорбят по поводу этой тяже­лой утраты, но вместе с тем все полны решимости и стрем­ления еще теснее сплотиться вокруг Ленинско-Сталинской партии и с удвоенной энергией продолжать великое дело вождя — завершение построения коммунизма.

В тяжелые дни, когда все мы переживаем великую утра­ту, коллектив учителей средней школы № 16 живет одной мыслью — дать учащимся глу­бокие и прочные знания, при­ложить все свои силы, всю свою энергию к тому, чтобы воспитывать в них достойных продолжателей дела Ленина-Сталина».

А. МИХАЛЬЧУК, Л. МУХОРИНА, П. ПОПОВ, И. ЕРПЫЛЕВА, Н. ПОПОВА, Л. СОЛОДНИКОВА, В. БУСОВИКОВА, В. ПЕ­РЕЛАДОВ, М. БОЛЬШАКОВА, К. ТЕТЕРИНА, Е. КОПАНЕВ, М. АРЕФИНА, КОРЗУНИНА. ЛАДЕЙЩИКОВА, ГОЛЫШЕВА, ТЮЛЬКИНА.

«Посвятить себя любимому делу», 20 мая 1953 года:

«Последние дни в школе. В эти дни все кажется особен­но милым и дорогим. И парта, за которой проведено семь лет, п длинные светлые кори- юры, и школьный двор, где так часто с друзьями играли в лапту или мяч...

Сейчас, в свободную минуту, семиклассники часто вспоминают обо всем, заводят раз­говор на самую волнующую их тему: кем быть, куда даль­ше пойти учиться? Поговорить на эту тему выпускники ре­шили на открытом комсомоль­ском собрании.

— Вопрос «Кем быть?» яв­ляется очень важным для молодежи в нашей стране, где всякий волен выбрать себе профессию по призванию, — сказала секретарь комсомоль­ской организации школы Рава Вафина.

— Вспомним слова великого русского ученого И. В. Мичурина: «Кто не владеет техникой какого-нибудь искус­ства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь нового, выдающегося». Нам нужно много и упорно учиться, овладевать высотами науки. Вот об этом-то мы сегодня и поговорим с вами, — закончила свое выступ­ление Рава.

С докладом «О выборе жиз­ненного пути» выступила ди­ректор школы А. П. Михаль­чук. После доклада выступали выпускники. Волнуясь, они говорили о своих самых за­ветных мечтах, о своих пла­нах на будущее.

В своем выступлении Роберт Шилов говорит: — Я выбрал се­бе путь: хочу стать капитаном, корабля и водить суда в даль­ние плавания. По окончании семилетки я поступлю в мор­ское подготовительное учи­лище.

Своей мечтой — стать лет­чиком поделился с товарища­ми Руда Евдокимов:

— Я люблю наблюдать, как в голубой вышине, сверкая под лучами солнца и рокоча мощными моторами, проносит­ся самолет. Из книг я много узнал о славных советских летчиках и их боевых делах. Окончив школу, я поступлю в авиационный техникум.

Нина Щукина на вопрос «Кем быть?» отвечает так:

— Я решила стать меди­цинским работником. В меди­цине еще много проблем, ко­торые должны быть и будут разрешены для блага челове­чества. С особым интересом я читаю статьи наших ученых о медицине. Я хочу бороться за жизнь человека.

«Будущее принадлежит хи­мии, — говорит Тамара Некра­сова, — и я хочу быть химиком-технологом». О своем желании посвятить жизнь воспитанию подрастающего поколения — стать учительницей говорит Тамара Татаринова.

Так думают юноши и де­вушки. Многие семиклассники, как Нелли Николаева, Клара Олтаржевская, Нина Орлова, Нелли Постаногова и другие хотят окончить десятилетку. Получив среднее образование, они пойдут в институт. В ка­кой именно, они пока не зна­ют, но у них впереди доста­точно времени для того, что­бы выбрать себе любимую про­фессию.

Дорогие, юные друзья! Мы живем в такой стране, где можно развить все свои спо­собности. Вас примут везде, везде вас будут заботливо растить и учить. Но и сами вы должны быть требователь­ными к себе, трудолюбивыми, целеустремленными, никогда не останавливаться на полпути.

Всегда помните, что нет благороднее цели, чем честно и самоотверженно служить своей прекрасной социали­стической Родине. Писатель М. Светлов, обращаясь к мо­лодежи, говорил:

Ты в начале пути.

Пред тобою дороги большие

И счастливые песни звучат

Над родною землей.

Ты гордишься великой

Советскою нашей Россией,

Сделай так, чтобы Родина

Тоже гордилась тобой!»

Р. ЯРОСЛАВЦЕВА, старшая пионервожатая школы № 16.


7 класс, школа № 16, май 1953 года. Последний выпуск из семилетней школы № 16 по адресу Полярников 7.
Учителя в первом ряду слева: Евстигнеева А.Н., Мухорина Л.М., Попов П.Ф., Богомягкова Л.Д., Голубцова Е.П., Маркеева А.Н.


Последнее фото коллектива учителей семилетней школы № 16 по адресу: улица Полярников, 7

В июне 1953 Попов Павел Фёдорович получил повышение: он был назначен директором неполной средней школы № 10 и возглавлял её до августа 1962 года.

О деятельности школы под руководством Попова П.Ф. рассказывает Шатрова М.К. — Заслуженный учитель РСФСР, отличник народного образования, педагогический стаж 51 год:

На улице Мира (бывшая Сталина), на противоположной стороне от парка, на пригорке стояла школа № 10 (семилетняя, затем восьмилетняя). Микрорайон школы: север-переулок Ярославцева, юг — река Травянка, запад — ул. Садовая, восток — граница города. Детей в 1957-62 годах (мои годы работы) было много, поэтому на параллелях было по 3-5 классов, в каждом по 38-45 человек.
Занятия в 1-4 классах проводились в 3 смены: 1 смена: 8-12 ч.; 2 смена — 12 ч. 15 мин.-16 ч.; 3 смена — 16 ч. 15 мин.-20 ч.


Педагогический коллектив школы № 10. 1953 год. Некоторые учителя на этом фото работали также и в школе № 3.
Кротова Елизавета Георгиевна — учитель математики — работала в школе № 3 с 1934 по 1938 гг.,
Попова Нина Федоровна — учитель географии - работала в школе № 3 с 1955 по 1975 гг.,
Котельникова Ю. В. — учитель начальных классов — жена директора школы № 3 Котельникова П.И.,
Пислигина Валентина Александровна — учитель начальных классов — работала в школе № 3 с 1937 по 1939 гг.,
Мальцева Валентина (Петровна?) — учитель начальных классов — работала в школе № 3 с 1934 по 1936 гг.
Левицкая Любовь Лазаревна — учитель химии — работала в школе № 3 с 1960 по 1970 гг.
Малков Г.П. — здесь ошибка — это учитель рисования Мальков Герман Андреевич, работал в школе № 3 с 1951 по 1960 гг.


Коллектив школы № 10. 1962 год. 1 ряд слева: 1. Анисимов В.И.— завхоз, 2. Чинова Елена Ивановна — учитель английского языка,
3. ?. 4. Лялин — учитель труда. 2 ряд: 1. Максимова Карелия Даниловна — учитель истории,
2. Пушкарёва Тамара Алексеевна — учитель русского языка, 3. Шатрова Маргарита Карповна — учитель начальных классов, завуч,
4. Попов Павел Фёдорович — директор, 5. ?, 6. Кислицына Анастасия Гавриловна — учитель истории,
7. Агзамова А.— учитель начальных классов, 8. ?, 9. ?. 3 ряд: 1. Матвеева Екатерина Григорьевна — учитель начальных классов,
2. Котельникова Юлия Васильевна —учитель начальных классов, 3. Оборина Анастасия — учитель начальных классов,
4. Черепанова Лидия Дмитриевна — учитель начальных классов, 5. ?, 6. Перевозникова Надежда Михайловна учитель биологии,
7. Шведова Клавдия — учитель начальных классов, 8. ?, 9. Мякотникова Людмила Викторовна — учитель начальных классов,
10. Юрина Конкордия Григорьевна — учитель математики, 11. ?, 12. Пиперкова Александра Ивановна — учитель математики,
13. Косвинцева Евгения Константиновна — учитель русского языка.

Директором школы был Попов Павел Фёдорович, завучем — Пушкарёва Тамара Алексеевна, старшей пионерской вожатой Касанова Екатерина Михайловна. Школа славилась прекрасными, знающими, любящими своё дело, учителями. Например, Нестерова Анна Афанасьевна, Пиперкова Александра Ивановна — учителя математики, Ленина Марина Павловна, Косвинцева Евгения Константиновна — учителя русского языка и литературы, Чинова Елена Ивановна — учитель немецкого языка, Суслова Мария Степановна — учитель истории, Федосеева Людмила Викторовна, Тимофеева К.С., Шведова Клавдия Петровна — учителя начальных классов, Шестакова Людмила Ивановна — учитель физкультуры.


4 «А» класс. Школа № 10. Май 1962 года

Одно из основных положений в школе — индивидуальная работа с каждым учеником, кропотливое, ежедневное выявление способностей учащихся, опираясь на воспитание в коллективе и через коллектив.
Жизнь школьников вне уроков шла через пионерскую организацию. Ежемесячные отрядные сборы, участие в художественной самодеятельности (ежегодно был городской смотр художественной самодеятельности во Дворце ЛМЗ, в котором выступали все школы в течение 3-4 дней), дружинный сбор в ПТУ № 6 «Встреча трёх поколений».
Трудовые дела учащихся: от дежурства в классе до работы на субботниках по уборке территории около школы, в парке, сборы макулатуры и металлолома. Участие в неделе книги в весенние каникулы, проведение праздников в школе: «красные» даты календаря, новогодняя ёлка, «За честь школы».
Спортивные состязания проходили круглогодично по сезонам, классные и школьные, городские.
Ученики жили по законам юных пионеров и по правилам школьника. Каждый ученик, кроме оценок по предметам, имел оценку по поведению и прилежанию. В конце учебного года классный руководитель писал каждому ученику характеристику.
Школьных столовых в то время не было, были лишь школьные буфеты, которые не могли удовлетворить потребности школы, учителя обедали в столовой № 4 на Садовой улице.
Мои ученики были славные дети, которых я помню добросовестными, серьёзными по отношению к учёбе, начитанными, жизнерадостными и добрыми. Большими союзниками были и родители.


1 «А» класс, школа № 10. Попов П.Ф. — директор, Шатрова М.К. — учитель 1 «А» класса,
Касанова Е.М. — старшая пионерская вожатая. 1958-1959 гг.

В 1962 году была построена новая восьмилетняя школа № 18.

Попова П.Ф. перевели туда директором.

За плечами Павла Фёдоровича был 21 год административной педагогической деятельности завуча и директора.

Теперь на его долю выпала другая задача: создать работоспособный, творческий педагогический коллектив. А это более 30 учителей из разных школ города! Лучше знали друг друга ученики, которые радовались открытию школы в своём микрорайоне. Единственная в городе школа-односменка для 5-8 классов, а с 1966 года она получит статус «средняя школа». Грамотными единомышленниками и помощниками были завучи: Глинских Ида Павловна, Шатрова Маргарита Карповна и Хуснутдинова Д.Г.


8 «А» класс, школа № 18. 1965 год


8 «А» класс, школа № 18. 1968 год


10 «А» класс. Классный руководитель — Сычугова Л.Н. 1968 год

И не случайно в 1964 году методический кабинет школы № 18 был признан лучшим среди школ города! И это первенство держалось три десятилетия!

Школа развивалась активно во многих направлениях. Конечно, главное — это воспитание ответственности и дисциплины у коллектива учителей и учащихся.

Много было сделано для создания уюта и чистоты в школе, прививалось бережное отношение к сохранности школьного имущества. Активно развивалась туристическая работа. Собирался материал для школьного краеведческого музея боевой и трудовой славы, который был открыт в кабинете № 17 (география).

Пионеры школы шефствуют над братскими могилами солдат, умерших в госпиталях нашего города. В течение трёх лет из Киева приезжает в школу сын погибшего солдата А. Вертай.


Вертай с коллективом школы. Май 1965 года


Митинг 9 Мая у школы № 18. Журавлёва Е.П., организатор, Попов П.Ф. и Вертай — сын фронтовика

С 1966 года вводится производственное обучение учащихся в слесарных и столярных мастерских. Учащиеся 9-10 классов постигают производственное обучение на ЛМЗ. Девочки обучаются специальности секретаря-машинистки с последующим вручением документа.


С детьми Шатрова М.К. и Попов П.Ф., школа № 18. 9 мая 1965 года

Попов П.Ф. — хороший педагог и воспитатель. И это главное для директора школы. В управлении школой очень важен человеческий подход.

Из воспоминаний учителей:

«Павел Фёдорович внимательный, чуткий человек. Я после десятого класса пришла в школу № 18 пионерской вожатой. Мне нравилась моя работа, коллектив учителей. Павел Фёдорович остался в моей памяти внимательным, спокойным, тактичным человеком. Я не имела ещё никакого образования, но к обязанностям своим я относилась ответственно и увлечённо. Помню, что он был озабочен моей небольшой зарплатой. Через некоторое время я стала получать больше».

Аликина Н.

«Никогда не забуду, как в один из учебных дней меня вызвал в кабинет директор школы Попов Павел Фёдорович. Он открыл журнал 6 класса на странице «Математика» и показал мне строку, на которой напротив фамилии ученицы стояли оценки «22222322». Он спросил меня: «Кто ставил эту тройку?» я отвечаю: «Я». «Ну, если эту тройку поставили Вы, значит, девочка может учиться на 3! Идите и работайте». Этот эпизод стал для меня уроком на всю жизнь.


Стадион школы № 18. Второй справа — Попов П.Ф. 9 мая 1967 года

Работа в школе № 18 для меня — это настоящая школа жизни. Здесь я приобрела опыт работы, научилась терпению, ответственности, принципиальности и добросовестности. И всё это благодаря руководству школы: Попову П.Ф., Шатровой М.К. и Хуснутдиновой Д.Г. Спасибо школе, тем людям, которые мне помогали, меня воспитали и дали образование!»

Орлова Л.В. (из книги Шатровой М.К. «Мгновения школьной жизни…»)

Попов П.Ф. проработал директором школы № 18 до августа 1968.

Вспомогательная школа № 9

С августа 1968 года Попов П.Ф. — директор вспомогательной школы № 9.



Из истории школы № 9 (Щукина А.К., инспектор гороно, зав. гороно):

«Эта школа находилась в деревянном одноэтажном здании на территории сада «30 лет ВЛКСМ», сквер около церкви. Школой руководила Козлова Августина Филипповна. В 1962 году была закрыта татаро-башкирская школа № 6, а здания передали вспомогательной школе № 9 для обучения умственно-отсталых детей. Приоритет этих зданий для школы № 9 в том, что в одном из зданий можно было разместить интернат, т. к. обучались дети из сельских школ. Но для больных детей санитарно-гигиенические условия не подходили, обеды и ужины носили в ведрах из кафе «Огонек», мыться дети ходили в городскую баню, не было и горячей воды в зданиях и т.д.
В 1974 году школа № 10 была реорганизована, детей распределили по школам № 3 и № 18. В здании открыта коррекционная школа».

Попов П.Ф. руководил коррекционной школой до 29 октября 1973 года. Преподавательскую деятельность закончил в 1976 году в связи с выходом на пенсию. Стаж его педагогической деятельности 40 лет.

Попова Нина Дмитриевна (06.06.1919-24.04.1998)

Нина Дмитриевна родилась в семье крестьянина в Вятской губернии Халтуринского уезда в деревне Овчинники. После окончания неполной средней школы поступила на рабфак, а через год в Пермский учительский институт. После окончания института присвоена квалификация «Учитель начальной школы».

Направлена в Лысьву в начальную школу № 4, а в 1936 переведена в школу-семилетку № 16, в которой проработала до мая 1953 года. С сентября 1953 она продолжает работать учителем начальных классов в семилетней школе № 4.

В конце пятидесятых прошла курсы переподготовки при Пермском институте усовершенствования учителей и получила квалификацию «Учитель русского языка и литературы». С 1960 года ведёт уроки русского языка и литературы в 5-6 классах. В 1963 назначена завучем по начальным классам. Стаж педагогической деятельности 46 лет.


Первая пара слева — Бусоргины Алевтина Петровна и Василий Иванович.
Дальше Поповы Нина Дмитриевна и Павел Фёдорович. Третья пара неизвестна. 1936 год


3 класс. Учитель — Попова Н.Д. Школа № 16. 1939 год

От автора статьи Волковой З.В.: «Жаль, что не сохранились трудовые книжки. Думаю, что труд этих педагогов не раз отмечался благодарностями и грамотами разного уровня. Огромная благодарность Маргарите Карповне Шатровой за воспоминания о работе с Поповым П.Ф. в школах № 10 и 18 и за фотоархив.

Спасибо Музею за возможность пролистать газету «Искра» и дополнить историю школ Лысьвы.

Спасибо Поповым Елене и Виталию за биографические воспоминания и за фото из домашнего архива».

Источники:

  1. Личный архив Шатровой М.К.
  2. Личный архив семьи Поповых
  3. Фонды Лысьвенского музея
  4. Шатрова М.К. Мгновения школьной жизни: http://biblioteka-cnmo.my1.ru/load/0-0-1-252-20