С английским по жизни

Екатерина Фёдоровна родилась в семье рабочего в селе Нижне-Иргинское Красноуфимского района Свердловской области. Вскоре семья переехала в Лысьву. Отец работал на металлургическом заводе, мама занималась воспитанием детей, их было трое: две дочери и сын.


С коллегами. Слева направо: Л.М. Мухорина, Т.Г. Попова, Е.Ф. Рыжкова, стоит Бубнова З.В.

Екатерина была старшая, в 1938 году пошла в первый класс школы № 3.

Екатерина Фёдоровна вспоминала:

«Когда началась война, я уже окончила три класса. Помню, как провожали папу на фронт, мама плачет, мы, трое ребятишек, вцепились в папу. И вдруг слышу кто-то говорит маме: «молодка, дёрни его за гимнастёрку, вернётся живой». Он прошёл всю войну, мы встречали папу в Калино 26 августа 1945. В годы войны занимались в доме учителя, который был рядом со школой. В школе располагался госпиталь, мы проводили там концерты, писали письма по просьбе раненых.
Мама тоже стала работать на дому: шила варежки из материала, который выдавали на оборонном пункте, я помогала ей.
Хорошо помню 9 мая, готовилась к уроку по географии, прибегает соседка тётя Нюра и кричит, что войне конец. Все бежим на площадь, там звучит победная музыка, люди плачут от радости.
Возвратились в школу учителя: Котельников Павел Иванович (директор школы № 3), Коробейников Сергей Иванович, мой классный руководитель; Золотов Серафим Алексеевич, он учил меня математике».

По рассказам Екатерины Фёдоровны чувствовалось, что школу она любила, ей нравились предметы: история, немецкий язык и математика. Именно учитель немецкого языка, Реймер Э.Я., повлиял на выбор факультета.

В 1949 году поступила в Свердловский педагогический институт иностранных языков на факультет английского языка.

После окончания института (1953 г.) была направлена в город Рубцовск Алтайского края, где проработала два года.

С 1955 по 1960 гг. преподавала в средней школе № 1 в городе Краснокамск Пермской области.

Екатерине Фёдоровне нравилось везде, но тянуло в родные места, к родителям.

В 1960 году она вернулась в Лысьву. В городском отделе народного образования её направили в школу № 16 имени А.С. Пушкина.

Тридцать семь лет работы в школе прошли насыщенно и интересно.

Для учащихся проводилось много мероприятий, связанных с английским языком: ребята устраивали концерты на английском языке, читали стихи, писали сочинения, пели песни, играли пьесы, выпускали стенгазеты…


10 «В» класс. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф., во втором ряду, вторая справа. 1966 год

Первый выпуск всегда памятен учителю. Для Екатерины Фёдоровны это выпуск 1966 года, 10 «В» класс. Она вспоминает, как они помогали в строительстве спортивного стадиона и гостиницы.

В 70-е годы появился первый магнитофон, а потом в школе был оборудован лингафонный кабинет английского языка. Именно в эти годы уделялось большое внимание разговорной речи. Екатерина Фёдоровна вела кружок, где ученики узнавали много интересного о туманном Альбионе. Она всегда мечтала побывать в Англии, и в 1975 мечта сбылась: Екатерина Фёдоровна посетила Лондон.


10 «Б» класс. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф., пятая слева. 1968 год


8 «В» класс. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф., в середине. 1969 год


10 «А» класс. Классный руководитель — Зернина Э.И. Рыжкова Е.Ф., третья справа. 1970 год


8 класс. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф., пятая слева. 1975 год


10 «А» класс. Классный руководитель — Рыжкова Е.Ф., четвёртая слева. 1977 год


10 «А» класс. Классный руководитель — Оборина Л.А. Рыжкова Е.Ф. справа, четвёртая. 1984 год

Из аттестационного листа:

«Хорошо знает программный материал, тщательно продумывает каждый урок. Использует различные приёмы: аудирование, работа в парах по формированию диалогической речи, работа с текстом, игры, составление различных языковых ситуаций. Применение таблиц, картин прочно вошло в практику ведения урока. Со слабыми учащимися занимается дополнительно после уроков. Её ученики хорошо выступают на олимпиадах и успешно сдают экзамены в вузы.

Имеет большой опыт классного руководства. Не раз выступала на педсоветах, производственных совещаниях из опыта работы.

На семинаре директоров школ в 1979 году давала открытый классный час. В 1981 — открытый урок английского языка для учителей Чусовского, Лысьвенского и Горнозаводского районов».


Коллектив школы № 16. 1977 год


Педагогический коллектив школы № 16. Е.Ф. Рыжкова — первый ряд, третья слева. 1982 год

Из воспоминаний выпускников: Нас учили учителя, влюблённые в свою профессию. Они были строгие, принципиальные, но хорошо видели, кого из нас можно вырастить. Екатерина Фёдоровна давала такие знания, с которыми не страшно было поступать в любой вуз. Если поступали в технический вуз, где английский был 2 или 3 курса, то успехи были ничуть не хуже выпускников из языковых школ, а иногда и лучше.


День учителя, торжественная часть в ДК ЛМЗ. Е.Ф. Рыжкова в первом ряду вторая. 1972 год

По стопам Екатерины Фёдоровны пошли выпускники школы: Дудина В.А. (1966 г.), Глумова С.Ф. (1970 г.), Котова Е.И. (1973 г.) Кстати, Глумова Светлана «поступала на филологический, но так замечательно сдала английский, что её сразу пригласили на факультет иностранных языков».

Екатерина Фёдоровна в течение 10 лет возглавляла городское методическое объединение учителей английского языка.

Много времени отдавала общественной работе. Была председателем профсоюзного комитета школы.

За скромность, умение подчинять свои интересы интересам общества, за доброту и внимание пользовалась уважением коллег.

Екатерина Фёдоровна ушла из школы на заслуженный отдых в 1997 году. Награждена медалью «Ветеран труда», её педагогическая деятельность отмечена грамотами и благодарностями различного уровня.

Екатерина Фёдоровна и на пенсии была полна оптимизма и деятельности. Во Дворце пионеров она вела кружок для детей детсадовского возраста по изучению английского языка.


Учителя английского языка. Е.Ф. Рыжкова во втором ряду слева вторая.1997 год


Е.Ф. Рыжкова слева четвёртая. 2003 год

Всегда была в курсе всех политических событий, много читала на английском языке, радовалась возвращению Крыма в Россию — там живут её родственники.

Екатерина Фёдоровна и на пенсии жила мыслью о школе. Она интересовалась жизнью своих выпускников, они не забывали своего учителя, приходили в гости, звонили. Выбрав однажды учительскую стезю, Екатерина Фёдоровна никогда не жалела об этом.

Источники:

  1. Фонды музея школы № 16